Здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. Обучение в вузе для многих студентов является постоянным стрессовым фактором.
Студентам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом, а высокая умственная нагрузка на лекциях, эмоциональная напряженность во время сессии — все это является неблагоприятными факторами в профессиональной подготовке и уровне усвояемости новых знаний. Таким образом, от состояния здоровья во многом зависит успешность учебной деятельности студента.
Физическая активность студента является неотъемлемым и сложным компонентом его поведения. Научно доказано, что объем общей активности является генетически запрограммированным видовым признаком и ее суточная величина остается постоянной при длительных измерениях (А. Д. Слоним, В. П. Куликов) [1]. При этом в ранние возрастные периоды программа выполняется более жестко. Позднее «команда», следующая из программы, в большей степени приобретает характер «предложения», степень осуществления которого во многом зависит от окружающих условий, а также психофизиологических особенностей индивидуума (И. А. Аршавский, 1982; H. A. Агаджанян и соавт). [2] Таким образом, уровень двигательной активности сформировавшейся личности определяется рядом психофизиологических особенностей человека. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма [3].
Психофизиологические свойства личности
Психика каждого студента уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.
К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности [3].
Таким образом, темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
В настоящее время темперамент до сих пор остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую 4 темперамента.
И. П. Павлов в своей научной работе доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т. е. наследственным типом [3].
Таким образом, темперамент как психофизиологическое свойство личности определяет уровень двигательной активности студента, и как косвенно, влияет на его успеваемость и степень усвояемости нового материала.
И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, т. е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.
Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — меланхолик.
Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — холерик, «безудержный» тип.
Сильный уравновешенный подвижный тип — сангвиник, «живой» тип.
Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — флегматик, «спокойный» тип.
Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Студент с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее.
Привычная двигательная активность студентов
В литературе по физиологии термин «потребность в двигательной активности» и его синоним — кинезофилия были введены М. Р. Могендовичем.
Под потребностью в двигательной активности он понимал: «...мощный потенциал энергии, наследственно заложенный в мозгу и определяющий активность моторики, как органическую потребность, своего рода инстинкт первостепенного биологического значения» [4].
В настоящее время, исходя из существующих нестрогих определений, двигательная активность оценивается как внутренне детерминированная и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий) [4].
Привычной двигательной активностью считается такая активность, которая проявляется в процессе обычной жизнедеятельности. Количественно она может быть выражена числом движений за сутки, или среднесуточной величиной, точной величиной за неделю, месяц, сезон года и даже за весь календарный год в целом.
Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья подростков. К сожалению, такое несоответствие встречается часто, особенно у студентов, что приводит к нарушениям в состоянии здоровья молодёжи.
В научно-методической литературе представления о нормах двигательной активности студентов существенно различаются. Так, установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий колеблется от 8000–11 000 до 14000–19000 шагов в сутки; в экзаменационный период — 3000–4000 шагов, а в каникулярный период — 14 000–19 000 шагов [5]. Таким образом, уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, так как в этот период они свободны от учебных занятий и проводят свободное время в соответствии своим потребностям. Исходя из этого, можно заметить, что уровень двигательной активности студентов в период учебных занятий составляет 50–65 %, в период экзаменов — 18–22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году [6].
Взаимосвязь психофизиологических свойств личности идвигательная активность студентов
Основная форма двигательной активности студента, это, прежде всего, бег и быстрый шаг, что обусловлено отсутствием, как правило, личного транспорта и хроническим не высыпанием. Однако, этого недостаточно. Выбор вида спорта зависит от личных предпочтений и темперамента студента, но в среднем он должен заниматься 1,5–2 часа 3 раза в неделю.
Рекомендуется разнообразить формы организации самостоятельных занятий (утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы в течение учебного дня, занятия различными видами спорта и комплексами физических упражнений в свободное от учебы время).
Таким образом, психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов являются взаимосвязанными факторами, влияющими на здоровье и успеваемость.
Литература:
- Слоним А. Д. Виды и формы адаптивного поведения животных / Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности: Руководство по физиологии. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 23–79. Куликов В. П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности / Физиол.-валеол. Реабитология. Новосибирск: Наука. Сиб.Предприятие РАН, 1998. — 150с.
- Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза. М.: Наука, 1982. — 270с. Агаджанян H. A. Бутова O. A., Агаджанян H. A. и др. Морфофункциональная оценка состояния здоровья подростков// Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 3. — С. 86–93.
- Быхтенко О. В. Психофизиологические особенности лиц с различной потребностью в двигательной активности. М.: Наука,2013.-12с
- Могендович, М. Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики / М. Р. Могендович. М.: Академия, 2004.
- Кобяков Ю. П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 5. — С. 44–46.
- Шихаева М. В., Павлычева М. А. Исследование структуры и содержания двигательной активности студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8.