Журналистика и блогосфера в социокультурном информационном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 08.12.2018

Статья просмотрена: 2034 раза

Библиографическое описание:

Демьяненко, К. В. Журналистика и блогосфера в социокультурном информационном пространстве / К. В. Демьяненко, М. Е. Бегларян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54594/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению такого явления современного медиапространства, как блогосфера, исследованы тенденции использования блога как средства массовой информации. Исследуются причины популярности блогеров в медиасреде. Рассматриваются сходства и различия между журналистами и блогерами. Вывод: несмотря на ряд совпадений, блогеры и журналисты — это две разные формы информирования населения о политических и иных событиях в мире, которые нуждаются в правовом регулировании.

Ключевые слова: блог, блогер, блогосфера, журналист, закон, Интернет, интернет-право, информация, информационные технологии, сайт, СМИ Читатель.

Верования, ценности, знания, нормы, навыки и идеалы в совокупности формируют программы деятельности, которые, в свою очередь, образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит и транслирует его, передает от поколения к поколению. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения, общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества [1, с. 341].

Одной из таких моделей человеческой инициативы является журналистика, которая благодаря способности воздействовать на общественное мнение может легитимировать преобразования в жизни социума. Заметить это можно в практике СМИ и блогосфере.

В последнее время блогосфера рассматривается как уникальное информационное пространство и составляет высокую конкуренцию традиционным и устоявшимся СМИ (газетам, радиостанциям и т. п.).

На данный момент каждый телеканал, любое периодическое издание имеет свой сайт или информационный портал, с помощью которого они публикуют новости, проводят онлайн трансляции для информирования населения.

Эпоха Всемирной паутины значительно расширила технологические, информационные и мультимедийные возможности Интернета. Эти возможности послужили причиной трансформации системы производства и распространения информации [2]. Новые интернет-сервисы объединяют данные о каждом пользователе и автоматически подстраиваются к его предпочтениям. Например, на запрос пользователя, где найти смартфон, поисковая система выдаст ответ в виде адреса ближайшего магазина, где можно приобрести данный товар.

Ценность журналистики состоит в том, чтобы обеспечить людей проверенной информацией. Наиболее важным аспектом является систематический процесс — а именно высокая дисциплина проверки информации. Журналисты должны использовать только подтвержденные факты для своих новостей.

Мы живем в век информационных технологий. Люди давно перешли на новую форму получения информации — интернет. Основная масса людей не может представить свою жизнь без интернета. Он уже давно заменяет газеты, журналы и книги. Сейчас все чаще можно заметить, что люди ищут все необходимое в интернете, а именно у так называемых блогеров.

Блогер — это и любитель, и профессиональный журналист в одном лице. Можно ли говорить, что блогеры доносят до своих читателей достоверную информацию, как того требует закон о СМИ.

Блог — это разновидность сайта, основным содержанием которого являются регулярно добавляемые записи, картинки, файлы мультимедиа одним человеком или коллективом [3, с.134–136.]. Новые записи выводятся, как правило в обратном хронологическом порядке, то есть последняя добавленная запись находится всегда сверху. Каждая запись блога имеет дату публикации и возможность комментирования содержимого, благодаря чему автор блога и читатели могут вступить в публичное обсуждение написанного.

Первые блоги характеризовались как личные дневники или сетевые журналы, где человек мог записывать все, что происходит с ним в жизни, но постепенно популярность блогов возросла и они стали скорее не разновидностью сайта, а отдельным форматом [3, с.134–136.].

Люди, ведущие блоги — это блогеры, а общее количество всех блогов на просторах сети — это блогосфера. Главная характеристика блога — открытость, любой гость, без разрешения, может просматривать контент, публиковать отзыв (комментарий, «коммент»). Эта характеристика делает блоги средой живого общения сети, имеется ряд преимуществ перед чатами, почтой и группами [4, с.57–62].

Блогосфера — может стать источником сбора социального настроения, является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов. Зачастую, они учитываются в академических работах и научных исследованиях, которые относятся к современным глобальным социальным тенденциям. На сегодняшний день существует несколько творческих рейтингов самых популярных контентов из блогосферы [5].

В настоящий момент можно встретить блоги различной тематической направленности. Также в зависимости от авторов они бывают личными, «призрачными», коллективными, корпоративными и рекламными [6, с. 133]. Блоги, то есть небольшие ресурсы всемирной паутины, в последнее время очень распространены. На некоторых сайтах можно ознакомиться с новым кулинарным рецептом, а в каких-то — просто почитать размышления автора о любви, отношениях, смысле жизни и т. п. Сейчас людям проще зайти на страницу к блогеру и изучить его советы. Читатели верят их рекомендациям и стараются найти, приобрести тот или иной товар, который рекламирует блогер.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР) предложил обязать блогеров и владельцев популярных страниц в социальных сетях оформлять свои аккаунты на юридическое лицо, за счет чего легально размещать рекламу и платить налоги с прибыли. Об этом он заявил Агентству городских новостей «Москва» [5]. Так же он подчеркнул, что реклама в социальных сетях распространяется на коммерческой основе, то есть за нее блогерам платят деньги. Он отметил, что при закреплении аккаунта за юридическим лицом на блогера ляжет обязанность по уплате налогов в связи с получением доходов от публикации рекламных постов. Также, А. Свинцов отметил, что при юридической регистрации аккаунтов в социальных сетях все перейдет в «белое поле». И тогда появится ответственность за недостоверную, ложную или опасную информацию в рекламе, что можно купить косметику, которая принесет вред здоровью или продукты питания, употребив которые можно потерять здоровье или которые вообще приведут к гибели человека», –подытожил депутат.

