Чингиз Айтматов (1928- 2008) и Толепберген Каипбергенов (1929–2010) — писатели-современники, фигуры значимые для ХХ века. Оба в своем творчестве были сосредоточены на проблемах литературного творчества, роли и задачах художника в современном мире, при этом особое внимание уделяли вопросу духовности человека. Художественное сознание Ч. Айтматова понятно и близко сюжетами, образами, композицией, стилистикой, то есть всеми теми художественными средствами, что составляют тюркский мир, тюркский язык, его нравы и обычаи. Т. Каипбергенов, писатель, благодаря художественно–публицистическим произведениям которого, широкой общественной деятельности, мир узнал о драматическом пути каракалпаков в истории, о стремлении к самоопределению, о самобытной культуре и литературе древнего народа, о трагедии ХХ века — гибели Аральского моря. По силе поднятых и решаемых морально–нравственных проблем в творчестве, в общественной и государственной жизни, оба заслуживают высокого звания «Гражданин мира».
Литература в разные эпохи, по–разному освещает тему учителя и учительства. Для нас важно определить формирование в национальных литературах современных представлений о роли учителя. В этом контексте изучение образа учителя представляется чрезвычайно плодотворным и значимым. Открывая для себя учителя в произведениях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова, мы, прежде всего, учимся каждый раз по-новому интерпретировать произведения, мы испытываем постоянное воздействие как самого произведения, так и художественных образов, независимо от изменения исторической ситуации, а это, в свою очередь, воспитывает художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.
Многие писатели ХХ века пришли в литературу из школы. Окончив педагогические вузы, работая учителями, материал для своих произведений они брали из школьных будней. Почти одновременно Ч. Айтматов и Т. Каипберегенов обратились к теме учителя и учительства. Это повести «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова и «Спасибо, учитель!» (1958) Т. Каипбергенова. Учитель в их произведениях — образ не случайный. Ведь профессию учителя и профессию писателя связывает один объект образования и воспитания — его народ.
К образу учителя Ч.Айтматов и Т.Каипбергенов обратились под влиянием великих русских образцов XIX–ХХ веков: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, М. Шолохова, а также среднеазиатских писателей С. Айни, С. Муканова и др. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и на нашу нравственность оказывают учителя. Во многих произведениях поднимается тема человека, который решил посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.
Анализ образа учителя в повестях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова позволяет выявить взгляд, позиции авторов на проблемы общения, воспитания, образования. Всем ходом произведений писатели взывают к пересмотру, переделке устаревших понятий в воспитании детей и взрослых, в образовании, во взаимоотношениях людей. Специфика образа учителя обусловлена тем, что в повестях, в личностях учителей Дюйшена и Менлимурата показана их духовно–просветительская, нравственная позиция, нежели обучение грамоте. Они — борцы за новые социальные преобразования в селе, с устаревшими общественными нормами, за новые человеческие взаимоотношения между людьми. Следует учитывать, что в 30-е годы, во время всеобщей ликвидации безграмотности, школы не ставили иных задач, кроме как обучения чтению и письму.
Уже само заглавие произведений говорит само за себя, соотносится с идеей, с той проблемой, которая в них ставится и решается, оба посвящены роли учителя. Повести «Первый учитель» и «Спасибо, учитель!» стали значимыми для национальных литератур XXв., так как повествуют о сложном для народа историческом периоде — утверждения новых взаимоотношений человека и среды, появления новой личности, борьбы новой власти и старых взглядов, борьбы с предрассудками, становления новой литературы. В этот период учитель для учеников является жизненным образцом, наставником, заменяющим даже родителей, поэтому образ педагога оценивается как положительный. Таковы учителя Дюйшен и Менлимурат. В творчестве писателей изображается «высокий» тип учителя, воплотивший просветительскую позицию писателей, характерную для национальных литератур середины XХ века. Дюйшен и Менлимурат — герои, совершившие подвиг во имя справедливости, добра и любви, проявили социальное и личное бесстрашие.
