Управление оборотными активами организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.12.2018

Статья просмотрена: 4583 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, И. В. Управление оборотными активами организации / И. В. Яковлева, Ю. С. Зайченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54598/ (дата обращения: 15.11.2024).



Управление активами предприятия представляет комплексную систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их формированием, эффективным использованием в деятельности предприятия и организацией оборота.

Единого подхода к управлению активами организации не существует в экономической литературе [1].

Вопрос управления активами предприятия является актуальным в современных условиях и рассматривается в работах таких экономистов, как:

– А. М. Поддерегина рассматривает управление активами, как комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий оптимизации и непрерывности процесса их оборота, формирования достаточного их объема, рациональной структуры и эффективной организации их использования.

– В. В. Ковалев утверждает на то, что политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы».

– По мнению Л.Е Басовского управлением активами предприятия — это часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в формировании необходимого объема и состава активов, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования.

– П. Н. Шуляк трактует управление активами предприятия, как систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с обеспечением эффективного его применения в различных видах деятельности организации [3].

– И. А. Бланк полагает, что суть политики управления активами предприятия заключается в формировании необходимого объема и состава активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования [1].

Следовательно, фундаментом эффективной работы предприятия, его финансового состояния, ликвидности и платежеспособности, является эффективно разработанная менеджерами политика управления активами предприятия.

Более подробно рассмотрим управление оборотными активами предприятия. Для осуществления организацией производственной деятельности необходимым условием служит наличие у нее оборотных средств.

Под оборотными средствами понимают процесс производства и процесс обращения оборотных активов и оборотного капитала.

Оборотные активы — это активы, которые характеризуют совокупность имущественных ценностей организации, при этом постоянно возобновляемые для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые в минимальном объеме оборачиваются около одного года или в течении одного производственного цикла.

Оборотные средства организации делятся на следующие группы: незавершенное производство, производственные запасы, денежные средства организации и готовая продукция [2].

Теперь рассмотрим каждую группу более подробно. Незавершенное производство и производственные запасы, выступают оборотными фондами производства предприятия.

Одним из главных назначений оборотных фондов производства предприятия — обеспечение ритмичности и бесперебойности производственного процесса. Следует отметить, что производственные запасы, участвуют только в сфере производства, а не только в процессе производства, так выступают потенциальными элементами производства. Под незавершенным производством понимают предметы труда, находящиеся непосредственно в процессе производства, подвергающиеся обработке. Фактически это изделия разной степени готовности, незаконченные производством.

Бесперебойность процесса кругооборота фондов производственных компаний обуславливается необходимостью в этих оборотных фондах.

Основная цель управления оборотными средствами — установление структуры оборотного капитала, объема и источников его финансирования, достаточного для обеспечения долгосрочной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

В обязанности финансового менеджера входит, осуществление процесса формирования оборотного капитала в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. Неотъемлемой частью финансово-хозяйственной характеристики организации является его ликвидность [4].

Не исключена потеря ликвидности организации, постоянные сбои в работе и низкая прибыль, если отсутствует поддержка производственной деятельности, при низком уровне оборотного капитала. Прибыль считается максимальной, при достижении оптимального уровня оборотного капитала.

Поэтому стратегия управления оборотным капиталом нацелена на обеспечение компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью осуществления работы предприятия.

Это условие является решением двух основных задач:

– обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов;

– обеспечение платежеспособности. Это условие не учитывается в том случае, если у организации отсутствуют средства для оплаты по счетам, а также не выполняются обязательства, то, в конечном счете, организация признается банкротом. Кроме того, без достаточного уровня оборотного капитала возможно столкновение с риском неплатежеспособности.

Объем оборотных активов должен обеспечивать платежеспособность предприятия.

Выделяют внешние и внутренние факторы, влияющих на состояние, величину и структуру оборотных активов. Внешние факторы включают в себя: общую экономическую ситуацию в стране, темп инфляции, уровень ставок банковского кредитования, тенденции развития инвестиционного рынка и особенности налогового законодательства.

На сегодняшний день наибольшее значение для организации имеют внешние факторы такие, как взаимоотношения предприятия с поставщиками и заказчиками. От степени налаженности контактов с контрагентами зависят величины запасов сырья, готовой продукции, дебиторской задолженности.

Внутренние факторы включают в себя: масштаб деятельности компании, расположение поставщиков и подрядчиков, темпы роста производства и реализации продукции, конкурентоспособность предприятия на рынке, учетная политика предприятия, качество работы менеджеров компании.

Критерием оценки оборачиваемости активов, а также показателем меры использования оборотных активов, выступает оборачиваемость. Оборачиваемость оборотных средств — это продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств до реализации готовой продукции. Заключительной стадией кругооборота оборотных средств является зачисление выручки на счет организации.

Оборачиваемость оборотных средств, в зависимости от их отраслевой принадлежности, имеет различия на разных предприятиях [1].

