Создание системы работы с мотивацией речевого высказывания дошкольников через использование логопедических модульных ковриков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.12.2018

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Т. Н. Создание системы работы с мотивацией речевого высказывания дошкольников через использование логопедических модульных ковриков / Т. Н. Солдатова, В. С. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54613/ (дата обращения: 15.11.2024).



Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Объективная реальность сегодня показывает неуклонный рост количества детей с речевой патологией. Коммуникативные навыки у детей данной категории (дети с ОНР) развиваются с большими затруднениями. Вместе с тем ФГОС ДО обозначают социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка в виде целевых ориентиров. Например, что касается коммуникации:

‒ ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, … старается разрешать конфликты;

‒ ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Неблагоприятные обстоятельства: негативизм к речевому высказыванию, стеснение, как черта характера, бедность словарного запаса, а, следовательно, неясное высказывание для слушателя, психологический дискомфорт, отсутствие интереса к общению — могут блокировать речевую активность детей. Ребёнок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно. Если дети отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная взрослыми тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга.

Необходимо искать способы заинтересовать ребёнка беседой, а не пытаться силой заставить себя слушать. Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило. Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом быть удовлетворены такой «самобеседой».

Чтобы создать благоприятные условия для речевого развития, и в нужном направлении, нужно не только изучить индивидуальность ребёнка, но и провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.

Работая в ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, я постоянно сталкиваюсь с проблемой коммуницирования у дошкольников. У детей с ОНР комплексно нарушены все компоненты речевого высказывания.

Свою основную работу веду по Программе Н. В. Нищевой, где одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

Для решения данной проблемы мною применяются игровые логопедические модульные коврики. Цель данного дидактического пособия — создание мотивации для речевого высказывания ребёнка дошкольника с ОНР. Применение данного дидактического пособия помогаетвызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.

Для реализации цели — повышение мотивации к речевому общению детей — формулируются следующие задачи:

‒ актуализация уже сложившихся у детей ранее позитивных мотивационных установок;

‒ создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей), и появление новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

‒ коррекция негативных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребёнка к речевому общению.

Теоретической базой для применения игровых логопедических модульных ковриков вработе сдетьми сОНР послужили следующие положения. Как известно, мотив, с точки зрения психологии речи, является первым звеном порождения речевого высказывания. Мотив — это потребность выразить в речевом высказывании определенное содержание.

Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы мозг имел возможность принять и переработать соответствующую информацию с помощью языка. Речевой механизм работает как сложная система с элементами опережения и обратной связи. Внешне выраженному высказыванию предшествует этап «внутреннего программирования».

Контекстная речь требует развития у ребёнка не только внутренней, но и внешней речи: формирование высказывания начинается с мотивации (речевого импульса, побуждения к речи, мотива к речевой деятельности), затем мотив подкрепляется замыслом, источником активности, и через звено внутренней речи осуществляется внешнее развёрнутое высказывание. Несформированность контекстной речи связана с неправильной реализацией внутреннего плана высказывания во внешнюю речь. Данным направлением работы занимались многие учёные: Дж. Миллер, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия. На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований, ведущих психолингвистов мира А. А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания. В основе предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».

Рассмотрим технологию применения игровых логопедических модульных ковриков вработе сдошкольниками сОНР.

Самошитые коврики в работе логопеда — не большое новшество. Но в данной концепции они представлены как систематическая работа над поставленной целью.

Данные коврики представляют собой видоизменяющиеся полотна по сюжетной и технологической (используемой) линии. На них нет определённого сюжета. Композиция, действие на них организуется и создаётся детьми, под руководством взрослого (на подгрупповых занятиях), а по мере желания и речевых возможностей детей в их свободной игровой деятельности.

Модульными они считаются по своей структуре видоизменения, а следовательно применения, так и по принципу использования всего арсенала коврика или его части; переноса коврика в удобное для ребёнка место группового пространства. Наполнение коврика — это плоскостные изображения и мелкие мягкие игрушки.

Играя или создавая игру из элементов коврика, ребёнок представляет в уменьшенном виде, те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Коврики и их элементы выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.

Занятия с логопедическими игровыми модульными ковриками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение, речь.

Играя или создавая игру из элементов коврика, ребёнок представляет в уменьшенном виде, те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. по работе с модульными ковриками в рамках пройденных логопедических тем и на основе логопедических рассказов и сказок (автор сказок учитель-логопед В. И. Ржевская).

Данные сказки могут использоваться как для детей младшего дошкольного возраста, так и в старшем возрасте. На подгрупповых занятиях дети работают не только в рамках запланированной задачи, но и обучаются творческому рассказыванию.

В самостоятельной деятельности ребёнка коврик не только моделирует пространство внутри себя, но и создаёт речевую окружающую атмосферу, расширяя тем самым область речевых высказываний, т. к. вокруг собираются или благодарные слушатели, или непосредственные участники действия.

Также разработаны и введены в систему работы коврики с пуговицами для тренировки речи с движениями

При работе с данным ковриком ребёнок является субъектом, производящим всё действие, т. е. главным героем. В системе работы по созданию мотивации для речевого высказывания имеются «Коврики с приключениями»

Они помогают «линейному развёртыванию» речевого высказывания, которое состоит из грамматического структурирования, т. е. создают соответствующее грамматической конструкции предложения. Тем самым начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания.

Данная технология предусматривает этапы работы и формы сотрудничества:

Этапы работы:

‒ Пропедевтический этап (развитие интереса к общению): рассматривание ковриков и их возможного наполнения.

‒ Основной этап (актуализация позитивных мотивационных установок; создание условий для появления новых мотивов и целей; изменение внутреннего негативного отношения ребёнка к речевому общению.)

Это занятия с ковриками и самостоятельная деятельность с игровым данным пособием самим ребёнком

Формы работы:

  1. Подгрупповые:

‒ театрализованные игры

‒ проигрывание этюдов

‒ обыгрывание проблемных ситуаций

‒ составление сказки

  1. Индивидуальные:

‒ совместная деятельность ребёнка с взрослым

‒ совместная деятельность детей друг с другом

Таким образом, занятия с логопедическими игровыми модульными ковриками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение, речь.

Яркий наглядный материал позволяет взрослому успешно проводить с ребенком различные игровые упражнения. Игровые действия, связанные с речевой игрой, посредством применения логопедических модульных ковриков помогают ребенку успешно выполнить задания взрослого. Повествование посредством логопедических ковриков, стимулирует осмысленную активность ребенка и способствует становлению новых форм его деятельности, которую он будет стремиться оречевлять.

Данная игровая деятельность создает возможность мотивировать ребёнка к самостоятельному речевому высказыванию, закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов, вызывает положительные эмоции и желание высказаться.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое высказывание, ребенок, коврик, внешняя речь, дидактическое пособие, жизненное окружение, контекстная речь, речевая деятельность, речевое общение, творческий характер.


Похожие статьи

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек

Похожие статьи

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек

Задать вопрос