Для писателей важно было показать, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. При этом оба были далеки от дидактики, нравоучения. Неизменным была вера в человека [1]. И когда Айтматов говорит, что «художник начинается с впечатлений детства и юности», за этим стоят не только происхождение (оба выходцы из аула), но и полученные обширные наблюдения историко-литературной науки, личный творческий опыт. Айтматов и Каипбергенов прошли суровую школу жизни, испытания военным временем. С десяти лет Ч. Айтматов трудился на колхозных полях, в годы войны, в четырнадцать лет — в должности секретаря сельсовета. Затем работал налоговым агентом, учетчиком Т. Каипбергенов, будучи учеником 6 класса, из-за нехватки на селе учителей стал учительствовать в младших классах, а после школы твердо решил стать учителем, поступив на факультет русского языка и литературы пединститута.
Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.
Творчество Ч.Айтматова, по признанию критиков «несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен» [4, с. 134]. О повести «Первый учитель» Ч.Айтматов говорит: «...я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах» [4, с. 134]
Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.
Исследователи давно заметили схожесть идейно — художественных задач повестей, сказавшихся в построении сюжета: оба учителя приезжают в дальний аул обучать местную детвору и встречают сопротивление окружающих, живущих по стереотипам феодализма, набирают учеников, открывают школы, учителя с учениками активно включаются в классовую борьбу. В образной системе — колоритные образы представителей социальных слоев, богачей и бедняков. Повествование ведется от имени подростков — 14 -летней Алтынай и 12- летнего Турдымурата. Эти и другие параллели, однако, не отменяют своеобразия подходов художников к решению избранных задач, и являются, по признанию исследователей, открытиями эпохи [8].
Повести Айтматова и Каипбергенова принято сравнивать, хотя они отличаются разными подходами к теме. Литературовед М. К. Нурмухамедов восторженно отозвался о повести «Спасибо, учитель!», заметив тематическую близость повестей: «В учителе Т. Каипбергенова есть что–то от «Первого учителя» Ч. Айтматова». Ученый отмечает духовное родство и одинаковую судьбу киргизских и каракалпакских учителей, общность проблем, волнующих писателей» [8, с. 19].
У Айтматова, хотя основная тема произведения и связана с учителем, школой, ученичеством, тема его — борьба старого с новым. Адресат произведения — главным образом взрослые читатели. Повесть отличается своей философичностью, здесь сошлись многие нравственные вопросы. Здесь изображается процесс взросления маленького человека, испытавшего недетские переживания, перенесшего оскорбление от поступков взрослых. Это повесть о первой любви, любви чистой и наивной, робкой, которая зацвела с первыми весенними лучами, но из-за людской корысти так и не успевшая расцвести. Это любовь, которую когда-то Дюйшен заронил в душу Алтынай, и которую она пронесла через всю свою жизнь как нечто священное. Отсюда и жанровое определение повести — лирическая проза.
По существу, Ч. Айтматов представил нам судьбу одиночки, который предан был высоким идеям, но его никто не понял, он так и остался в глазах окружающих чудаком. У Айтматова название повести тяготеет к обобщению, как «первая любовь», «первая весна» — определениям, важным на начальном пути человека и от этого оставляющего глубокий след в его памяти навсегда.
У Т. Каипбергенова название не несет такого глубокого осмысления, оно скорее вызвано простой человеческой благодарностью воспитанников учителю, изменившему взгляды, их жизнь навсегда. Повесть Т. Каипбергенова о детях и предназначена детям, она относится к детской прозе. Цель писателя — показать преимущества новой школы, новой жизни, подсказать детям верный путь развития.
Важно то, что под влиянием учителей Дюйшена и Менлимурата происходят перемены в сознании маленьких героев, становление личностей — Алтынай («Первый учитель»), Турдымурата, Турдыбая, девочки Гулай, а также сына муллы Сарсенбая («Спасибо, учитель!»). Прежде всего, меняются психологические взгляды, характер, становление учеников на пути добра, честности, самоотверженности.
