Методы оценки стоимости бизнеса в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 12.12.2018

Статья просмотрена: 1282 раза

Библиографическое описание:

Горчилин, И. А. Методы оценки стоимости бизнеса в России / И. А. Горчилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54648/ (дата обращения: 16.11.2024).



Относительно недавно, многие директора больших компаний на вопрос " что является главным критерием успешной компании?" ответили бы: «темпы роста прибыли». Затем их ответ звучал следующим образом " Увеличение доли рынка и рост прибыли». В настоящее время все сошлись на том, что главный критерий успешности компании-её стоимость. Давайте выделим три основных подхода оценки стоимости бизнеса в России.

Каждый подход имеет свои методы, плюсы и недостатки, давайте рассмотрим их поподробнее.

Ключевые слова: капитализация, стоимость, бизнес, доход, методы, оценка, актив, доходный.

Доходный подход коценке бизнеса.

Доходный подход в оценки стоимости бизнеса применяют в таких случаях когда владелец компании имеет желание свой бизнес или наоборот усовершенствовать его и ввести новые инвестеционные проекты. Так или иначе, в реальности всех теоретических покупателей нашего бизнеса/инвесторов не интересует продукт который призводит бизнес, услуги, здания и оборудования. Их интересует только объем дохода который покупатель может получить если вложит деньги в наш бизнес. Этот подход определяет прибыль компании, эффективность, благосостояние. [1]

В доходном подходе существует 2 метода оценки стоимости бизнеса, давайте их рассмотрим.

Метод прямой капитализации.

Рыночную стоимость нашего предприятия можно оценить с помощью формулы V=D/R.

D-годовой доход компании.

R-коэффициент капитализации нашего предприятия.

Формула подразумевает под собой, что мы уже владеем информацией на отрезок времени вперед. Этот метод подойдет для компаний, которые уверены в своем стабильном доходе и рассчитывают на то, что их рентабельность будет повышаться в дальнейшем времени. [5]

Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов.

В этом случае мы производим дисконтирование будущего потока по ставке дисконта.

Суть метода заключается в том, что количество денежных средств, которая у компании есть сейчас стоит больше, чем такая же сумма денежных средств в будущем. Причин множество, начиная от форс мажора заканчивая инфляцией. Для того чтобы провести оценку по данному методу нужно оценить наши будущие потоки и правильно рассчитать ставку дисконта. Дисконтирование часто используют в таких случаях, когда мы можем предполагать, что прибыль нашего предприятия через какое-то количество времени будет отличаться от текущей прибыли. [7] Этот метод пользуется эффективностью для оценки крупных коммерческих предприятий.

С доходным подходом для оценки стоимости бизнеса в России мы пришли к логическому выводу. Давайте рассмотрим, как работает затратных подход к оценке стоимости бизнеса.

С точки зрения затратного подхода бизнес рассматривают с позиции понесенных издержек. Когда балансовая стоимость активов компании различается с её рыночной стоимостью. Это подразумевает необходимость корректировки баланса. [3]

Данный подход используют в случаях, когда компании не приносит стабильной прибыли. Когда предприятие недавно образовано или находится на стадии ликвидации. Мы определяем рыночную стоимость каждого актива в отдельности, а затем вычитываем из суммы всех активов величину обязательств компании. Исходя из данной информации, мы получаем собственный капитал. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса включает в себя три метода.

Метод чистых активов.

Когда определяется чистая рыночная стоимость активов предприятия, а после вычитают величину ее обязательств. Корректировки в таком случае вносятся в статьи бухгалтерского баланса.

Метод ликвидационной стоимости.

Для данного метода рассчитывают всю сумму, которую владелец предприятия получит если ликвидирует свой бизнес и продаст все свои активы по отдельность. В данном методе рассчитывают затраты на демонтаж, выплаты посредникам, комиссионные, налоги на продажу.

Сравнительный подход коценке стоимости бизнеса.

В данном подходе мы рассчитываем информацию о компаниях и сопоставляем с компанией, которая подлежит оценке.

Точность расчетов зависит напрямую от достоверности информации, которую мы собрали о конкурентах. Сравнительный подход используется редко, так как найти относительно одинаковые компании довольно-таки затруднительно.

Сравнительный подход содержит в себе три метода:

Метод рынка капитала- в его основе лежат цены, которые были сформированы на фондовых рынках. Рассчитывая стоимость одной акции предприятия, оценщик в данном случае ориентируется на стоимость одной акции компании конкурента.

Метод отраслевых коэффициентов.

В данном методе мы опираемся на расчеты соотношения стоимости нашего бизнеса и рядом комплексов финансовых параметров.

Для этого метода требуется информация о том на каких условиях были проданы предприятия с определенными финансовыми показателями.

Здесь разговор идет о достаточно длительных наблюдениях, которые в итоге позволяют нам выработать формулы для оценки активов компании.

