Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.12.2018

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Степнова, Д. И. Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста / Д. И. Степнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54637/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Приводится обоснование театрализованной игре как эффективному средству обучения английскому языку.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, английский язык, лексика, театрализованные игры, обучение.

The article considers the problem of teaching for two or more foreign languages to preschool age children. Questions about the benefits and harms of early bilingualism that are troubling parents are being discussed. Reasoned evidence is given in favor of the fact that early bilingualism does not adversely affect the mental development of a child. In addition, empirically proved the effectiveness of the theatricalization method in teaching English language to children.

Keywords: bilingualism, early learning, dramatized play, lexical skills, advanced learning.

Дополнительное образование детей укоренилось в общественном сознании как необходимое звено в воспитании многогранной личности, ценность которого заключается в его многообразии и разнонаправленности, в возможности усиления вариативной составляющей общего дошкольного образования. Цели, содержание и качество дошкольного образования четко прописаны в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в то время как цели, содержание и качество дополнительного дошкольного образования не имеют документального протоколирования. Возможно, именно поэтому так много споров о роли, предназначении и выборе направления дополнительного образования в настоящее время.

Следует отметить, что наиболее активным и предпочитаемым направлением в сфере дополнительного образования является обучение детей дошкольного возраста английскому языку. Выбор обучения английскому языку объясняется во многом неудовлетворенностью родителей собственным уровнем владения языком. Поэтому, отдавая своих детей изучать иностранный язык в дошкольном возрасте, взрослые ждут, что их дети смогут реально общаться на этом языке. Однако практика показывает, что после нескольких лет обучения в детском саду дети по-прежнему испытывают значительные трудности при использовании языка в процессе общения, а чаще всего совсем не справляются с этой задачей. Проблема таится в отсутствии связи между отдельными дисциплинами в детском саду, а иностранный язык там существует без должного пояснения соответствующих оснований, что опять же говорит об отсутствии должного педагогического обеспечения и сопровождения [4].

Тем не менее, процесс обучения иностранному языку детей-дошкольников является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, А. Д. Климентенко, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, А. Н. Шамов и др.) и в настоящее время приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.

Обратиться к проблеме обучения детей дошкольного возраста иностранному языку нас побудило наблюдение за теми изменениями, которые имеют место и в педагогическом процессе детских дошкольных учреждений, и в жизни современного общества в целом. Постепенно увеличивающаяся открытость государства приводит к многочисленным контактам с представителями различных наций, что делает особенно актуальным владение иностранным языком и, в первую очередь, английским как средством международного общения. Кроме того, раннее изучение иностранного языка оказывает благоприятное влияние на развитие психики ребенка, и, в частности, на обогащение его интеллекта, что, в свою очередь, обусловливается активизацией основных познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Итак, если перспективность раннего обучения иностранным языкам в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его гуманитарного развития и приобщения к общекультурным ценностям не подвергается сомнению, то вот методы формирования иноязычных устно-речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста остается малоизученной темой. Это связано, прежде всего, с тем, что в практике обучения иностранному языку наряду с содержанием, зафиксированным в государственных документах, широко используются различные учебные комплексы. С одной стороны, это дает возможность учителю выбирать учебные средства, соответствующие его концепции и индивидуальным особенностям детей, с другой стороны, возникает проблема обоснования выбора той или иной методической системы. Главным критерием, на наш взгляд, по которому должен осуществляться отбор методики обучения ребенка дошкольного возраста иностранному языку, соответствие возрастно-психологическому развитию ребенка дошкольного возраста, ведь успех учащихся в изучении лексики иностранного языка зависит от того, насколько интересно проводятся уроки.

При обучении дошкольников лексике английского языка необходимо использование театрализованных лексических игр. Они представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. Данные игры преследуют цели:

– тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

– активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

– развивать речевую реакцию учащихся;

– познакомить учащихся с сочетаемостью слов [2].

Говоря о цели применения театрализации на уроках английского языка, следует отметить, что этот вид деятельности способствует усвоению лексики английского языка, через освоение учащимися диалектики общения (искусство вести беседу, спор). Включение в урок элементов театрализации способствует развитию навыка общения, способствует формированию лексического навыка, который является одним из основополагающих навыков при изучении иностранного языка. Использование элементов театрализации на уроках английского языка — это реальная коммуникация, наполненная идеями, эмоциями, словом, всем тем, чего не хватает в повседневной урочной жизни, состоящей из скучных упражнений по типу: «закончить предложение», «вычеркнуть лишнее», «обвести нужное» и т. п.

Театрализованные лексические уроки — точная модель общения, так как она подражает действительности в главных, существенных чертах, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Таким образом, именно театр можно рассматривать как форму обучения лексике иностранного языка [4].

Работая в качестве педагога дошкольного образования по английскому языку, в своей практике мы широко используем элементы театральной деятельности в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Такие приемы, как этюды, пантомима и т. д. весьма эффективны при усвоении лексики иностранного языка. Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. По мнению Л. С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает его творчество с личными переживаниями. Театрализованная форма переживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно и независимо от желаний взрослого. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия [5].

