Выборность основных государственных органов — один из основных признаков демократического политического режима. Плебисцит как осуществление публичной власти — выражение коллективной воли, наиболее проявляющееся в современном мире в институте выборов глав государств. В данной статье объектами сравнительного анализа будут процессы выборов Президентов США и РФ. Генезис института президентства США приходится на конец 18 века, именно поэтому мне представляется наиболее интересным для сравнения волеизъявление граждан США.
Первый Президент США (Джордж Вашингтон) был избран 1789 г., нынешний Президент (Дональд Трамп) является 45-ым по счету главой государства. С момента принятия Конституции институт выборов Президента был изменен незначительно, не смотря на принятие 27-ми поправок, которые являются неотъемлемой частью основного закона США. Де юре (de jure с лат.) есть вероятность избрания Президентом США кандидата не от политической партии (беспартийный кандидат), де факто (de facto с лат.) таких Президентов в США за все время было двое. Высшее должностное лицо является главой исполнительной власти США и избирается на четырехлетний срок. Законодательство содержит следующие требования к кандидату на должность Президента:
– должен быть рожден в США (only natural-born citizen);
– «Ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза» [1] (неважно подряд или с перерывом);
– возраст — не менее 35 лет;
– должен проживать на территории США не менее 14-ти лет.
Первым этапом выборов Президента в США является выдвижение кандидатов от политических партий, представленных в парламенте (Республиканская и Демократическая). Чтобы стать единственным кандидатом от партии, необходима поддержка делегатов каждого штата на национальном съезде соответствующей партии. Делегаты являются членами партии и на съездах голосуют за претендентов, чьи кандидатуры были одобрены. Существует два способа одобрения кандидатов:
– Кокусы (в переводе с одного из них индейских языков «собираться вместе и громко шуметь») — это многоступенчатый процесс, который начинается от местного уровня и доходит до уровня штата. В этом процессе все выбирают кандидатов с помощью дискуссий и формальных голосований методом «поднятий рук»;
– Праймериз — голосование с помощью бюллетеней; это прямые, тайные выборы на уровне штата.
Кроме делегатов на выдвижение кандидатов от партий влияет волеизъявление суперделегатов. Суперделегаты — это избранные члены комитетов партий, лидеры партий, действующие губернаторы и члены Конгресса. Особенностью суперделегатов Демократической партии является то, что их выбор может быть отличен от выбора делегатов. Суперделегаты Республиканской партии обязаны поддержать на партийном съезде кандидата, победившего в каждом отдельном штате. После партийных съездов, на которых утверждаются кандидаты на должность главы исполнительной власти, начинаются предвыборные кампании и процесс борьбы за электорат (дебаты, встречи с населением). Президент США и Вице-президент, который выступает в связке с кандидатом, избирается непосредственно коллегией выборщиков. Таким образом, выборы главы государства являются непрямыми, так как выборщиками являются назначенные Законодательным Собранием каждого штата граждане, хотя на данный момент законодательства всех 50-ти штатов устанавливают процедуру определения списков выборщиков с помощью всенародного голосования. Количество выборщиков в каждом отдельном штате зависит от суммарного количества депутатов в Палате представителей и членов Сената. Интересы населения каждого штата в Сенате Конгресса представляет два сенатора. Места в Палате представителей распределяются в соответствии с численностью населения конкретного штата. Перераспределение голосов выборщиков и мест в Палате Представителей проходит каждые 10 лет на основании переписи населения. Однако минимальное количество выборщиков независимо от численности населения равно трем. Таким образом, в Вайоминге 165 000 граждан приходится на один голос, а в Калифорнии — 615 000; это связано с огромной разницей в численности населения (Вайоминг — 579 315 жителей, Калифорния — 39,54 миллиона жителей). Этот факт свидетельствует о том, что голос жителя густонаселенного штата может быть гораздо менее значимым, чем голос жителя малочисленного штата. Независимо от соотношения отданных выборщиками голосов, все голоса в конкретном штате отдаются кандидату, набравшему больше. Так во время проведения последних президентских выборов США в 2016 г., 15 из 29-ти выборщиков штата Флорида поддержали будущего президента Дональда Трампа, поэтому все 29 голосов были отданы в пользу кандидата от Республиканской партии. По итогам голосований во всех штатах Дональда Трампа было отдано 304 голоса выборщиков; Хилари Клинтон — 277. Хотя по факту большое количество выборщиков (количество граждан) поддержали представителей Демократической партии; 62 984 828 (46.1 %) за Трампа против 65 853 514 (48.2 %). Заключительным этапом выборов Президента США является собрание коллегии выборщиков, которое является исключительно формальностью, так как результаты выборов известны заранее.