В соответствие с Законом РФ «О средствах массовой информации», журналист обязан проверять достоверность информации [8]. На нем лежит большая ответственность — перед читателями, перед людьми, о которых идет речь в публикации, перед редакцией. Небрежное отношение журналиста к своим обязанностям в последующем может дорого стоить не только ему лично, но и СМИ.

А какую ответственность несет блогер за недостоверную информацию и к какому закону он подчиняется? Блогер должен выполнять те же требования, что установлены законом для СМИ.

С 29 июля 2017 г. ФЗ № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»», регулирующий деятельность блогеров, утратил силу.

Тем самым, можно сделать вывод, что официального нормативного понятия, организацию деятельности граждане не могут посмотреть в законе, потому что он отсутствует. Как и журналисты, блогеры пишут посты на общественно значимые темы. В последующем, эта информация, как и СМИ, воздействует на общество.

Развитие законодательства в области блогосферы постепенно набирает обороты. На наш взгляд необходимо выработать единый подход к регулированию их деятельности. А именно, необходимо разработать ФЗ «О блогерах». Отразить сферу действия закона. Внести основные понятия, например, что такое блогосфера, блогинг и блогеры? Отразить в нем ответственность за ложную и недостоверную информацию, а также принципы правового регулирования отношений в медиасфере. Данный ФЗ нужно сделать идентичным Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который отличается от всех законов своей структурой. Возможно, эти нововведения могут стать началом эпохи развития интернет-права в России [9].

Литература:

  1. Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 2. С. 341–347.
  2. Шачкова В. А. Возможности системы Web 3. 0 в современном медиапространстве: проблемы и перспективы // Вестник ННГУ. 2013. № 4–2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sistemy-web-3–0-v-sovremennom mediaprostranstve-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 18.11.2018).
  3. Крысин Л. П. Иноязычные слова в современной жизни /Русский язык конца ХХ столетия. М., 1996. С.134–136.
  4. Дьяков А. И. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. М., 2001. С.57–62.
  5. Короченский А. П., Карпенко И. И. Демократизация медиадискурса: миф или реальность // Global Media Journal. Вып.1. 2010. // http://www.gmj.sfedu.ru/v1i1/ v1i1_korochenskiy.htm.
  6. Бегларян М. Е., Пшеничный А. А. Правовые и технические вопросы безопасности в информационном пространстве В сборнике: Актуальные проблемы информационно-правового пространства Сборник статей по материалам ежегодных Всероссийских научно-практических конференций. Краснодар, 2017. С. 82–87.
  7. Электронный ресурс — https://www.mskagency.ru/ 15.11.2018.
  8. Закон РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124–1 (ред. от 18.04.2018) // Российская газета № 32, 08.02.1992.
  9. Бегларян М. Е., Пичкуренко Е. А. Проблемы формирования информационно-правового пространства России, Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 3–4 (63–64). С. 68–73.
Основные термины (генерируются автоматически): блог, всемирная паутина, журналист, массовая информация, недостоверная информация, общественное мнение, последнее время, программа деятельности, разновидность сайта, СМИ, читатель, юридическое лицо.


Похожие статьи

Востребованность журналистского образования в эпоху блогинга

В данной статье автор раскрывает понятия «блогинг» и «журналистика», проводит между ними параллели и выясняет, какое из этих направлений наиболее востребовано в современном мире.

Неологизм как языковой феномен в средствах массовой информации

Актуальность исследования неологизмов на страницах СМИ сегодня определяется большим количеством и частотой их употребления. С одной стороны, это позитивное явление, демонстрирующее интеграцию в европейское общество. С другой стороны, чрезмерное испол...

Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности современного мира

В данной статье рассматривается проблема современной безграмотности в обществе. Автор анализирует распространение безграмотности в рекламе, телевидении, на просторах интернета.

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Блогер как субъект предпринимательской деятельности

В данной статье рассматривается правовой статус блогера. Проведён анализ современного направления предпринимательства и уплаты налогов блогерами.

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Особенности лексики молодёжи в сети Интернет

В статье рассматривается разнообразие лексики в Интернете, используемой для общения молодёжью, а также её происхождение.

Похожие статьи

Востребованность журналистского образования в эпоху блогинга

В данной статье автор раскрывает понятия «блогинг» и «журналистика», проводит между ними параллели и выясняет, какое из этих направлений наиболее востребовано в современном мире.

Неологизм как языковой феномен в средствах массовой информации

Актуальность исследования неологизмов на страницах СМИ сегодня определяется большим количеством и частотой их употребления. С одной стороны, это позитивное явление, демонстрирующее интеграцию в европейское общество. С другой стороны, чрезмерное испол...

Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности современного мира

В данной статье рассматривается проблема современной безграмотности в обществе. Автор анализирует распространение безграмотности в рекламе, телевидении, на просторах интернета.

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Блогер как субъект предпринимательской деятельности

В данной статье рассматривается правовой статус блогера. Проведён анализ современного направления предпринимательства и уплаты налогов блогерами.

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Особенности лексики молодёжи в сети Интернет

В статье рассматривается разнообразие лексики в Интернете, используемой для общения молодёжью, а также её происхождение.

Задать вопрос