В статье рассматривается отношение российской интеллигенции к Первой мировой война, а также то, как интеллигенция помогала благотворительной деятельностью предотвращению военных нужд и людям, пострадавшим на войне.
Ключевые слова: Первая мировая война, интеллигенция, благотворительность, средства, лазареты, отношение.
Отношение к Первой мировой войне у российской интеллигенции было неоднозначным. Очевидным остаётся то, что война не входила в их планы. С объявлением войны всем стало ясно, что начинается другая эпоха: одни были настроены позитивно, другие не ждали ничего хорошего.
«Я верю в нашу победу, — писал князь В. М. Голицын, — и верю в живые силы народа и в то, что война вызовет в нем полное преобразование и даже перерождение в настоящем национальном духе, а еще более в общечеловеческом» [12, л. 912]. В. Я. Брюсов говорил, что тогда «были у России, у русского общества светлые надежды, может быть, обманчиво поданные царским правительством: оказать благодетельное влияние на судьбу других стран и протянуть руку помощи другим угнетенным народам…» [2, с. 433]. З. Н. Гиппиус, наблюдая за своими коллегами по творческому делу, писала, что «москвичи осатанели от православного патриотизма. Эрн, Флоренский, Булгаков, Трубецкой и т. д. и т. д». [4, с. 212]. При этом особенно воодушевленно начало боевых действий встретило «русское студенчество, заполнившее в годы войны школы прапорщиков и юнкерские училища и ставшее доподлинными юнкерами и прапорщиками», которые на полях сражений геройски «подставляли собственный лоб под немецкую пулю ради воодушевления не желавших воевать солдат» [9, с. 39]. Профессура во главе студенчества стояла летом 1914 г. отчислила 3 % своего содержания на военные нужды и развернувшая чистку научно-преподавательского сообщества, из которого были исключены все подданные Германии [6, с.147–163].
Негативное отношение к войне было, например, у Владимира Маяковского, который в июле 1914 г. откликнулся на нее стихотворением «Война объявлена» со словами: «А с запада падает красный снег / сочными клочьями человечьего мяса. / … / А из ночи, мрачно очерченной чернью, / багровой крови лилась и лилась струя» [10, с. 70–71].
Как известно, деятели искусства и остальная часть интеллигенции подлежала военному призыву. Некоторые из них пытались избежать отправки на фронт. Те, кому это не удалось, не понимали и на фронте, для чего они там оказались. Художник Ю. П. Анненков достал липовую медицинскую справку от друга семьи, врача-народовольца С. Я. Елпатьевского, сочинившего для молодого художника «ужасающий диагноз» [1, с. 481]. Военный инженер Николай Мясковский, служивший в чине поручика в саперных войсках, но прославившийся как композитор, и тот говорил, что «испытывает лишь чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости» [11, с. 345]. В среде такой, занятой исключительно творчеством, интеллигенции «о священном долге перед родиной или патриотизме… и речи быть не могло. Эти чувства были в загоне…» [14, с. 278].
Свой долг интеллигенция видела в духовной борьбе, а не борьбе военной «за чей-то чужой интерес» [5, с. 190], как говорил С. А. Есенин.
Тем не менее, российская интеллигенция стремилась помогать своей стране, а конкретно — людям, которые пострадали на войне, в частности на фронте. Уже в ноябре 1914 г. был создан «Петроградский союз артистов частных театров и деятелей искусства на помощь защитникам родины», позже переименованный в Петроградский союз «Артист — солдату». В состав совета союза вошли А. И. Зилоти, А. Н. Кремлев, С. Д. Масловский, В. Л. Миронов, С. Ф. Гецевич, В. А. Самойлов, П. В. Самойлов и др. К 1916 г. в союзе насчитывалось 111 членов, ежегодные взносы которых составляли 50 руб. Все члены союза работали бесплатно, а также развернули активную работу по сбору пожертвований, применяя при этом самые разнообразные формы: кружечные сборы, базары и гулянья, выставки и продажи картин, концерты и спектакли, кабаре, «салон юмористов» и др. Всего к 26 апреля 1916 г. союзом было собрано более 100 тыс. руб. [7, с. 25].
Знаменитая балерина М. Кшесинская также устроила на свои средства лазарет на Каменноостровском проспекте на 30 мест, в котором были 2 операционные и 3 палаты. Лазарет существовал с декабря 1914 по декабрь 1916 г. [15. с. 145].