Целенаправленное управление оборотными активами организации обуславливает необходимость в предварительной классификации. Оборотные активы предприятия классифицируются по приведенным ниже признакам:

– по характеру финансовых источников финансирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.

Валовые оборотные активы отражают общий их объем, сформированный за счет собственного и заемного капитала.

Собственные оборотные активы охватывают ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала.

Чистые оборотные активы характеризуют ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала.

Управление оборотными активами организации связано с выявленными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл — период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе, которого происходит смена отдельных видов.

Временной промежуток от приобретения производственных запасов и до получения денежных средств от реализации, произведенной продукции.

Движение оборотных активов организации в процессе их кругооборота проходит четыре основных ступени, в результате которых меняет свои формы.

Первая ступень — денежные активы, используемые для приобретения сырья и материалов, то есть входящих запасов материальных оборотных активов.

Вторая ступень — в результате непосредственной производственной деятельности входящие запасы материальных оборотных активов преобразуются в запасы готовой продукции.

Третья ступень — запасы готовой продукции реализуются потребителям и до осуществления операции по их оплате преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.

Четвертая ступень — инкассированная текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы.

Значимой чертой операционного цикла, является его продолжительность, так как он оказывает существенное влияние на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов. Продолжительность операционного цикла — это период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию [3].

В том числе, в процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две неотъемлемые составляющие: производственный цикл предприятия и финансовый цикл предприятия.

Производственный цикл предприятия — период оборота материальных элементов оборотных активов, которые используются для производственного процесса, с момента поступления сырья до момента отгрузки изготовленной готовой продукции покупателям.

Финансовый цикл — период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов и началом поступления денежных средств от покупателя за поставленную им продукцию.

Основные этапы управление оборотными активами организации:

– анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Главная цель анализа оборотных активов предприятия заключается в выявлении уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и резервов повышения эффективности их функционирования.

– выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиции соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Выделяют следующие подходы к политике формирования оборотных активов организации: консервативный, умеренный, агрессивный. Консервативный подход — не только предоставляет гарантию коммерческих и финансовых рисков, но и оказывает отрицательное влияние на эффективности использования оборотных активов, их оборачиваемости и уровне рентабельности. Умеренный подход — обеспечивает средне допустимое для реальных производственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотных активов. Агрессивный подход — позволяет минимизировать все формы страховых резервов по отдельным видам этих активов.

Таким образом, можно сделать вывод, что подходы к формированию оборотных активов организации, в конечном счете, определяют сумму этих активов и их уровень относительно объема операционной деятельности.

– оптимизация объема оборотных активов. Выделяют три основных шага оптимизации объема оборотных активов:

Первый шаг — определяют систему ключевых мероприятий по реализации резервов, ориентированных на сокращение продолжительности производственных и финансовых циклов организации. В том числе, сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению производства и реализации продукции.

Второй шаг — оптимизируют объем и уровень отдельных видов оборотных активов на основе формирования, планируемого объема производства и реализации различных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности производственного процесса.

Третий шаг — определяют общий объем оборотных активов на предстоящий период.

– оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Определение в процессе управления оборотными активами, сезонной составляющей, которая выражена в виде разницы между минимальной и максимальной потребностью в них на протяжении года.

Фундаментом управления оборачиваемостью оборотными активами и выбора конкретных источников их финансирования является соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов.

– обеспечение необходимой ликвидностью активов определяется долей оборотных активов в форме денежных средств, высоколиквидных и среднеликвидных активов, с учетом объема и графика планового платежного оборота.

– обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов позволяет обеспечить своевременное использование временного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, выраженных в форме их эквивалентов.

– выбор форм и источников финансирования оборотных активов. На данном этапе управления оборотными активами обеспечивается выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизация структуры его источников.

В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются индивидуальные финансовые нормативы, используемые для осуществления контроля эффективности их формирования и функционирования.

На предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов, управления ими рассматриваются в разрезе основных видов, потому что цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности [4].

В заключение данной статьи стоит отметить тот факт, что при разработке комплексной политики управления источниками финансирования оборотных активов, одной из главных обязанностей финансового менеджера является умение находить оптимальное для конкретного момента времени соотношение уровня риска потери ликвидности и уровня рентабельности.

Литература:

  1. Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами М.: Омега-Л, ООО «Эльга», 2011. — 768 с. — Серия «Библиотека финансового менеджера») — ISBN 978–5-370–01821–3.
  2. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. — М.: «Дело и сервис», 2008. -454с
  3. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник: 5-е изд. / Савицкая Г. В. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 345 с. –ISBN 978–5- 16–003401–0.
  4. Сафонова Л. А. Финансовый менеджмент. — М.: Высшая школа, 2005. -304с.
Основные термины (генерируются автоматически): актив, оборотный капитал, оборотный актив организации, готовая продукция, оборотный актив предприятия, операционный цикл, управление активами, предприятие, средство, незавершенное производство.


Задать вопрос