Ключевые слова: орган управления, полномочия, регистрация, корпорация, юридическое лицо, сведения.
Любое управление это непрерывный, сложный многоуровневый процесс, который включает в себя большое количество функциональных элементов, среди которых: планирование, организация, мотивация, прогнозирование, контроль, развитие, реализация полномочий и ряд других. Иными словами? это целенаправленное воздействие на какую-то часть общественных отношений (управление образованием), сложный инженерно-конструкторский механизм (управление авиатранспортом), или людей (управление в политике).
Как известно, ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом [1]. Как видно из указанного определения, юридическое лицо действует во внешнем обороте непосредственно не от своего имени, и не от имени какого-то лица, а через свои органы управления. Так что же представляет из себя орган управления, что же конкретно имел в виду законодатель, используя данное обозначение? К сожалению, ответ на этот вопрос ГК РФ нам не дает. Можно лишь предположительно попытаться дать определение этой формулировки, однако общего понятия по каким-то причинам не обозначено.
Ряд авторов, в том числе С. Д. Могилевский пишут: «орган юридического лица рассматривается как его представитель, который действует от имени общества на основании закона и устава, а потому не нуждается в доверенности» [2]. Исходя из данного определения можно констатировать, что органы корпорации, представляют собой сложный составной элемент юридического лица, с многоуровневой системой делегированных им законом или уставом полномочий, которые представляют интересы этого лица во внешнем обороте, а также отстаивают его интересы. Интерпретация термина в контексте «органы» дает нам понять, что законодатель подразумевает их множественность, в связи с чем, в теории права особо популярной является их деление на руководящие органы (общее собрание, совет директоров) и исполнительные органы (директоров, правление).
Исполнительные органы юридического лица осуществляют текущее руководство деятельностью корпораций, которое может выражаться в подписании документов, оформлении на должность сотрудников, представление интересов юридического лица без доверенности и т. д. Осуществляя целый ряд важных управленческих функций возникает вопрос, с какого же момента законодатель связывает возникновение полномочий единолично исполнительного органа в корпорации?
В соответствии с п. п. л) п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии [3]. В настоящее время в действующем ГК РФ содержится так называемая презумпция достоверности данных из этого реестра, которая подразумевает под собой, что такие сведения являются актуальными, правдивыми и отражают данные того субъекта, который в действующей момент является директором юридического лица. Стоит сразу оговориться, что если сведения являются недостоверными вследствие умысла третьих лиц, ответственность юридического лица в этом случае сходит на нет.
По логике вещей, полномочия единоличного исполнительного органа должны возникать именно с момента внесения таких сведений в единый государственный реестр юридических лиц, однако противники такой концепции заявляют, что эти полномочия возникают раньше — а именно с момента принятия соответствующего решения со стороны руководящих органов (например с момента оформлении и подписания трудового договора или приказа о назначении на должность). Если мы обратимся к положениям постановления президиума высшего арбитражного суда Российской Федерации, то увидим следующие разъяснения — закон не связывает возникновение или прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в реестр таких сведений. Это говорит о том, что в независимости от наличия сведений об единолично исполнительном органе юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, такое лицо уже обладает делегированных ему вышестоящими органами кругом полномочий.
Подводя итог вышеуказанному материалу, все же стоит отметить, что такая концепция выглядит весьма спорной, так как риски, которые несут в себе недостоверные данные, возлагаются на само юридическое лицо, что может приводить в результате к неприятным последствиям.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (редакция от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301
2. Могилевский С. Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. Учебно-практическое пособие. — М.: Статут, 2010. С. 116
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 03.08.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., № 33 (Часть I), ст. 3431
4. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. Гражданское право. — М:. ТК Велби, Изд-во Проспект. — 2010. — 784 с.
5. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б. М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. — 511 с.
6. Корпоративное право: учебник / Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинскас, Е. П. Губин и др.; отв. ред. И. С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М: КНОРУС, 2015. 1080 с.