На примере округа Элкхарт (штат Индиана, США) в статье рассматривается влияние основных методов территориального маркетинга на повышение качества жизни населения, создание привлекательного образа в глазах целевых аудиторий и усиление конкурентоспособности территории в сфере экономики и политики.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, маркетинг территорий, США, американская экономика
В начале 1930-х годов на северо-востоке США в штате Индиана округе Элкхарт Мило Миллер, Вильбур Шульт и Гарольд Плат от своей большой любви к трейлерам запустили бизнес по производству домов на колесах, которым в дальнейшем начали заниматься местные жители Элкхарта, или как их называют в США — Hoosiers. К 1948 г. благодаря удобному местоположению округа и наличию квалифицированной рабочей силы в сфере производства около 100 компаний занимались строительством трейлеров в самом округе и вокруг него, что позволило американской прессе официально называть Элкхарт «Trailer Capital of the World» («Мировой столицей трейлеров»). Однако в 2007 г. в Соединенных Штатах начался финансовый кризис, который проложил путь мировому экономическому кризису и основными последствиями которого стали беспрецедентный рост безработицы и ослабление среднего класса в мире, включая США. После финансового кризиса в марте 2009 г. безработица в регионе достигла 20 % [3], составив таким образом наихудший показатель по всем штатам Америки. По этой причине британская газета The Independent даже придумала для города другое название — Joblessville («Город, где нет работы») [4]. Новоизбранный на тот момент президент США Барак Обама в своем турне по штатам заявил, что «округ (Элкхарт) был поражен безупречным штормом экономических проблем» [5] и, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Обама решил использовать Элкхарт в качестве фона для экономического восстановления[1], которое началось только в 2012 г.
С тех самых пор Элкхарт поражен безупречным штормом экономического процветания. Так, например, общий уровень безработицы сократился до 2,5 % [3], что оказалось вдвое ниже среднего по стране уровня. Вдобавок к этому на протяжении как минимум последних двух лет в Элкхарте, в отличие от всех остальных штатов, наблюдается значительный рост размера средней недельной заработной платы рабочего. Но самым значительным достижением стало то, что в город с населением чуть больше 50 000 человек ежедневно приезжает на работу около 25 000 человек, еще примерно 9500 рабочих мест остается под табличкой с надписью «вакантно».
Многие американские аналитики и специалисты RV отрасли такие результаты объясняют простым восстановлением американской экономики, сопровождая свои выводы данными о поставках домов на колесах и трейлеров за 2017 г., которые втрое превзошли послекризисные показатели 2009 г. Однако не стоит забывать главное правило развития и поддержания устойчивости государства и страны в целом, которое так хорошо сформулировал Параг Ханна в своей работе «Как управлять миром»: «Мы привыкли воспринимать наиболее значительные вызовы современности — терроризм, изменение климата, экономику — в первую очередь как глобальные, и только потом — как локальные. На самом деле все как раз наоборот <…> Мы имеем дело со взаимосвязанной глобальной экономикой и хрупкой глобальной экосистемой, причем развитие первой и защита второй возможны только в том случае, если будут приняты соответствующие меры на местном или региональном уровне <…> чтобы оставаться актуальным, нужно действовать на местном уровне» [6]. Другими словами, общее выздоровление экономики Элкхарта произошло в первую очередь благодаря совместным усилиям местных граждан, рабочих и представителей власти и укреплению положению дел на местах, а потом уже совокупность действий таких же отдельных регионов привела к восстановлению американской экономики в целом. В этом свете одним из инструментов по реабилитации города от экономического кризиса стал так называемый маркетинг территорий, под которым стоит понимать систему управления развитием и продвижением территории с целью решения тех проблем, с которыми территория оказалась не в состоянии справиться традиционными способами [8], а именно территориальный маркетинг способствует повышению качества жизни населения, созданию привлекательного образа в глазах целевых аудиторий, а также усилению конкурентоспособности в сфере экономики и политики [7].
Поэтому, первым, что сделали местные власти для стабилизации внутренней экономической ситуации, так это вспомнили про свою основную сферу производства и дохода — строительство трейлеров и домов на колесах, которая изготавливает 80 % всех RV в США и в которой занято около 12 % местного работающего населения [12]. По этой причине в округе были созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, включающие налоговые послабления, которые так необходимы RV компаниям. В результате с января 2013 г. штат Индиана создал 32 000 дополнительных производственных рабочих мест и стал «домом» для наибольшей концентрации производственной занятости в стране. В качестве примера, подтверждающего эффективность проводимой экономической политики, можно привести калифорнийскую компанию Fleetwood Enterprises. В 2009 г. из-за постоянного повышения налогов в Калифорнии компании пришлось подать заявку на банкротство, после чего частная инвестиционная группа выкупила активы Fleetwood и в целях экономии приняла решение перенести производственные мощности компании в штат Индиана в город Декатур.
Вместе с этим сами RV компании проводят ряд действий по повышению привлекательности и конкурентоспособности самой индустрии, а значит и самого округа Элкхарта. К примеру, целый ряд компаний, начиная от Keystone RV до Thor Motor Coach, проводит экскурсии по своим заводам, организует семинары и выставки, а также ежегодно устраивает слеты владельцев RV/MH со всей Канады и США в специально отведенных кемпинг-парках, которые открыты для посетителей круглый год и полностью оснащены бесплатным беспроводным доступом в Интернет, туалетами, душем, электричеством, водой, столиками для пикника и многим другим. Так в 2017 г. было проведено 13 ралли, на которые в общей сложности приехали примерно 2800 RV и более чем 5000 человек.
