В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над ученического проектом.
Ключевые слова: проектная деятельность, метапредметные умения, оценка ученического проекта.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? В новых условиях, нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс, взаимоотношения между учителем и учеником. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться.
Проектная деятельность учащихся (ПДУ) — высокомотивированная самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.
В системе оценки планируемых результатов освоения образовательной программы важное место занимает оценка метапредметных результатов учащихся. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
– Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
– Сформированность предметных знаний и способов действий проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой, использовать имеющиеся знания и способы действий.
– Сформированность регулятивных действий проявляется, в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
– Сформированность коммуникативных действий проявляется, в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.
К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относятся:
– умение самостоятельно определять цели своего деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
– умение осознанно использовать речевые средства, планирования и регуляции своей деятельности.
В основе методики оценки проектной деятельности учащихся лежат: Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО. Через оценку ученического проекта, рассмотрим критерии сформированности метапредметных умений для учащихся 5–7 классов. Они приведены в таблице 1.
С критериями оценивания проектов учащиеся знакомятся заранее. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, учащиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности, могут улучшить отдельные параметры, предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.
И в заключении, важно правильно и грамотно определить критерии оценки (факторы, которые подвергаются оцениванию), показатели (признаки, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.), так как это будет залогом верного оценивания любой деятельности. В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.
А самое главное, на мой взгляд, не так может и важно, чтобы ребенок достиг самого высокого уровня в проектной деятельности. Важно, чтобы он получил развитие познавательного интереса, любознательности, эрудиции, смекалки, трудолюбия. Научился доводить начатое дело до конца и его пытливые глаза сверкали радостью от приобретенного жизненного опыта.
Таблица 1
Оценка ученического проекта учащихся 5–7 классов
Перечень метапредметных умений |
Перечень критериев оценивания проекта |
Эталон работы для учащихся 5–7— хклассов сучетом возрастных особенностей |
Количественный показатель по каждому критерию: 0— не соответствует 1— частично соответствует 2— полностью соответствует |
1. Сформированность предметных знаний и познавательных учебных действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий |
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта |
цель определена, ясно формулирована четко обоснована; |
|
2. Глубина раскрытия темы проекта |
тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы |
||
2. Сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. |
3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования |
работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; |
|
4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе |
работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; |
||
5. Планирование путей ее достижения |
развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; |
||
3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы |
6. Соответствие требованиям оформления письменной части |
работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; |
|
7. Качество проведения презентации |
на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; |
||
8.Качество проектного продукта |
проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
||
ИТОГО |
|||
Результат: |
Проект выполнен на уровне |
Базовом/повышенном (подчеркнуть) |
|
Литература:
- Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом /Н. В. Горбунова,Л. В. Кочкина //Образование в современной школе.-2000.-№ 4.
- Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников. — 2003, № 4.
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. //Исследования школьников. — 2004, № 1.
- Пахомов Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист.- 2004 № 1
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска.// Учитель.-2000.№ 1
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. — 2000.№ 4.
- Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина., М. В. Моисеева., А. Е. Петров Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./Под ред.Е. С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 1999,302 с
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность учащихся: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова.-М.:Просвещение,2008.-192с