Ключевые слова: воспитанник, кадетский военный корпус, толерантность, ценностные ориентации.
Изменения, которые происходят в нашей стране, затрагивают духовную сферу общества, происходит процесс переосмысления социальных ценностей. Президент РФ В. В. Путин обратил внимание на то, что «... нашему российскому обществу недостает доброжелательности, отзывчивости, поддержки друг друга, содействия и помощи.».., необходимо скрепить прочную нравственно — духовную основу общества, говоря, что «образование — это место для воспитания гармонически нравственного человека, надежного гражданина России» [4].
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [5], говорится о том, что необходимо в подростковом возрасте воспитывать межличностную толерантность, «доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей»; «умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций». Большие надежды возлагаются на развитие толерантности между отдельными личностями и межгрупповыми отношениями как условие предотвращения различных конфликтов. При этом надо учитывать возрастные особенности и причины, способствующие толерантности или, наоборот, интолерантности.
Воспитание личности в современном обществе это один из актуальных вопросов, который готовит подростка жить в меняющихся социальных и экономических условиях, быть патриотом, посвятить жизнь защите Отечества. Среди множества учебных заведений, кадетские военные корпуса — учебные заведения среднего (полного) общего образования для подготовки юношей к военной службе. Образование, получаемое в кадетских военных корпусах, является сегодня самым успешным и признанным, но при этом психологические исследования показали, что воспитанники корпуса не готовы, не знают и не умеют выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно и, как, итог, возникает вопрос о толерантности. Имеет место вражда по отношению к воспитанникам других национальностей, к воспитанникам, которые прибыли из других городов или деревень [3].
Психологической основой толерантности являются личностное измерение толерантности — ценности, смыслы, личностные цели. Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью. В нашем случае толерантность понимается как эмоциональное состояние человека, при котором личностные качества или поведение другого человека ему не нравятся, эмоционально неприемлемы. Однако человек проявляет терпение и уважение к мнению другого, сохраняет устойчивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию [2].
Для оценки взаимосвязи ценностных ориентаций и показателей межличностной толерантности у воспитанников кадетского военного корпуса был использован непараметрический метод анализа ранговой корреляции Спирмена. На первом этапе анализа проведено исследование взаимосвязей показателей системы ценностей (методика Ш. Шварца) [1] с параметрами экспресс-опросника «Индекс толерантности» у воспитанников 5 класса кадетского военного корпуса.
По результатам корреляционного анализа общего показателя экспресс-опросника «Индекс толерантности», характеризующего общий уровень толерантности личности, у воспитанников установлены положительные взаимосвязи с ценностью «конформность» как на уровне нормативных идеалов (rs= 0,36; р≤0,05), так и на уровне индивидуальных приоритетов (rs= 0,42; р≤0,05), и ценностью «доброта» (rs= 0,40; р≤0,05) (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи общего показателя «Индекс толерантности» экспресс-опросника «Индекс толерантности» и показателей методики Шварца у воспитанников 5-го класса кадетского военного корпуса (n=30)
Установленные взаимосвязи позволяют предположить, что общий показатель толерантности, характеризующий общее отношение к окружающему миру и другим людям у воспитанников 5-го класса взаимосвязан с установками и поведенческой направленностью на сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям, а также с убеждениями по поддержанию благоприятных внутригрупповых взаимоотношений.
По результатам корреляционного анализа у воспитанников 5-го класса установлены положительные взаимосвязи показателя «Этническая толерантность» экспресс-опросника «Индекс толерантности», характеризующего отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, с ценностью «конформность» как на уровне нормативных идеалов (rs= 0,38; р≤0,05), так и на уровне индивидуальных приоритетов (rs= 0,42; р≤0,05), а также отрицательные взаимосвязи с ценностью «самостоятельность» (rs= 0,39; р≤0,05) (рисунок 2).
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи показателя «Этническая толерантность» экспресс-опросника «Индекс толерантности» и методики Шварца у воспитанников 5-го класса кадетского корпуса (n=30)
Выявленные взаимосвязи позволяют предположить, что у воспитанников 5-го класса позитивное отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия взаимосвязано с установками на сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям при снижении мировоззренческих установок на самостоятельность действий.
