В статье проанализированы проблемы межфункционального и межорганизационного взаимодействия. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо проанализировать и оценить финансовый ущерб.
Ключевые слова: логистика, логистическая деятельность, межфункциональная и межорганизационная координация.
The problems of interfunctional and interorganizational interaction are analyzed in the article. In order to solve this problem, it is necessary to analyze and assess the financial damage.
Key words: logistics, logistics, interfunctional and interorganizational coordination.
Описание недостатков межфункционального и межорганизационного взаимодействия.
Таблица 1
Уровень взаимодействия
Уровень взаимодействия |
Объект конфликта / недостаток взаимодействия |
Участники |
Межфункциональный |
Длительность цикла выполнения заказа |
Отдел логистики Отделы планирования Отделы продаж |
Межфункциональный |
Уровень логистического сервиса |
Отдел логистики Отделы продаж Отделы маркетинга |
Межфункциональный |
Задержка поставок на рекламные мероприятия |
Отдел логистики Отделы маркетинга Управляющий парком компании |
Межфункциональный |
Задержки в оплате счетов логистическим посредникам |
Отдел логистики Финансовый отдел |
Межорганизационный |
Недозагруженность парома автомобилями в некоторых ситуациях |
Отдел логистики |
Межорганизационный |
Невозможность вывезти небольшое количество автомобилей в дальние города при определенных условиях |
Отдел логистики Перевозчики |
По мнению Е. А. Дынина: «Одной из проблем межфункционального взаимодействия является длительность цикла выполнения заказа. Учитывая тот факт, что автомобили относят к сегменту премиум класса, люди редко приезжают и покупают уже готовый автомобиль. Таким образом, чтобы сократить время от поступления заказа до его выдачи клиенту необходимо снижать непосредственно время доставки автомобилей. К сроку производства обычно добавляется еще около месяца на доставку. Это проблема, конечно, особенно затрагивает отделы продаж и планирования. Выполнение планов зависит не только от способности дилерского центра продать автомобиль, но и от присутствия автомобиля в месте продажи. Маркетинг и продажи через дилерские центры обещают клиентам доставку автомобиля в течение двух месяцев, а потом срок доставки просто медленно откладывается. Однако отделы продаж и планирования могут требовать срочной доставки автомобиля, а доставить автомобиль быстрее может быть невозможно из-за различных обстоятельств, в том числе отсутствия документов, неисправного автомобиля, определенной частоты отправок паромов из Великобритании. В данном случае причинами является установленный порядок доставки, то есть схема доставки автомобилей» [3].
В качестве другого важного вопроса выступает проблема уровня логистического сервиса, на который оказывают влияние факторы своевременности доставки и соответствия необходимой комплектации прибывшего продукта заказанному, а также правильность оформления документации и надлежащее хранение груза в пути. Помимо того, что подход к выполнению задачи и мнение у подразделений по продажам и логистических подразделений крайне расходятся, существует еще одна важная проблема, которая заключается в том, что эти показатели никак не отслеживаются. Поэтому, отсутствие необходимого комплекса оценочных критериев деятельности в сфере логистики плохо влияет на взаимодействие между функционалом.
Подразделения по маркетингу, как правило, требуют поставок автомобилей на различные мероприятия. Хоть все мероприятия обычно планируются заранее, тем не менее, партия автомобилей, а также их индивидуальные характеристики будут определены ближе к дате проведения. По этой причине, подразделения по логистике, обычно, в самый последний момент узнают о необходимости внесения тех или иных коррективов. Поэтому, в этих случаях, а наиболее часто в зимнее время, происходят различного рода задержки. Такого рода проблемы имеют прямую связь с ограниченностью ресурсов. Организация располагает ограниченным числом автомобилей, которые используются не только на мероприятиях, но и на тест-драйвах важными клиентами и журналистами. Поскольку последнее входит в сферу влияния отделов продаж, в которых разные люди отвечают за взаимодействие с клиентами и журналистами, то за автомобили начинается некоторая борьба, и как следствие, возникает необходимость переноса и изменения сроков доставки [4].