В Российской Федерации генезис института Президентства приходится на 12 декабря 1993 г., именно в этот день была принята Конституция РФ всенародным голосованием. Прошедшие выборы президента РФ 2018 г. стали шестыми в новейшей истории нашей страны. Однако, действующих Президентов — трое. Это связано с актуальнейшей проблемой публичной власти в России, персонализацией власти. Но в данной статье рассматривается исключительно правовая процедура, предшествующая заниманию должности главы государства. В первоначальной редакции основного закона РФ содержалась норма, в соответствии с которой Президент избирается сроком на 4 г. Позже в 2008 г. была внесена поправка в ст. 81 Конституции РФ, касающаяся изменения срока полномочий Президента РФ на 6 лет. Чтобы стать кандидатом в Президенты РФ необходимо соответствовать требованиям, установленным Российским законодательством. Президентом РФ не может быть избран гражданин моложе 35 лет. Присутствует также ценз оседлости: будущий Президент должен проживать в России не менее 10 лет. «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд» [2]. В основном законе США содержится аналогичная норма, но без слова «подряд», что не позволяет одному тому же лицу избираться более чем на два срока. Процедура выборов президента РФ регулируется ФЗ от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2007) «О выборах Президента Российской Федерации», в который неоднократно вносились изменения. Например, в 2006 г. были отменены порог явки и графа «Против всех». Таким образом, перед каждыми очередными выборами обязательно происходит изменение правил, регулирующих институт выборов Президента РФ. Кандидат в президенты, может быть, выдвинут следующими способами:
– от политических партий, депутаты которых представлены в Государственной Думе РФ;
– от политических партий, депутаты которых представлены в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1\3 субъектов РФ;
– от остальных политических партий, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством РФ;
– в порядке самовыдвижения.
В случае, самовыдвижения кандидат должен собрать в свою поддержку 300 тыс. и более подписей избирателей, при этом на один субъект РФ не может приходиться более 7 500 подписей. А в случае, выдвижения кандидата от политической партии, не представленной ни в Государственной Думе РФ ни в законодательных (представительных) органах субъектов РФ, должны в свою поддержку — не менее 100 тыс. Выборы назначаются решением Совета Федерации. День голосования — второе воскресенье месяца, в котором проводились последние выборы. Выборы Президента РФ проходят на основании основных принципов избирательного права, закрепленных в Конституции РФ:
– всеобщего избирательного права. Пассивным избирательным правом обладают дееспособные граждане РФ, за исключением лиц находящиеся в местах лишение свободы;
– равного избирательного права. Голос каждого избирателя равен;
– прямого избирательного права. Избиратели голосуют непосредственно за кандидата;
– тайного голосования. Каждый избиратель имеет право не сообщать информацию о своем выборе.
При определении результата голосования, для признания выборов состоявшимися, кандидат должен набрать более 50 % голосов избирателей. В случае если этого не произойдёт, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Кандидат, получивший при повторном голосовании большее количество голосов, признается избранным на должность Президента РФ.
Исследовав два различных института, можно сделать вывод, что выборы в России демократичнее, так как при подведении итогов голосования каждый голос гражданина учитывается, и население голосует непосредственно за кандидата в Президенты (всеобщее прямое избирательное право). В США население избирает выборщиков, которые в свою очередь голосуют за кандидата в Президенты, таким образом выборы в США проводятся косвенным путем.
Литература:
- Конституция и законодательство под ред. О. А. Жидкова. Перевод В. И. Лафитского. М: Прогресс, Универс, 1993.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, С. 4398.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»// «Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, N 1. C. 1
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, N 24. С. 2253
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2. С. 171
- Автономов А. С. Избирательная власть. М.: Права человека, 2002.
- Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994.
- Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М. НОРМА 2013.