Актуальность информационной поддержки закреплена в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.
‒ Закон «Об образовании в РФ»
‒ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Признание приоритета семейного воспитания требует современных инновационных форм взаимодействия семьи и детского сада.
В прошлом году наш детский сад был включен в муниципальный проект «Внедрение дистанционных форм методического сопровождения родителей обучающихся по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим вопросам воспитания дошкольников в режиме on-line». В рамках реализации данного проекта педагоги проводят консультации родителей (законных представителей) в режиме онлайн, посредством программ Skype, FaceTime. С момента реализации данного проекта в нашем детском саду начали активно развиваться и другие формы дистанционного информирования родителей посредством ИКТ.
Так, например, был создан видеоблог на канале YouTube.
Не все родители имеют возможность получить онлайн консультацию, либо поучаствовать в онлайн-вебинаре в силу проблем с интернетом, отсутствием необходимых программ и оборудования, но вечером, в свободное и удобное для себя время, они с удовольствием смотрят материалы, выкладываемые в видеоблоге. Здесь размещаются консультации, рекомендации и мастер-классы педагогов детского сада: воспитателей и узких специалистов, материалы вебинаров, в том числе для родителей детей, имеющих ОВЗ. Все видеофайлы сопровождаются актуальными хештегами, что позволяет родителям максимально быстро найти необходимый материал.
Тематика вебинаров и мастер-классов не случайна. В начале учебного года проводится анкетирование родителей, выявляются наиболее актуальные проблемы, требующие информационной поддержки родителей. Далее рабочей группой педагогов разрабатывается «Календарь педагогических мероприятий», где указаны темы мероприятий и сроки размещения на канале. Календарь расположен в свободном доступе на официальном сайте МАДОУ.
В настоящее время педагогами ДОУ ведется разработка и видеосъемка мастер-классов, видеоконсультаций, работа над виртуальной экскурсией по детскому саду.
Использование телемонитора— одна из инновационных интерактивных форм взаимодействия с родителями на основе использования ИКТ — технологий. Классификация материалов, размещаемых на телемониторе, включает в себя: текстографические материалы, мультимедиапрезентации, видеоролики. Эта форма взаимодействия с родителями, запущена в детском саду не так давно. Она помогает донести родителям и гостям детского сада необходимую информацию.
Монитор — это информационный модуль, на котором каждые две недели обновляется отчет об образовательной работе детского сада. Тематика отчетных видеороликов и фотофильмов выбирается в соответствии с календарно-тематическим планированием нашего дошкольного учреждения, а также мероприятий годового плана.
Работа педагогов по данному направлению выстроена следующим образом: приказом по детскому саду создается рабочая группа. Из членов рабочей группы назначаются ответственные за подготовку роликов по каждой тематической неделе.
Приказом заведующего утверждается Медиаплан, в котором отражены наименования, сроки подготовки и размещения видеороликов, ответственные педагоги. В течение двух недель педагоги ведут фото и видео съёмку фрагментов НОД, режимных моментов во всех возрастных группах, интересных событий детского сада (тематических праздников, утренников). Вся информация затем обрабатывается и монтируется в фото-видеоролик, продолжительностью 5–7 минут, который выводится на экран ежедневно в течение 2 последующих недель в период наибольшей проходимости родителей в детском саду: с 7–00 до 8–40 и с 17–00 до 18–30.
В отчете могут быть также и видеопоздравления детьми родителей и педагогов к календарным праздникам (День Матери, День дошкольного работника и т. д.) и видеоотчеты о значимых для ДО событиях (благотворительных мероприятиях, спортивных состязаниях и т. п.).
В течение остального времени на мониторе транслируется информация о графике работы детского сада, с уточнением времени работы групп компенсирующей направленности, контактные данные.
Данный информационный модуль, как единый источник познавательной, наглядной и просветительской информации, очень современен и удобен для всех родителей и гостей дошкольного учреждения.
Хотя телемонитор используется недолго, но такой способ информирования, согласно опросу, уже успел понравиться родителям.
Еще одна форма дистанционной информационной поддержки — создание официальной группы детского сада в социальной сети. В сентябре 2018 года в детском саду было проведено анкетирование родителей на предмет того, какая из социальных сетей наиболее популярна среди респондентов. Анализ анкет показал, что больше всего аккаунтов опрошенных родителей зарегистрировано в соцсети ВКонтакте, по этой причине официальная группа детского сада была создана именно там.
Наша целевая аудитория — это родители детей, посещающих наш детский сад, и педагоги МАДОУ.
Мы стараемся использовать разнообразный контент, интересный и полезный: в группе публикуются различные новости из жизни ДОУ, информация для родителей, памятки, консультации, вебанкеты и опросы. Также популярностью пользуются практические материалы по работе с детьми: изготовление поделок, аудиосказки, уроки рисования. Для родителей, имеющих детей с ОВЗ, публикуются различные игры для развития речи, мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
Мы считаем, что существование официальной группы очень перспективная форма взаимодействия с родителями, она позволяет донести разнообразную нужную и полезную информацию одновременно до большого количества людей.
Конечно же, хочется отметить, уже перешедшие, пожалуй, в разряд традиционных, такие дистанционные формы взаимодействия как электронная почта и использование мессенджеров.
Особенно активно электронную почту используют учителя-логопеды для отправки родителям различных электронных пособий, цифровых образовательных ресурсов, ссылок на тематические сайты по работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также, если ребенок отсутствует по болезни или отпуску высылаются задания для самостоятельной домашней работы, чтобы не потерять результат, достигнутый в ходе коррекционно-развивающей работы.
Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, изображения, видео. С их помощью педагоги, например, отправляют фото-видео фрагменты непосредственно образовательной деятельности, проводимые как воспитателями, так и учителем-логопедом. Это позволяет родителям увидеть «со стороны» успехи или трудности, возникающие у детей, а также позволяет сравнить уровень развития речи ребенка в начале какого-либо отрезка времени и в конце (например, по истечению полугодия) и оценить результат совместных усилий родителей и педагогов по коррекции речевых нарушений.
Использование дистанционных информационных форм позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает больше мам и пап, в том числе и имеющих детей с ОВЗ к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в детском саду сложилась определенная эффективная система по дистанционной информационной поддержке родителей. Использование разнообразных дистанционных форм работы дают определенные результаты. Родители, которые поначалу не хотели идти на контакт с педагогами или делали это неохотно, постепенно становятся незаменимыми помощниками и единомышленниками детского сада, что очень важно, ведь без родительского участия процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и семьями воспитанников доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся участниками встреч и помощниками педагогов, создается атмосфера взаимоуважения. Они всегда уверены в том, что воспитатели помогут в решении педагогических проблем и будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.