В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.
Ключевые слова: проблемы взаимодействия, оперативно-розыскные органы, раскрываемость, следователь, расследование преступлений, Следственный комитет России.
Несомненно, деятельность следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должна быть организована таким образом, чтобы она приводила к эффективному раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Организация взаимодействия должна основываться на согласованности действий, должна быть направлена на выполнение общих задач, путем сочетания процессуальных и оперативно-розыскных средств, направленных на получение доказательств и установления истины по уголовному делу. Очевиден тот факт, что следователи в ряде случаев не могут справиться с расследованием многих уголовных дел без помощи органа дознания.
Практика расследования преступлений говорит о том, что необходимо проводить огромный пласт работы следственно-оперативного характера. Посредством взаимообмена информацией формируется методическая база, и формируются логические схемы оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, представляется возможным исправить допущенные ранее ошибки в процессе осуществления следственной и оперативно-розыскной деятельности, а также тактику действий, связанную с использованием помощи специалистов соответствующего профиля.
Следственные и оперативно-розыскные органы осуществляют совместное планирование расследования — начало, а также весь процесс расследования; осуществляют анализ криминогенной обстановки в конкретном регионе за отдельно взятый период времени; совместно обсуждают эффективность и результативность следственных и оперативно-розыскных действий, принимаются меры к их совершенствованию; совершаются совместные выезды следователя и оперативных работников для производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и т. п. [2].
Автор отмечает, что не все мероприятия, основанные на взаимодействии, осуществляются должным образом. Следователь обладает правовым приоритетом над оперативным сотрудником, имеет право давать поручение оперативникам, которые в свою очередь обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации его выполнить. Но как показывает практика, выполнение поручений следователя осуществляется некачественно, формально, можно сказать без должной отдачи [3].
По мнению автора, связанно это с тем, что отсутствует на данный момент служебное соподчинение оперативных сотрудников следователю. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сами выбирают пути и средства разрешения задачи, поставленной следователем. Часто выбранные средства являются неверными и могут сопровождаться нарушением конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»), в связи с этим требуется контроль следователя над данной деятельностью, следователь обладает высоким уровнем правовой подготовки и знает, каким образом поступить в той или иной ситуации при расследовании уголовных дел, именно он должен определять, какие оперативно-розыскные мероприятия проводить для наиболее эффективного расследования [1].
Также выделяется проблема предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями следователю. В ФЗ «Об ОРД» не регламентирована четкая форма и полнота предоставления информации, неопределенно какой она должна быть письменной или устной. Ряд авторов придерживаются иной точки зрения по данному вопросу, полагая, что следователю надлежит полно (в максимально возможной мере) знакомиться с результатами оперативно-розыскной деятельности. Автор придерживается позиции, что следователь должен в полном объеме ознакомиться с результатами оперативно-розыскной деятельности, это позволит всесторонне подойти к анализу данных, представленных оперативниками, для формирования наиболее правильного плана следственны действий. Пока следователь не будет иметь доступ ко всей оперативно-розыскной информации, будет риск привлечения к уголовной ответственности невиновного гражданина. Получая информацию, не подтвержденную конкретными документами, следователь не защищен от получения недостоверной информации.
Автор убежден, что только всесторонняя оценка результатов оперативно-розыскной деятельности, обеспечивает верное решение о возбуждении уголовного дела и качество его дальнейшего расследования.
В ходе исследования предлагает разрешить данную проблему путем законодательного закрепления права следователя на получение всей необходимой информации, полученной путем осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными сотрудниками.
Также автор считает, что целесообразно создать при Следственном комитете России оперативно-розыскные подразделения, для достижения наиболее качественного результата расследования преступлений. А квалифицированную подготовку кадров предложенного оперативного подразделения возложить на Московскую академию Следственного комитета Российской Федерации и Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации. Создать при указанных высших учебных заведениях «Следственно-оперативный факультет».
Следователь на данный момент является «головой» расследования уголовных преступлений, но этого недостаточно, необходимо еще контролировать «ноги и руки», то есть оперативный орган. Став прямым начальником над оперативным сотрудником, следователь Следственного комитета России сможет полноправно контролировать и давать конкретные указания оперативнику, который в свою очередь будет обязан выполнить все приказы, распоряжения и требования своего прямого начальника, появится возможность применять меры дисциплинарного воздействия в отношении подчинённого, в лице оперативного сотрудника, если последний вовремя не выполнил поручение следователя, допустил грубые ошибки в своей деятельности и т. п.
В соответствии с предложенным способом разрешения проблемы взаимодействия, автор приходит к выводу, что требуется: издать внутриведомственный нормативный акт, который будет регламентировать данную сферу деятельности; внести дополнения в статью 13 ФЗ «Об ОРД», а добавить в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность десятым пунктом — «Оперативные подразделения Следственного комитета Российской Федерации»; внести дополнения в статью 14 ФЗ «Об ОРД», а именно — добавить пункт 2.1 «Оперативные подразделения Следственного комитета Российской Федерации обязаны исполнять в пределах своих полномочий исключительно поручения следователя Следственного комитета Российской Федерации о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству по указанию следователя Следственного комитета Российской Федерации».
Предложенные пути решения исследуемого вопроса позволят, по мнению автора, преодолеть проблемы, возникающие во взаимодействии рассматриваемых в данной статье органов.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» URL: http://www.consultant.ru Дата обращения: 09.12.2018.
- Аменицкая Н. А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): Автореф. дис... канд.юрид. наук. — Нижний Новгород, 2006. — С. 20.
- Быков В. М. Психологические аспект взаимодействия следователя и органа дознания. — Омск. 1976. — С. 47.