В данной статье я буду рассматривать основные группы принципов оценки стоимости бизнеса, при какой необходимости будет целесообразно воспользоваться тем или иным принципом и чем они различаются.
Ключевые слова: бизнес, группа, принцип, замещение, полезность, рынок, конкуренция, зависимость.
Теоретической базой для оценки бизнеса служит набор оценочных принципов.
Принципы оценки стоимости бизнеса — это основные положения теории оценки стоимости объектов, соблюдениях которых необходимо в условиях неопределенности, которые присущи рыночной экономике.
Выделим три группы взаимосвязанных между собой принципов оценки стоимости бизнеса. Первая группа принципов, в неё входят принципы, основанные на представлениях собственника. В первую группы принципов входят:
Принцип полезности: Объект (предприятие, имущество) обладает стоимостью, если оно может удовлетворить потребности реального или потенциального владельца в течение определенного промежутка времени.
Принцип замещения: Данный принцип сообщает, что максимальная стоимость бизнеса на открытом рынке с большим количество конкуренции не может быть больше наименьшей цены, за которую может быть приобретен или создан с нуля другой объект, обладающий такими же качествами.
Принцип ожидания: Рыночная стоимость предприятия отражает представления о его полезности, о его будущих выгодах. Этот объект будет стоить ровно столько же, сколько и принесет дохода.
Перейдем к второй группе принципов. Вторая группа принципов включает в себя принципы, которые связаны с особенностями объекта оценки и его эксплуатацией. Ко второй группе относятся такие принципы как:
Принцип вклада: когда рыночная стоимость бизнеса увеличивает при появлении новых факторов, которые формируют доход бизнеса.
Принцип добавочной продуктивности: когда добавочная продуктивность определяется чистыми доходами, которые относятся к земле, после всех компенсаций затрат на труд капитал и управление. В теории и на практике владелец бизнеса может рассчитывать на дополнительный доход, за счет того, что его бизнес расположен в очень выгодном месте.
Принцип предельной производительности: когда изменяется тот или иной факторов нашего производства это может влиять на стоимость нашего бизнеса.Обычно по мере добавления ресурсов стоимость бизнеса сначала возрастает, но потом прирост стоимости по отношению к своим затратам уменьшается, далее прирост стоимости прекращается.
Принцип сбалансированности: принцип состоит из того, что тип собственности полностью соответствует оптимальному сочетанию всех факторов производства.
Рассмотрим третью группу принципов. Принципы состоящие в третьей группы, обуславливаются воздействием окружающей среды.
Принцип зависимости: принцип гласит, что стоимость оцениваемой собственности зависит от назначения и стоимости имущества. Пример: в элитных жилых кварталах дом будет стоить намного дороже чем в обычном спальном районе.
Принцип соответствия: принцип гласит, максимальная стоимость достигается только в том случае, если особенности и характер использования бизнеса соответствует требования и ожиданиям местного рынка.
Принцип конкуренции: когда рынок расширяется и на рынке появляется множество крупных игроков, обостряется конкуренция. За счет чего конкуренция устанавливает справедливую рыночную стоимость товару, т. к. как предложений на рынке много и любой бизнес бьется за своего покупателя.
Наилучшее и наиболее эффективное использование предприятия определяется использованием объекта оценки, при котором его стоимость будет максимальной.
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и разделения.
Единую базу оценки стоимости любого объекта, в том числе и имущества предприятия, составляют принципы оценки бизнеса. Принципы оценки бизнеса лежат в основе методов расчета стоимости бизнеса, которые относятся к двум группам: динамическим и статическим. Статические методы не охватывают вниманием будущее развитие бизнеса, используются для оценки имущества и недвижимости, бизнеса новых компаний, а также инвестиционных холдинговых компаний. Динамические методы дают возможность специалистам оценочных компаний сравнивать доходы оцениваемой компании с денежными средствами аналогичных компаний.
Таким образом, принципы оценки бизнеса будут способствуют получению достоверной, обоснованной величины стоимости бизнеса.
Литература:
- Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. для бакалавров, для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков; под общ. ред. В. И. Бусова. — Москва: Юрайт, 2012. — С.134 -137.
- Гусев, А. А. Оценка бизнеса: учеб.- метод. комплекс / А. А. Гусев; Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Москва: Изд-во РАГС, 2010. — С.54–67.
- Оценка бизнеса: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации; под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Финансы и статистика, 2012. — С.159–176
- Оценка бизнеса: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / под ред. В. Е. Есипова, Г. А. Маховиковой. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. —С.140–156.
- Щербаков, В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова. —2-е изд. испр. — Москва: Омега-Л, 2014. — С.93–144.
- Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса: учеб./ С. В. Валдайцев. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва: Проспект, 2010. —360с.
- Ричард Брейли, Стюарт Майерс, Принципы корпоративных финансов. Библиотека «Тройки Диалог». Издательство Олимп-Бизнеса, 2007.
- Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бейли, Инвестиции. Издательство Инфра-М, Москва, 2009.