Одним из важных факторов также являются темпы роста затрат в логистике, которые могут вызвать вопросы у подразделения по финансам, распределяющим бюджет. В организации данный комплекс работает таким образом: выделяется определенное количество средств, а затем резервируется под некоторыми определенными номерами, для того чтобы оплатить счета. Если на оплату необходимых счетов не хватает средств, то возникает необходимость создания нового отдела по развитию, либо оплаты счетов с уже существующего. Данные процедуры требуют проведения специальных мероприятий по согласованию с отделом по финансам, либо по подготовке заявки на формирование нового отдела развития. Последняя процедура может длиться сроком вплоть до одной рабочей недели.
Поэтому, процедура по оплате счетов может быть отложена на несколько дней. Данный факт может вызвать недовольство среди небольших контрагентов, а также начисление пени от крупных контрагентов [2].
Работа с перевозчиком также иногда может стать источником проблем. Как правило, в специальном приложении при договоре заранее установлены все стандартные ставки по ключевым направлениям организации. Бесспорно, при подписании договора, компания, отвечающая за перевозки, может предполагать, что автовоз будет полностью загружен. В том случае, когда в дальние пункты назначения, где уровень продаж достаточно низок, приходит две-три машины, перевозчик может не забирать их и ждать, когда найдется какой-либо конкурент организации, который также имеет желание доставить партию своих автомобилей в данный населенный пункт. Если данная модель автомобиля не в приоритете, то несколько дней простоя могут оказаться вполне приемлемыми, однако, если упустить контроль над ситуацией, то продукт может простоять на складе достаточно длительный срок. В том случае, когда модель автомобиля приоритетна, организация может добиться повышения ставки по определенному направлению и на конкретную модель. Может быть, при рассмотрении внесения длительного времени на выполнение тех или иных заказов в комплекс критериев деятельности по логистике, больше внимая будет уделено процессам по отслеживанию таких автомобилей.
В. Лихачев писал: «Уровень логистического сервиса — это объект конфликта между отделами логистики и маркетинга. Низкий уровень логистического сервиса является следствием повреждений, длительного цикла выполнения заказа и проблемами с документацией» [5]. В целях решения данных проблем есть необходимость улучшения процессов по доставке автомобилей и межорганизационному взаимодействию. Поэтому, для отсутствия конфликтов между организациями, также есть необходимость по модификации процесса доставки [1].
Таблица 2
Причины возникновения межфункциональных имежорганизационных конфликтов
Объект конфликта / недостаток взаимодействия |
Причина |
Время исполнения заявки |
Невыгодный бизнес-процесс при выполнении заявки |
Качество сервиса по логистике |
Не лучший бизнес-процесс по доставке Дефицит структуры по показателям в деятельности логистики |
Превышающее время ожидания прибытия поставки на мероприятия по рекламе |
Дефицит общего проекта |
Приоритет в пользу Ленд Ровер при поставках из Великобритании |
Недочеты в структуре организации |
Заминка оплаты счетов посредникам по логистике |
Нехватка ресурсов при совместном планировании |
Недозаполненность перевоза автомобилей по определенным случаям |
Нехватка общей системы информации |
Невозможность вывезти небольшое количество автомобилей в дальние города при определенных условиях |
Отсутствие системы показателей логистической деятельности |
Чтобы избавиться от межфункциональных столкновений логистики и маркетинга нужно усовершенствовать общий механизм планировки мероприятий по маркетингу между отделами логистики и маркетинга. Прежде всего, следует откорректировать организационную форму, чтобы избежать дальнейшего приоритета в пользу автомашин при транспортировке. Более того, следует избегать различного рода разногласий с потребителями и отделом финансов по поводу оплаты счетов необходимо детальнее подходить к составлению затрат логистики и уже в течение года самостоятельно вносить некоторые правки с учетом изменений планов производства.
Тем временем, осуществляя все представленные мероприятия, удается повысить качество сервиса логистики и поднять выручку. Для этого необходимо сопоставить цели организации с местными целями локального отдела логистики и личными целями работников при помощи создания различных систем мотивации.
Литература:
- Федеральный закон от 30 декабря 2005 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 18. (с посл. изм. и доп.)
- Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 2. — Ст. 219.
- Дынин, Е. А. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. — 2007. — № 5–6. — С. 111.
- Инвестиционный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/ дата обращения 03.09.2018.
- Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d44f243d8be7603d1f.pdf дата обращения 03.09.2018.