В последующем были проанализированы взаимосвязи ценностных ориентаций с показателем субшкалы «Толерантность как черта личности» экспресс-опросника «Индекс толерантности», характеризующие личностные черты, установки и убеждения, определяющие отношение респондентов к окружающему миру.
По результатам корреляционного анализа у воспитанников 5-го класса установлены положительные взаимосвязи показателя «Толерантность как черта личности» экспресс-опросника «Индекс толерантности», с ценностью «конформность» на уровне нормативных идеалов (rs= 0,33; р≤0,05) и отрицательные взаимосвязи с ценностью «достижения» (rs= 0,44; р≤0,05).
Результаты корреляционного анализа показателя «Толерантность как черта личности» с ценностными ориентациями показывают, что у воспитанников 5-го класса личностные убеждения, определяющие их отношение к окружающему миру взаимосвязаны с установками на конформное поведение и снижением поведенческой ориентации на достижение личного успеха (рисунок 4).
Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи показателя «Толерантность как черта личности» экспресс-опросника «Индекс толерантности» и методики Шварца у воспитанников 5-го класса кадетского военного корпуса (n=30)
Резюмируя результаты анализа взаимосвязей как общего показателя толерантности, так и субшкал экспресс-опросника «Индекс толерантности» (этническая толерантность, толерантность как черта личности) с ценностными ориентациями у воспитанников 5 класса кадетского военного корпуса можно отметить следующее:
- отмечается большое количество взаимосвязей показателей экспресс-опросника «Индекс толерантности» с системой ценностей.
- показатели толерантности в основном положительно взаимосвязаны с ценностями «конформность» и «доброта», и отрицательно взаимосвязаны с ценностями «самостоятельность» и «достижения». Характер выявленных взаимосвязей может свидетельствовать о том, что в этот период обучения общее отношение к окружающему миру (другим людям) и социальные установки в сфере взаимодействия обусловлены в большей степени конформным поведением и стремлением к доброжелательным внутригрупповым взаимоотношениям, а в меньшей степени — стремлением к личному успеху и автономности личности.
Разработка практических рекомендаций по организации воспитания межличностной толерантности кадет.
Установленные взаимосвязи в системе ценностей воспитанников с межличностной толерантностью, позволили разработать практические рекомендации для воспитателей кадетского корпуса. Работа по воспитанию толерантности у кадет должна включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
Первый предполагает подготовку педагогов к воспитанию толерантности и развитии у них интеркультурной педагогической компетентности, базирующейся на толерантном поведении в профессиональной и личной сферах жизнедеятельности, знании состояния развития толерантности в современном обществе, современного состояния воспитания толерантности у подростков, специфики его организации в образовательной среде кадетского военного корпуса.
Второй — представляет собой процесс психолого-педагогического сопровождения становления системы ценностных ориентаций кадет и развития ценностного отношения к толерантности.
Третий рефлексивный компонент позволяет диагностировать уровень развития толерантности как личностно значимой ценности, её проявления в поведении как нравственного качества личности, уровень развития коммуникативной компетентности и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения.
Содержание воспитания имеет несколько направлений:
‒ правовое просвещение;
‒ пропаганда историко-культурного наследия народов;
‒ организация межнационального и межконфессионального культурного общения;
Основными формами работы по воспитанию толерантности являются:
‒ познавательно-игровые программы по правовому просвещению;
‒ фестивали, смотры, творческие конкурсы гражданско-патриотической направленности;
‒ праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;
‒ фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов;
‒ тематические экскурсии и музейные занятия по патриотическому воспитанию в духе толерантности.
Важно, ответы на возникающие у кадет актуальные вопросы нужно искать вместе с подростками. При этом необходимо уделять внимание умению управлять своим эмоциональным состоянием. Научить воспитанников рассматривать проблему и людей беспристрастно, со стороны; относиться с иронией к собственной значимости; принимать окружающую действительность такой, какая она есть.
Литература:
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004–70 с.
- Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы образовательной среде: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2006.
- Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности, Учебное пособие. — СПб.: Издательство СПб университета, 2005.
- Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. / [Электронный ресурс] http://nextrus.ru/interes/916-ejegodnoe-poslanie-prezidenta-2013.html?start=1
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.