Артисты императорских театров также открыли лазарет для раненых и больных воинов, который находился под покровительством императрицы Марии Федоровны. Средства на содержание лазарета складывались из отчислений от жалованья артистов, пожертвований и средств, полученных от благотворительных спектаклей в его пользу. С 23 сентября 1914 г. по 1 ноября 1915 г. было собрано около 50 тыс. руб., из которых более 32 тыс. составили отчисления от жалованья артистов императорских театров, 11 тыс. — сборы от спектаклей, а 5,5 тыс. руб. было собрано за счет пожертвований разных лиц [13, л.19].
В ноябре 1914 года был открыт лазарет деятелей искусств. Еще до открытия лазарета в октябре 1914 года проходил аукцион общества «Мир искусства», на котором было продано 262 произведения. Полученную сумму в составе 8500 рублей направили на создание Лазарета [3, с. 6]. В 1915–1916 годах в пользу Лазарета были проведены еще два аукциона тем же обществом. Выручка от аукционов составила 6400 и 3500 рублей [13, л. 17]. Созданию лазарета способствовало появление воззвания к деятелям искусства, которым было предложено внести «свою жертву на устройство Лазарета деятелей искусства Петрограда» [8, с. 11]. В лазарете были 10 кроватей для офицеров и 58 для нижних чинов. Также были и именные палаты для нижних чинов: общества имени Куинджи А. И., Малого театра и др.
С первых лет Первой мировой войны оперный и камерный певец Ф. И. Шаляпин открыл лазарет № 90 (по Екатерининскому каналу) для раненых воинов под покровительством Александры Фёдоровны, где работала вся его семья, писатель А.И Куприн на свои средства организовал лазарет в Гатчине и разместил в нём 10 солдат, о которых заботилась его супруга [15, с. 151].
В сентябре-ноябре 1914 г. в Петрограде, по сообщению градоначальника князя А. Оболенского, открывалось ежедневно от 2 до 5 лазаретов [16, л. 3–4]. По данным Петроградского градоначальства, к 1 февраля 1915 г. в Петрограде насчитывалось 417 лечебных заведений, содержащихся на средства частных организаций и лиц, в них было около 14 тыс. мест. Кроме того, 24 лазарета на 1367 мест содержались частными лицами и организациями совместно с РОКК, Всероссийским Земским Союзом и Союзом Городов, с городскими органами и духовными учреждениями [17, л. 37].
Интеллигенция занималась благотворительностью, открывая лазареты на вырученные средства от своей деятельности. Также вырученные средства шли на прочие нужды войны.
Первая мировая война разделила интеллигенцию на тех, кто был к ней готов, и, соответственно, наоборот. Одна часть была за отстаивание своих интересов вооруженным путём, другая часть за мирное сосуществование. Отношение к войне у интеллигенции было неоднозначным. Одни вели богемную жизнь в тылу, другие старались внести свою лепту в общее дело посредством благотворительности. На военные нужды и помощь пострадавшим на войне отпускались личные средства интеллигентов, открывались аукционы, проводились благотворительные концерты и выставки и пр. Несомненно, российская интеллигенция внесла немалый вклад в благотворительность во время Первой мировой войны, оказывая помощь своей стране и своему народу, но, тем не менее, были и те, кто оставался в стороне от проблем, которые породила война.
Литература:
- Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. — М.: И. Захаров, 2001. — 512 с
- Брюсов В. Я. Избранное. — М.: Правда, 1982. — 464 с
- Выставка в пользу Лазарета деятелей искусства // Искусство и жизнь. 1915. № 1. С. 6–10.
- Гиппиус З. Н. Современная запись 1914–1919 гг. Дневник // Мережковский Д. С. Больная Россия. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 272 с.
- Есенин С. А. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. — М.: Изд-во «Правда», 1970.
- Иванов А. Е. Наука и высшая школа России в период Первой мировой войны и революций // Российская история. — 2014. — № 5. — с. 147–163.
- Коржевская Е. А. Культурно-патриотическая жизнь Петрограда в годы Первой мировой войны // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997. с. 25–38.
- Лазарет деятелей искусства в Петрограде: Воззвание. Пг., 1914. С. 11.
- Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век. — Л.: Художественная литература, 1988. — 480 с.
- Маяковский В. В. Сочинения в 3 т. Т. 1. — М.: Худож. литература, 1978.
- Мясковский Н. Статьи, письма, воспоминания. Т. 2. — М.: Советский композитор, 1960.
- ОР РГБ. Ф. 75. Ед. хр. 31. Л.912
- РГИА. Ф. 525. Оп. 2. Д. 107. Л. 19.
- Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. — Л.: «Искусство», 1991. — 288 с.
- Хечинов Ю. Е. Война и милосердие. Страницы истории Отечества. М., 2009. 200 с.
- ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 13. Д. 1083. Л. 3–4.
- ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 291. Л. 37.