Тема учителя и учительства сопровождала Т. Каипбергенова и в дальнейшем. В 80-е годы, в поисках героя времени, нашего современника, писатель вновь обратится к образам учителей. Другой тип учителя, в творчестве уже зрелого мастера, предстает в его очерках «Лик доброты» (1985) и «Монолог учителя» (1987), первоначально напечатанных в газете «Правда». Таковы сельские учителя — биолог Хожамберген Иембергенов («Монолог учителя») [5, с. 82–83] и учитель английского языка Алланияз Утениязов (очерк «Лик доброты») [6, с. 97]. Главное в них — преданность своему делу. Это учителя — наследники Дюйшена и Менлимурата, которые в новых социальных условиях не растеряли гуманистических качеств, но для которых профессиональные умения и навыки неразрывны от духовных качеств.
О беспримерном подвиге учителя Алланияза Утениязова — личности неординарной, характерной для нашей жизни, который взял себе в обязанность бескорыстно помогать односельчанам строить дома, возделывать приусадебные участки, впоследствии был создан документальный фильм, демонстрировавшийся по Центральному телевидению. Кому-то пример А.Утениязова может показаться всего лишь одним из «ликов доброты». Важно то, что среди людей благородной профессии нашелся человек, учитель А. Утениязов, — «некое воплощение человеческого труда, извечно живой и бдительной человеческой совести». Скромный сельский учитель, многодетный отец, в свободное от работы время бескорыстно помогает старикам и инвалидам, ветеранам войны, да и просто жителям аула, возводить дома или возделывать землю на приусадебном участке. Так, национальная черта нашего народа — добровольно и бескорыстно помогать людям в строительстве домов — «хашар», поднята писателем до уровня героического, совершаемого героем ежедневно, принятого им как естественный позыв души. Однако не всеми понимается бескорыстие души учителя, даже иным коллегам, руководству села невдомек: какая выгода движет поступками учителя?
Писатель не перестает думать о простых людях, не запятнавших себя низкими поступками. И все-таки, почему же им, обычным нормальным людям, бескорыстие кажется смешным, ненатуральным, а сам он, этот учитель — бессребреник, кажется блаженным? Прощаясь со своим героем, писатель так отзывается об учителе: «Обыкновенный и вместе с тем необыкновенный человек. Я же так понимаю — этот простой учитель из сельской глубинки, сам того не сознавая, строил свою жизнь по законам гордых, сильных духом, честных и отзывчивых людей из народа. Он сознательно не хочет воспринимать свою ежедневную помощь людям как героический подвиг. Таково его естество, такова его природа. И он вынес эти чувства из самого сердца народного. Да, он оказался тогда, в 1980-е годы, гигантом среди лилипутов. Но своим делом он подавал пример сыну, ученикам, людям. И даже если у учителя Алланияза Утениязова найдется хоть один последователь, хоть один сподвижник, то и тогда дело его не будет проиграно» [6, с. 97].
Очерк Т.Каипбергенова был воспринят как свидетельство неувядающей мощи человеческого духа, веры в людей. На таких учителях из сельской глубинки, как Хожамберген Иембергенов, Алланияз Утениязов и держится земля. Эту всемирную отзывчивость души человека, воплощенную в литературе, Ч.Айтматов сформулировал так: «Литература должна самоотверженно нести свой крест вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек знал, любил, тревожился за свое доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства» [3, с.134].
Литература:
- Айтматов Ч. Первый учитель. Издательство «Детская литература». Москва, 1962.
- Айтматов Ч. Верю в человека // Правда. 14/5. 1987.
- Айтматов Ч. Статьи, дилогии, выступления, интервью. М., 1988.
- Каипбергенов Т. «Спасибо, учитель!». Перевод Ю. Романченко. — М., Изд. «Детская литература», 1966.
- Каипбергенов Т. Монолог учителя// Каипбергенов Т. Из юрты — в мир. Время. Жизнь. Литература. — Нукус, «Каракалпакстан», 1987.
- Каипбергенов Т. «Лик доброты»// «Т.Каипбергенов «Из юрты в мир». — Нукус, «Каракалпакстан», 1987.
- Нарымбетов Ж. Каракалпакский роман. — Ташкент, «Фан», 1974.
- Нурмухамедов М. К. Судьбы народов — судьбы литератур. — Ташкент, 1982.
- Шермухамедов П. «Искрится талант — надо его поддержать»// Мир писателя: его книги, его народ. — Нукус, «Каракалпакстан», 1982.