Современное направление правового развития Российской Федерации характеризуется достаточно высоким динамизмом. Несмотря на то, что многие нормативно-правовые акты вступили в силу и введены в действие, российская правовая система продолжает развиваться и совершенствоваться. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который введен в действие в 2002 году, закрепил новую модель уголовного судопроизводства, а также новый стандарт обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Необходимо отметить, при возбуждении уголовного дела в последующем имеет место быть предварительное расследование, а при отказе в его возбуждении все уголовно-процессуальные правоотношения подлежат прекращению (если участники процесса не воспользовались правом обжалования такого решения). В этой связи особую актуальность приобретает проблема обеспечения прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступного посягательства, если такое решение не является законным, обоснованным и мотивированным, незаконное постановление существенно нарушает нормы Конституции Российской Федерации, в части охраны прав потерпевших от преступлений, а также обеспечение государством потерпевшим доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.
На сегодняшний день в России появилась динамика роста количества незаконных необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, данный показатель показывает необходимость укрепления состояния законности, принятия и создания правовых гарантий по соблюдению прав и законных интересов граждан, их права на доступ к правосудию на досудебной стадии уголовного процесса. Так, например, согласно статистической информации Следственного комитета России за январь-март 2018 года, рассмотрено сообщений о преступлении всего 169 282, возбуждено 35 888. Следовательно, по результатам проверки 133 394 сообщения о преступлении принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или передаче материала проверки по подследственности. Согласно отчету прокуратуры Республики Саха (Якутия) по рассмотрению обращений граждан за 2017 год прокуратурой отменено 37 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконное и необоснованное.
Возбуждение уголовного дела является начальной стадией уголовного судопроизводства, именно данная стадия дает начало уголовно-процессуальным правоотношениям. В этой стадии полномочные государственные органы принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом. На стадии возбуждении уголовного дела уголовно-процессуальный закон требует проведения проверки сообщения о преступлении, где полномочными органами оцениваются и анализируются сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливаются признаки преступления и основания для возбуждения дела.
Современное законодательство уголовного судопроизводства уделяет особое внимание на защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступного посягательства, данное положение законодательно закреплено в ст. 6 УПК РФ. Для достижения целей назначения уголовного судопроизводства создана целая система процессуальных решений, которые предусматривают возможность применения способов воздействия на лиц, подвергаемых проверке по сообщению о преступлении, без их привлечения к уголовной ответственности. Одним из таких решений является отказ в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела является одним из форм завершения производства по проверке поступившего сообщения или заявления о преступлении без возбуждения уголовного дела [1, с. 136].
На сегодняшний день в науке уголовного процесса существуют разные точки зрения относительно о целесообразности существования порядка проверки сообщения о совершенном преступлении. Некоторые ученые, а также государственные ведомства предлагают исключить такой вид деятельность как проверка сообщения о преступлении. Такая позиция ученых и государственных ведомств находит одобрительный отклик в МВД России. К примеру, в п.4.5 «Дорожной карты дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» предлагается рассмотреть возможность отказа от стадии возбуждения уголовного дела [2, с. 5].
В случае, если такая позиция будет поддержана отечественным законодателем, то несомненно, УПК РФ будет повторять уголовно-процессуальное законодательство до 1917 года. При ликвидации стадии возбуждения уголовного дела государственные органы будут вынуждены осуществлять уголовное преследование с момента поступления сообщения о преступлении, если будут усматриваться признаки состава преступления.
Такая концепция развития процессуального законодательства может очень серьезно сказаться на качестве расследования дел, а также ущемлять гарантированные международными договорами и Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина.
Ликвидация института отказа в возбуждении уголовного дела ничего не изменит, если не будут устранены причины, порождающие проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела [3, с. 76].
Таким образом, ликвидация стадии возбуждения уголовного дела не может привести к положительным последствиям, наоборот, ухудшится состояние законности и доверие народа к уголовному судопроизводству. Также ликвидация приведет к осложнению работы правоохранительных органов, что влечет некачественное расследование дел и неравномерное распределение нагрузки, говоря простыми словами, к бессмысленной трате времени сотрудников государственных органов, ведь незаконно возбужденное уголовное дело придется прекращать [4].
Литература:
- Безлепкин Б. Т. Комментарий в Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами № 105-ФЗ, 128-ФЗ, 130-ФЗ. М.: Проспект, 2016. С. 136.
- Из выступления министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции Владимира Колокольцева на «Правительственном часе» в Государственной Думе Российской Федерации // Полиция России, ноябрь 2012, С. 5.
- Лантух Н. В. Предварительное расследование в современном уголовном судопроизводстве: институционный анализ. СПб., 2014. С.76.
- Васильев Ф. В. Институт отказа в возбуждении уголовного дела // канд. дисс. 2016