Основной причиной близости театрализованной формы детям является связь театрализации с игрой — ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках. Например, обращение к сказкам на уроке поддерживает интерес детей к предмету, тем самым повышается эффективность усвоения лексического материала. Дошкольники любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои, в роли, которых будут исполнять сами дети.

Театрализованная деятельность на уроках английского языка представляет собой своеобразный синтез ролевой игры и театрального искусства. Однако обучение не сводится напрямую к игре, ведь чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных предпочтений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности [3]. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольники примеряют на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика — осторожность, петушка — решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества. Задача каждого педагога — постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся с еще неустойчивым, детским вниманием к уроку [1].

Разработанный нами комплекс состоит из 10 заданий. Целью каждого задания является формирование лексических навыков у старших дошкольников. Упражнения разработаны на тему «The animals I like». Упражнения включают текстовый материал и задания, направленные на формирование лексических навыков посредством театрализованной деятельности. Все задания разработаны с учётом психологических особенностей детей дошкольного возраста, они понятны и доступны детям даже на начальном этапе обучения английскому языку. Приведём несколько примеров формулировки заданий:

– в зоомагазине имеются различные животные (картинки), которые можно купить. Дети заходят в зоомагазин, покупают то, что нужно;

– дети делятся на две команды, совещаются и придумывают названия своей команде. Участники команд по одному вытягивают карточки с названиями животных. Задача учеников по очереди изображать животных, указанных на карточках. Задача другой команды — «угадать» животное.

Таким образом, как упоминалось выше, текстовый материал заданий адаптирован с учётом возрастных особенностей детей, задания разработаны с учетом пройденного грамматического и лексического материала и представлены в занимательной и доступной для старших дошкольников форме. Разработанный нами комплекс тренировочных упражнений, направленный на формирование лексических навыков и активизацию творческих способностей дошкольников посредством заданий с элементами театрализации, позволяет вовлекать детей в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения, где у учащихся дошкольного возраста происходит накопление и расширение лексического словаря. Данный комплекс упражнений может быть адаптирован к конкретным условиям учебной деятельности на занятиях по иностранному языку, как в общеобразовательных дошкольных заведениях, так и на дополнительных занятиях в негосударственных школах, а также частной работе (репетиторстве), что позволяет оптимизировать учебный процесс, направленный на формирование лексических навыков и активизацию творческих способностей дошкольников.

– Цели: данное упражнение направлено на формирование у учащихся лексических навыков по соответствующей теме, тренировку в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизацию речемыслительной деятельности учащихся.

Форма учебной деятельности: фронтальная

Время выполнения: 15–17 мин.

Ход упражнения:

Каждый из участников игры выбирает себе название какого — либо животного и обозначает «дом» (стул, парта, нарисованный круг…). Водящий подходит к «домику» и угадывает, кто в нем живет.

Who lives in this house? Are you a cat?

This is my house, but I am not a cat.

Who lives in this house? Are you a bear?

Yes, I am. Come in, please.

Отгадавший занимает место в «домике», а игрок становится водящим, идет к другому «домику».

– Цели: данное упражнение направлено на активизацию творческих способностей и формирование лексического навыка учащихся младшей школы.

Форма учебной деятельности: фронтальная

Время выполнения: 15–20 мин.

Ход упражнения:

В зоомагазине имеются различные животные (картинки), которые можно купить. Учащиеся заходят в зоомагазин, покупают то, что нужно.

Один из учащихся играет роль продавца зоомагазина, на нём соответствующая одежда, а другие играют роль фермеров, которые покупают животных для своего хозяйства.

P1: Good morning!

P2: Good morning!

P1: Have you got a rabbit?

P2: Yes, I have. Here it is.

P1: Thank you very much.

P2: You are welcome.

P1: Наve you got a green parrot?

P2: Sorry, but I haven`t.

P1: See you next time.

P2: See you.

Литература:

  1. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — Спб: Каро, 2006. — 192 с.
  2. Кувшинов, В. И. О работе с лексикой на уроках английского языка. — М.: Флинта, 2000. — С. 71–73
  3. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. — М.: Академия, 2000. — 179 с.
  4. Усова, А. П. Роль игры в воспитании игры / Сост. Н. Я. Михайленко. Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Просвещение, 2006. — 96 с.
  5. Шпак, В. В. Развитие творческой речевой активности учащихся на уроках английского языка // Современный учитель английского языка. — Спб: Питер, 2012. — С. 9–12.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, лексический материал, учащийся, учебная деятельность, детский сад, дополнительное образование.


Похожие статьи

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассматривается метод квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста, описываются задачи раннего обучения английскому языку дошкольников, рассмотрены игровые методы, используемые на занятиях. Дано определ...

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

К вопросу мотивации обучающихся начальных классов на уроке английского языка

В статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация». Рассматриваются современные методы и формы мотивации обучающихся к изучению английского языка в начальной школе.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Похожие статьи

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассматривается метод квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста, описываются задачи раннего обучения английскому языку дошкольников, рассмотрены игровые методы, используемые на занятиях. Дано определ...

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

К вопросу мотивации обучающихся начальных классов на уроке английского языка

В статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация». Рассматриваются современные методы и формы мотивации обучающихся к изучению английского языка в начальной школе.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Задать вопрос