Впрочем, маркетингу территорий в современном мире не удастся обойтись одними лишь стратегиями и методами, применяемыми в реальном времени и пространстве, для повышения конкурентоспособности и привлекательности территории в глазах других людей. В мире постоянно развивающихся информационных технологий ему просто необходимо использование виртуального пространства для полного и успешного достижения своей цели. Как известно, одной из составляющих территориального маркетинга является интернет-маркетинг, который позволяет оказывать влияние на целевые аудитории посредством распространения информационных каналов. В этом плане Элкхарт не оказался исключением. В его распоряжении находятся два интернет-сайта, которые позволяют привлекать туристов.
Первым таким сайтом является My Indiana Home (https://www.my-indiana-home.com/). my-indiana-home.com — официальный сайт журнала My Indiana Home. В нем основное внимание уделяется содержанию сельского образа жизни, связанным с Индианой. В частности, на сайте предоставляется обширная информация для читателей, которые хотят найти места типа «что посмотреть», «что делать» и «где есть» в Индиане, но совершенно нет никакой информации касательно RV индустрии. Следующий сайт — Heritage Trail adventures (http://www.amishcountry.org), основное внимание которого как раз уделено округу Элкхарт и индустрии RV. amishcountry.org, встречая Вас словами «Coming to the RV Capital of the World?», сразу же предлагает заказать 68-ми страничный путеводитель по округу или скачать его онлайн, ознакомившись с которым Вы поймете, что Элкхарт представляет собой не только столицу трейлеров и домов на колесах, но и столицу музыкальных инструментов («Band Instrument Capital of the World»). Путеводитель также включает в себя информацию о каждом городе округа, где и что Вы в нем можете поесть, где и что посмотреть, где и в какой магазин зайти, куда и когда приезжать на различные мероприятия и фестивали. На самом сайте можно найти информацию об экскурсионных турах на заводы RV, выставках, семинарах и слетах. Сайт также дает обширную информацию о всех магазинах, в которых возможно приобрести не только аксессуары и автозапчасти для MH, но и купить сам дом на колесах или же его починить. Выбор остается за Вами.
Всего за пару лет власти и жители округа смогли превратить безупречный шторм экономических проблем, обрушившейся на Элкхарт в 2009 г., в безупречный шторм экономического процветания, что подтолкнуло бывшего работника музея RV/MH Hall of Fame Аль Хассельбарта написать книгу о том, как Элкхарт стал мировой столицей трейлеров. Некоторые жители округа до сих пор остаются обеспокоенными возможными будущими экономическими проблемами, с которыми им лично придется столкнуться, но остается только надеяться, что в дальнейшем Hoosiers будут также успешно и эффективно применять различные маркетинговые стратегии по продвижению территорий.
Литература:
- A. Hesselbart. How Elkhart Became The RV Capital of The World. Inside Indiana Business. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.insideindianabusiness.com/story/32117836/thursday-how-elkhart-became-the-rv-capital-of-the-world. (дата обращения: 22.04.2018).
- А. Невельский. Как город, где нет работы, стал центром экономического роста. Ведомости. 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/04/10/764378-gorod-ekonomicheskogo-rosta.
- Unemployment Rate in Elkhart County, IN (INELKH0URN). FRED. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fred.stlouisfed.org/series/INELKH0URN. (дата обращения: 23.04.2018).
- B. Davis. The Future of America’s Economy Looks a Lot Like Elkhart, Indiana. The Wall Street Journal. 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wsj.com/articles/the-future-of-americas-economy-looks-a-lot-like-elkhart-indiana-1522942393.
- From Bust to Boomtown: Life in a Comeback City. The Wall Street Journal. 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wsj.com/video/from-bust-to-boomtown-life-in-a-comeback-city/7CDC0F9B-7767–4D0F-9627–7F07FF1936CA.html?mod=searchresults&page=1&pos=6.
- П. Ханна. 2012. Как управлять миром. — М.: Издательство АСТ. — 320 с. — ISBN 978–5-271–41739–9.
- Логунцова, И. В. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Логунцова, И. В. Малькова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 163 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-534–04913–8.
- Лекционный материал по предмету кандидата экономических наук, доцента МГУ имени М. В. Ломоносова И. В. Логунцовой «Теория и практика маркетингового управления современными территориями» от 14.02.2018.
- Heritage Trail adventures. amishcountry.org. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.amishcountry.org/rv-travel/. (дата обращения: 25.04.2018).
- K. Reusser. The History Behind Elkhart County’s Title as RV Capital of the World. My Indiana Home. 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.my-indiana-home.com/travel/history-behind-elkhart-countys-title-rv-capital-world/.
- Heritage Trail adventures. amishcountry.org. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nxtbook.com/dx/ELKCDX/ELKCDX181/index.php#/1.
- RV Capital Of The World: Elkhart, Indiana. Crossroads trailers. 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.crossroadstrailers.com/blog/index.php/rv-capital-of-the-world-elkhart-indiana/.
- A. Hesselbart. 2017. RV Capital of the World: A Fun-filled Indiana History. Charlestone, SC: The History Press.
[1] Администрация президента Барака Обамы составила план по стимулированию экономического роста в округе в размере 800 миллиардов долларов.