Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются информационные потоки в данной системе, делается их анализ, характеристика, а также определяются факторы, снижающие эффективность системы доставки светлых нефтепродуктов на АЗС. Одним из наиболее эффективных направлений повышения эффективности работы транспортных комплексов является математическое моделирование работы системы и автоматизация процессов управления. Для повышения эффективности в рамках данной статьи был предложен алгоритм позволяющий добиться автоматизации принятия управленческих решений и контроля за работой системы доставки нефтепродуктов на АЗС, основанный на использовании современных информационных технологий, математической статистики и моделирования логистических процессов.
Ключевые слова: нефтепродукты, автозаправочная станция, автомобильный транспорт, оперативное управление, автоматизация, система доставки.
Нефтехимическая отрасль является одной из ключевых отраслей в экономике нашей страны. Одним из направлений деятельности предприятий, работающих в данной отрасли, является снабжение светлыми нефтепродуктами предприятий и населения страны. Эффективность работы системы сбыта, напрямую зависит от организации оперативного управления доставкой и текущими запасами нефтепродуктов на нефтебазах и автозаправочных станциях (АЗС).
В организации и управлении столь сложной системой, эффективность и скорость принятия решений сильно зависит от организации движения информационных потоков между элементами логистической системы доставки светлых нефтепродуктов.
Система доставки нефтепродуктов на АЗС представляет собой совокупность методик, алгоритмов и принципов, на основании которых происходит управление хранением и перемещением нефтепродуктов с момента их поступления в резервуары распределительной нефтебазы до момента поступления нефтепродуктов в резервуары автозаправочной станции. Система является социотехнической и имеет следующую структуру.
Рис. 1. Структура системы доставки нефтепродуктов
Существующий алгоритм доставки нефтепродуктов на АЗС является неэффективным, устаревшим и имеет высокую долю человеческого фактора. Схема движения информационных потоков и принятия управленческих решений в существующей системе представлена на рисунке 2. Основными недостатками существующей системы является нерациональное использование провозной возможности имеющегося парка подвижного состава, слабый контроль за транспортными средствами на линии, маршрутизация перевозок, основанная на интуиции и опыте работников [1].
Одним из путей совершенствования работы системы доставки является автоматизация принятия управленческих решений и контроля за ее работой путем применения современных информационных технологий и создания специализированного программного обеспечения.
Работа системы доставки — крайне сложный процесс, на который одновременно влияет множество различных факторов. Для упрощения представления и решения имеющейся задачи воспользуемся методом разбиения задачи на подзадачи. Алгоритм работы автоматизированной системы доставки представлен на рисунке 3.
Определение потребности в нефтепродуктах на АЗС происходит в режиме реального времени при помощи специализированных систем измерения, которые определяют текущий объем нефтепродуктов и подтоварной воды в резервуарах, их плотность и температуру. Данные о текущем количестве нефтепродуктов поступают на консолидирующий сервер, который на основании этих данных и статистике по реализации нефтепродуктов формирует заявку, в которой указывается количество нефтепродуктов, скорость расхода нефтепродукта в резервуаре, а также ориентировочный срок, на который будет хватать запасов данного нефтепродукта.
Рис. 2. Информационные потоки оперативного управления системой доставки светлых нефтепродуктов
На основании сформированной заявки и информации о пропускных способностях нефтебазы и провозных возможностях автотранспортных предприятий система делает вывод о возможности выполнения заявки текущими ресурсами системы. В случае необходимости происходит поиск дополнительных постов отгрузки либо дополнительных транспортных средств. Кроме того, возможна оптимизация заявки по критерию срочности доставки.
Рис. 3. Алгоритм автоматизированной работы системы светлых нефтепродуктов
Таким образом, в автоматическом режиме производится отбор и ранжирование резервуаров на АЗС, в которые необходимо осуществить доставку нефтепродуктов.
Маршрутизации представляет собой̆ методику, состоящую из создания базового плана доставки нефтепродуктов на основе маятниковых маршрутов, с последующей оптимизацией базового плана путем сокращения количества маятниковых маршрутов при их объединении в кольцевые маршруты и приведения фактической провозной возможности системы к максимально возможной при данном сценарии перевозок нефтепродуктов.
На протяжении работы автотранспортных средств на линии информационная система в фоновом режиме производит онлайн контроль за длительностью прохождения этапов транспортировки, отсутствием нарушений, ведением транспортного средства по разработанному маршруту и технологической цепочке на каждом из этапов транспортировки нефтепродуктов. Для этого применяются современные системы спутникового мониторинга, видеоконтроля, систем гарантирования сохранности доставляемого груза.
На основании текущего месторасположения и этапа доставки нефтепродуктов на АЗС информационная система прогнозирует на будущие периоды свои провозные возможности. В случае появления дополнительных транспортных средств или направления работающего транспортного средства на второй и последующий рейсы за смену маршрутизация перевозок происходит с учетом актуальных потребностей АЗС в нефтепродуктах и прогнозируемыми провозными возможностями системы.
Внедрение данной системы автоматизированного управления во многом зависит от совместной интеграции и взаимодействия транспортных компаний с нефтесбытовыми организациями, являющихся Заказчиком данных услуг.
Преимуществами данной системы являются более взвешенные, проанализированные решения по управлению автотранспортом и запасами нефтепродуктов в резервуарах АЗС, минимизация человеческого фактора, упрощение контроля качества нефтепродуктов на АЗС, машинный контроль за большим количеством транспортных средств и состоянием системы доставки в режиме реального времени, что приведет к повышению экономической эффективности работы нефтесбытовых и транспортных организаций.
В результате автоматизации работы системы в значительной степени выросла интенсивность работы системы доставки нефтепродуктов. В результате чего появилась возможность оптимизировать количество используемого автотранспорта, улучшить качество оказываемых услуг, при этом снизив издержки на несколько миллионов рублей.
Литература:
- Кодиленко, А. С. Информационные потоки в системе оперативного управления доставкой светлых нефтепродуктов ОАО «ЛК-Транс-Авто» / Кодиленко А. С., Ширяев С. А., Куликов А. В. // Тезисы докладов смотра-конкурса научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета, Волгоград, май 2014 г. / редкол.: А. В. Навроцкий (отв. ред.) [и др.]; ВолгГТУ, СНТО. — Волгоград, 2014. — C. 136–137.