Инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому бизнесу, поскольку она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования компании. Круг вопросов, решаемых этим видом функционального управления предприятием обширен, так как инновационные решения неразрывно связаны со всеми остальными видами деятельности. Одним из возможных вариантов инновационного развития бизнесаявляется выход компании на международный уровень. На принятие данного решения влияют две группы факторов: во-первых, это факторы выталкивания, которые вызваны недостатками возможностей развития компаний на локальном рынке в связи какими-либо ограничениями; во-вторых, это факторы втягивания, обусловленные лучшими условиями для развития бизнеса за рубежом.
Каждая фирма и рынок специфичны, поэтому в данной статье рассмотрен опыт выхода различных компаний на зарубежные рынки. Ученые Дэвид Б. Монтгомери, Такеико Исобе и Шиге Макино (Isobe, Makino и Montgomery) провели исследование, основной целью которого было выявить, имеют ли первопроходцы и технологические лидеры превосходные результаты в развивающихся экономических регионах. Авторы использовали данные японских компаний, вышедших на китайский рынок в виде совместных предприятий. Изначально данные были собраны методом опроса, и затем был применен обобщенный метод наименьших квадратов. Ранний вход на рынок («первопроходец») и вложение значительных ресурсов оказали статистически значимое положительное воздействие на финансовый результат компании. Более того, исследование показало, что наличие продвинутой инфраструктуры не является решающим фактором для иностранной фирмы на развивающемся рынке для продвижения своих товаров. Наоборот, результаты анализа говорят о противоположном. Одно из возможных объяснений этому — что, когда инфраструктура уже сформировалась, компании-первопроходцу уже слишком поздно выходить на рынок [1].
Ал-газу Али Ахмед Мохамед считает, что формирование маркетинговых стратегий — один из самых существенных и сложных этапов процесса маркетинга. Он утверждает, что маркетинговая стратегия — это основа действий предприятия в рыночных условиях, что определяет способы применения маркетинга для расширения целевых рынков и достижения эффективных результатов. Основное назначение маркетинговой стратегии заключается в том, чтобы согласовать маркетинговые цели предприятия с его возможностями, требованиями потребителей, использовать слабые позиции конкурентов и свои стратегические преимущества. Сложные условия ведения деятельности, изменения в технике, растущие требования потребителей вынуждают предприятия формировать маркетинговые стратегии для эффективного выхода на международные рынки. Автор предлагает систематизировать маркетинговые стратегии выхода предприятий на рынки зарубежных стран и выделяет [2]:
1) косвенный экспорт — продажа товаров на внешнем рынке с помощью независимых посредников;
2) прямой экспорт — экспорт через посредников;
3) лицензирование (франчайзинг);
4) совместное предпринимательство;
5) прямое инвестирование (полное владение)
Отличительными признаками стратегий выхода на внешние рынки являются следующие: форма движения капитала; уровень расходов, связанных с выходом на зарубежный рынок; степень привлекательности инвестирования.
Разработка стратегии выхода на зарубежный рынок начинается с его предварительного изучения. В стране, где планируется начать осуществление деятельности, необходимо изучить политическую обстановку, уровень государственного регулирования рынка, экономические факторы, социокультурные факторы, причем последние играют далеко не последнюю роль в принятии или непринятии товара потребителями. Затем принимается решение о целесообразности выхода на зарубежный рынок. Оно основывается на результатах исследования и целях фирмы. Приняв решение заниматься сбытов в той или иной стране, фирма решает, каким образом она будет осуществлять свою деятельность [3].
Важно понимать, что работа на международном рынке характеризуется большим по сравнению с внутренним рынком уровнем риска из-за различий в культурных, экономических, политических, правовых условиях, более высоким уровнем конкуренции и требований к качеству товара, упаковке, маркировке, а также более высоким уровнем затрат, связанных с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией продукции. Все это определяет необходимость проработки внешнеэкономической стратегии компании, тщательного планирования деятельности и проведения маркетинговых исследований рынка [4].
В настоящее время, все больше и больше компаний стремятся выйти на глобальный рынок, тем самым подтверждая позицию лидерства в отрасли. Можно выделить следующие причины выхода компаний на внешние рынки:
- Привлечение новых клиентов.
- Сокращение издержек и повышение конкурентоспособности.
- Преимущества за счет ключевой компетенции.
- Снижение риска за счет диверсификации.
- Увеличение рыночной капитализации компании.
- Удовлетворение требований акционеров по расширению деятельности компаний на глобальном уровне.
Критерием классификации стратегий выхода на новый рынок на международный уровень может выступать степень риска управления, которой подвергается компания. Чан В. Л. выделяет такие вида риска, как риск потери контроля над основными функциями, такими как производство, маркетинг и т. д.; риск несоответствия реализации оперативной стратегии по сравнению с головной компанией; риск потери контроля над ноу-хау, что составляет главное конкурентное преимущество компании [5].
Литература:
- Montgomery, David & Isobe, Takehiko & Makino, Shige. (2000). Resource Commitment, Entry Timing, and Market Performance of Foreign Direct Investments in Emerging Economics: The Case of Japanese International Joint Ventures in China. Academy of Management Journal
- Ал-газу Али Ахмед Мохамед Систематизация маркетинговых стратегий выхода промышленных предприятий Украины на зарубежные рынки / Али Ахмед Мохамед Ал-газу. // Ефективна економіка. — 2010. — № 5. — Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/efek
- Кацевман П. Разработка стратегий выхода на зарубежные рынки // Материалы IV Международного научного студенческого конгресса «россия и вто: экономические, правовые и социальные аспекты» — Москва — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации — 2013 — С 707–715
- Карагулян, Е. А. Работа предприятия по выходу на внешний рынок. Маркетинговые исследования. Стратегии выхода компании на внешние рынки»: методическое пособие / Е. А. Карагулян — Екатеринбург: ООО «Пресс групп», 2015. — 40 с.
- Чан, В. Л. Стратегии выхода компаний на новые внешние рынки // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т.1. — С. 121–124. — URL https://moluch.ru/archive