Статья посвящена светскому характеру государственного устройства России и административно-правовому регулированию деятельности религиозных объединений субъектами Федерации, на примере Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы теоретического и практического характера. Обозначена проблема невозможности регулирования деятельности религиозных объединений только на федеральном уровне без учета специфических черт и особенностей всех субъектов Федерации.
Ключевые слова: религиозные объединения, светское государство, административная реформа, республика, социально-экономическое развитие.
Вопросы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений, их организации и деятельности связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства [1].
В начале 90-х гг. ХХ века с распадом СССР усилилась роль религии в обществе в связи с социально-политическими изменениями в стране, которые в корне поменяли политическую систему страны. Более 70 лет СССР представлял собой государство формально светского типа. Светское государство теоретически должно относиться принципиально нейтрально к догматике и религиозной практике любой конфессии, если они не наносят ущерба правам человека, его жизни, здоровью, чести, достоинству и самовыражению. В действительности же в стране господствовал синтез идеологии и квазирелигии [2, с. 36].
Социально-экономические потрясения конца XX века в России обусловили актуализацию религии как одного из важных факторов, оказывающих влияние на развитие общества [3, с. 35]. В этой связи исследование попыток правового регулирования государством религиозной ситуации в одном из крупнейших субъектов РФ — республики Саха (Якутия) представляется актуальным. В данной работе делается попытка определить эффективность административно-правового регулирования деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации, на примере Республики Саха (Якутия).
Представители власти Республики считали, что появление в Республике «нетрадиционных» религиозных течений может негативно сказаться на единство общества, считали, что общество может расколоться и раздробиться по конфессиональному признаку. Так, в 1999 г. в Республике произошли столкновения баптистов и пятидесятников. В срочном порядке была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия), которая включала себя представителей силовых структур и различных министров. Позже был создан отдел по взаимодействию с верующими при Министерстве по делам народов и федеративным отношениям. Также готовился закон республики «О деятельности религиозных объединений в Республике Саха (Якутия)».
Как показали социологические опросы, для Республики Саха (Якутия) характерна высокая степень толерантности и терпимости к представителям различных религиозных течений, абсолютное большинство упомянули, что каждый имеет право на свободу совести и вероисповеданий. Одним из важных событий стало принятие федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данный Закон признал за РПЦ особую роль в истории и культуре России.
Необходимо определить, что законодательство о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, включает в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация. Такие нормы, хотя и могут получать прямое дополнительное закрепление в федеральных законах, по общему правилу, обязательного такого закрепления не требуют, имеют на территории Российской Федерации прямую силу, являются непосредственно действующими.
В настоящее время назрела необходимость в строгом регулировании деятельности религиозных объединений, чтобы пресечь межконфессиональные конфликты. Регулирование деятельности религиозных объединений только на федеральном уровне представляется невозможным, так как при регулировании деятельности следует учитывать специфические особенности субъекта Федерации, вследствие чего возникает необходимость в административно-правовом регулировании на уровне субъектов. Именно нормотворческая деятельность с учетом особенностей региона может действительно урегулировать деятельность религиозных объединений.
Литература:
- Бубнов С. В. Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации. дисс., канд., юрид., наук. М., 2003.
- Мень М. Культура и Религия. Институциональные и ценностные аспекты взаимодействия государственных институтов, общества и его культуры в советский и постсоветский периоды на примере взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством. М., 2001.
- А. П. Николаев. Восточная Сибирь, государство, общественное развитие, религия // Сибирская заимка. 2002. N 5. C. 35.