Критерии и показатели проектной деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.12.2018

Статья просмотрена: 6655 раз

Библиографическое описание:

Левицкая, Е. В. Критерии и показатели проектной деятельности учащихся / Е. В. Левицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54664/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над ученического проектом.

Ключевые слова: проектная деятельность, метапредметные умения, оценка ученического проекта.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? В новых условиях, нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс, взаимоотношения между учителем и учеником. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться.

Проектная деятельность учащихся (ПДУ) — высокомотивированная самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.

В системе оценки планируемых результатов освоения образовательной программы важное место занимает оценка метапредметных результатов учащихся. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

– Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

– Сформированность предметных знаний и способов действий проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой, использовать имеющиеся знания и способы действий.

– Сформированность регулятивных действий проявляется, в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Сформированность коммуникативных действий проявляется, в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относятся:

– умение самостоятельно определять цели своего деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

– умение осознанно использовать речевые средства, планирования и регуляции своей деятельности.

В основе методики оценки проектной деятельности учащихся лежат: Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО. Через оценку ученического проекта, рассмотрим критерии сформированности метапредметных умений для учащихся 5–7 классов. Они приведены в таблице 1.

С критериями оценивания проектов учащиеся знакомятся заранее. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, учащиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности, могут улучшить отдельные параметры, предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.

И в заключении, важно правильно и грамотно определить критерии оценки (факторы, которые подвергаются оцениванию), показатели (признаки, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.), так как это будет залогом верного оценивания любой деятельности. В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

А самое главное, на мой взгляд, не так может и важно, чтобы ребенок достиг самого высокого уровня в проектной деятельности. Важно, чтобы он получил развитие познавательного интереса, любознательности, эрудиции, смекалки, трудолюбия. Научился доводить начатое дело до конца и его пытливые глаза сверкали радостью от приобретенного жизненного опыта.

Таблица 1

Оценка ученического проекта учащихся 5–7 классов

Перечень метапредметных умений

Перечень критериев оценивания проекта

Эталон работы для учащихся 5–7— хклассов сучетом возрастных особенностей

Количественный показатель по каждому критерию: 0— не соответствует 1— частично соответствует 2— полностью соответствует

1. Сформированность предметных знаний и познавательных учебных действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

цель определена, ясно формулирована четко обоснована;

2. Глубина раскрытия темы проекта

тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

2. Сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

5. Планирование путей ее достижения

развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы

6. Соответствие требованиям оформления письменной части

работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

7. Качество проведения презентации

на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

8.Качество проектного продукта

проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

ИТОГО

Результат:

Проект выполнен на уровне

Базовом/повышенном

(подчеркнуть)

Литература:

  1. Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом /Н. В. Горбунова,Л. В. Кочкина //Образование в современной школе.-2000.-№ 4.
  2. Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников. — 2003, № 4.
  3. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. //Исследования школьников. — 2004, № 1.
  4. Пахомов Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист.- 2004 № 1
  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска.// Учитель.-2000.№ 1
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. — 2000.№ 4.
  7. Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина., М. В. Моисеева., А. Е. Петров Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./Под ред.Е. С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 1999,302 с
  8. Поливанова К. Н. Проектная деятельность учащихся: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова.-М.:Просвещение,2008.-192с
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, умение, способ действий, учащийся, достижение целей, познавательная деятельность, проектная деятельность учащихся, проектный продукт, творческий подход, ученический проект.


Ключевые слова

проектная деятельность, метапредметные умения, оценка ученического проекта

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Исследование готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: психологическая подготовка педагога

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования через проверку овладения трудовых действий, умений и знаний, содействующих формированию развивающих функций обучающихся.

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Стратегия упреждающей подготовки студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются разработанные и успешно апробированные в учебном процессе стратегии упреждающей подготовки студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности.

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Исследование готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: психологическая подготовка педагога

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования через проверку овладения трудовых действий, умений и знаний, содействующих формированию развивающих функций обучающихся.

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Стратегия упреждающей подготовки студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются разработанные и успешно апробированные в учебном процессе стратегии упреждающей подготовки студентов транспортного вуза к инновационной профессиональной деятельности.

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Задать вопрос