Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Объективная реальность сегодня показывает неуклонный рост количества детей с речевой патологией. Коммуникативные навыки у детей данной категории (дети с ОНР) развиваются с большими затруднениями. Вместе с тем ФГОС ДО обозначают социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка в виде целевых ориентиров. Например, что касается коммуникации:
‒ ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, … старается разрешать конфликты;
‒ ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Неблагоприятные обстоятельства: негативизм к речевому высказыванию, стеснение, как черта характера, бедность словарного запаса, а, следовательно, неясное высказывание для слушателя, психологический дискомфорт, отсутствие интереса к общению — могут блокировать речевую активность детей. Ребёнок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно. Если дети отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная взрослыми тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга.
Необходимо искать способы заинтересовать ребёнка беседой, а не пытаться силой заставить себя слушать. Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило. Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом быть удовлетворены такой «самобеседой».
Чтобы создать благоприятные условия для речевого развития, и в нужном направлении, нужно не только изучить индивидуальность ребёнка, но и провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.
Работая в ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, я постоянно сталкиваюсь с проблемой коммуницирования у дошкольников. У детей с ОНР комплексно нарушены все компоненты речевого высказывания.
Свою основную работу веду по Программе Н. В. Нищевой, где одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
Для решения данной проблемы мною применяются игровые логопедические модульные коврики. Цель данного дидактического пособия — создание мотивации для речевого высказывания ребёнка дошкольника с ОНР. Применение данного дидактического пособия помогаетвызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.
Для реализации цели — повышение мотивации к речевому общению детей — формулируются следующие задачи:
‒ актуализация уже сложившихся у детей ранее позитивных мотивационных установок;
‒ создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей), и появление новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
‒ коррекция негативных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребёнка к речевому общению.
Теоретической базой для применения игровых логопедических модульных ковриков вработе сдетьми сОНР послужили следующие положения. Как известно, мотив, с точки зрения психологии речи, является первым звеном порождения речевого высказывания. Мотив — это потребность выразить в речевом высказывании определенное содержание.
Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы мозг имел возможность принять и переработать соответствующую информацию с помощью языка. Речевой механизм работает как сложная система с элементами опережения и обратной связи. Внешне выраженному высказыванию предшествует этап «внутреннего программирования».
Контекстная речь требует развития у ребёнка не только внутренней, но и внешней речи: формирование высказывания начинается с мотивации (речевого импульса, побуждения к речи, мотива к речевой деятельности), затем мотив подкрепляется замыслом, источником активности, и через звено внутренней речи осуществляется внешнее развёрнутое высказывание. Несформированность контекстной речи связана с неправильной реализацией внутреннего плана высказывания во внешнюю речь. Данным направлением работы занимались многие учёные: Дж. Миллер, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия. На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований, ведущих психолингвистов мира А. А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания. В основе предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».
Рассмотрим технологию применения игровых логопедических модульных ковриков вработе сдошкольниками сОНР.
Самошитые коврики в работе логопеда — не большое новшество. Но в данной концепции они представлены как систематическая работа над поставленной целью.
Данные коврики представляют собой видоизменяющиеся полотна по сюжетной и технологической (используемой) линии. На них нет определённого сюжета. Композиция, действие на них организуется и создаётся детьми, под руководством взрослого (на подгрупповых занятиях), а по мере желания и речевых возможностей детей в их свободной игровой деятельности.
Модульными они считаются по своей структуре видоизменения, а следовательно применения, так и по принципу использования всего арсенала коврика или его части; переноса коврика в удобное для ребёнка место группового пространства. Наполнение коврика — это плоскостные изображения и мелкие мягкие игрушки.
Играя или создавая игру из элементов коврика, ребёнок представляет в уменьшенном виде, те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Коврики и их элементы выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.
Занятия с логопедическими игровыми модульными ковриками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение, речь.
Играя или создавая игру из элементов коврика, ребёнок представляет в уменьшенном виде, те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. по работе с модульными ковриками в рамках пройденных логопедических тем и на основе логопедических рассказов и сказок (автор сказок учитель-логопед В. И. Ржевская).
Данные сказки могут использоваться как для детей младшего дошкольного возраста, так и в старшем возрасте. На подгрупповых занятиях дети работают не только в рамках запланированной задачи, но и обучаются творческому рассказыванию.
В самостоятельной деятельности ребёнка коврик не только моделирует пространство внутри себя, но и создаёт речевую окружающую атмосферу, расширяя тем самым область речевых высказываний, т. к. вокруг собираются или благодарные слушатели, или непосредственные участники действия.
Также разработаны и введены в систему работы коврики с пуговицами для тренировки речи с движениями
При работе с данным ковриком ребёнок является субъектом, производящим всё действие, т. е. главным героем. В системе работы по созданию мотивации для речевого высказывания имеются «Коврики с приключениями»
Они помогают «линейному развёртыванию» речевого высказывания, которое состоит из грамматического структурирования, т. е. создают соответствующее грамматической конструкции предложения. Тем самым начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания.
Данная технология предусматривает этапы работы и формы сотрудничества:
Этапы работы:
‒ Пропедевтический этап (развитие интереса к общению): рассматривание ковриков и их возможного наполнения.
‒ Основной этап (актуализация позитивных мотивационных установок; создание условий для появления новых мотивов и целей; изменение внутреннего негативного отношения ребёнка к речевому общению.)
Это занятия с ковриками и самостоятельная деятельность с игровым данным пособием самим ребёнком
Формы работы:
- Подгрупповые:
‒ театрализованные игры
‒ проигрывание этюдов
‒ обыгрывание проблемных ситуаций
‒ составление сказки
- Индивидуальные:
‒ совместная деятельность ребёнка с взрослым
‒ совместная деятельность детей друг с другом
Таким образом, занятия с логопедическими игровыми модульными ковриками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение, речь.
Яркий наглядный материал позволяет взрослому успешно проводить с ребенком различные игровые упражнения. Игровые действия, связанные с речевой игрой, посредством применения логопедических модульных ковриков помогают ребенку успешно выполнить задания взрослого. Повествование посредством логопедических ковриков, стимулирует осмысленную активность ребенка и способствует становлению новых форм его деятельности, которую он будет стремиться оречевлять.
Данная игровая деятельность создает возможность мотивировать ребёнка к самостоятельному речевому высказыванию, закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов, вызывает положительные эмоции и желание высказаться.