Сильные и слабые стороны каждого подхода для оценки стоимости бизнеса представлены на рис.1

Теория гласит, что независимо от того, какой подход выбран в качестве основного, результат — а именно стоимость бизнеса — должен быть одинаков. На практике такое едва ли возможно. Рынок далек от идеальных моделей, конкуренция несовершенна, а количество показателей в основе формул слишком велико. Поэтому разные подходы, скорее всего, покажут разные результаты. Выбирать нужно тот, который в большей степени подходит к характеристикам конкретного бизнеса. Кроме того, широкое применение находит опционная модель. Она допускает, что стоимость компании может быть величиной переменной, напрямую зависящей от внешних факторов.

Литература:

  1. Асват Дамодаран, Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. Альпина Паблишер, 2010 г.
  2. Дамодаран в своей работе использует термин фирма, что является тождественным нашему термину компания.
  3. З. Кристофер Мерсер и Трэвис У. Хармс, под научной редакцией В. М. Рутгаузера, Интегрированная Теория Оценки Бизнеса. Издательство Маросейка, 2008.
  4. И. В. Косорукова, С. А. Секачев, М. А. Шуклина, Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. МФПА, 2011.
  5. Косорукова И. В. Конспект лекции. Оценка стоимости бизнеса. ИФРУ, 2012.
  6. Ричард Брейли, Стюарт Майерс, Принципы корпоративных финансов. Библиотека «Тройки Диалог». Издательство Олимп-Бизнеса, 2007.
  7. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бейли, Инвестиции. Издательство Инфра-М, Москва, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): оценка стоимости бизнеса, доходный подход, бизнес, рыночная стоимость, сравнительный подход, актив, затратный подход, Россия, ставок дисконта, стоимость бизнеса.


Похожие статьи

Современные модели оценки стоимости компаний

В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки. Также были проанализированы причины неравномерности получ...

Инновационные пути управления предприятием

Существует более 1500 методов и путей, которые успешно реализуют бизнес. Но все они разные и могут быть труднодоступными. Существуют также определенные типы, которые охватывают конкретные ситуации и этапы их развития. В поисках оптимальных путей разв...

Особенности использования инструментов гиг-экономики в маркетинге

Развитие цифровых технологий позволяет мобилизовать все больше сотрудников, а количество удаленных работников, «альтернативных работников» и фрилансеров находится на рекордно высоком уровне. Стоит заметить, что поводу этой тенденции существует множес...

Развитие успешной командной работы в организациях

Статья посвящена теме развития команд в организациях. Это важная тема в нынешнем деловом климате, поскольку организации ищут командные структуры, которые будут стимулировать дальнейшее повышение их производительности, прибыльности и качества обслужив...

Феномен качества образования и его индикаторы

В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямы...

Ключ к производительности: технологии или ваши люди?

В современных рыночных условиях компаниям необходимо оставаться на конкурентоспособном уровне. Многие предприятия борются за лояльность клиента и сокращение издержек. Для этого привлекаются как человеческие, так и технологически ресурсы, помогающие к...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Использование модели BSC в стратегическом управлении

В статье рассматриваются особенности внедрения системы сбалансированных показателей. Данный метод управления достаточно креативен, т. к. расширяет площадку возможных действий в бизнесе и задает приоритеты. Однако BSC не так быстро завоевывает приклад...

Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия

Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деят...

Похожие статьи

Современные модели оценки стоимости компаний

В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки. Также были проанализированы причины неравномерности получ...

Инновационные пути управления предприятием

Существует более 1500 методов и путей, которые успешно реализуют бизнес. Но все они разные и могут быть труднодоступными. Существуют также определенные типы, которые охватывают конкретные ситуации и этапы их развития. В поисках оптимальных путей разв...

Особенности использования инструментов гиг-экономики в маркетинге

Развитие цифровых технологий позволяет мобилизовать все больше сотрудников, а количество удаленных работников, «альтернативных работников» и фрилансеров находится на рекордно высоком уровне. Стоит заметить, что поводу этой тенденции существует множес...

Развитие успешной командной работы в организациях

Статья посвящена теме развития команд в организациях. Это важная тема в нынешнем деловом климате, поскольку организации ищут командные структуры, которые будут стимулировать дальнейшее повышение их производительности, прибыльности и качества обслужив...

Феномен качества образования и его индикаторы

В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямы...

Ключ к производительности: технологии или ваши люди?

В современных рыночных условиях компаниям необходимо оставаться на конкурентоспособном уровне. Многие предприятия борются за лояльность клиента и сокращение издержек. Для этого привлекаются как человеческие, так и технологически ресурсы, помогающие к...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Использование модели BSC в стратегическом управлении

В статье рассматриваются особенности внедрения системы сбалансированных показателей. Данный метод управления достаточно креативен, т. к. расширяет площадку возможных действий в бизнесе и задает приоритеты. Однако BSC не так быстро завоевывает приклад...

Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия

Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деят...

Задать вопрос