Анализ перемещения финансовых активов из России и их влияние на экономическое развитие страны в условиях глобализации мирового рынка капиталов, вызывает большой интерес. Несмотря на то, что миграция капитала осуществляется в разных формах, довольно острой, для национальной экономики страны, является проблема вывода финансовых активов за пределы государства в форме бегства. В нашей стране так и не удается создать эффективную рыночную среду, следствием этого является бегство капитала. Попытки решения этой проблемы с помощью введения ограничений на экспорт капитала имеют ограниченный успех.
Ключевые слова: движение капитала, платёжный баланс, государственное регулирование, теневая экономика
Введение
Масштабность бегства капитала из России в 90-е годы в условиях перехода к рыночной экономике представляла угрозу экономической безопасности страны не в меньшей степени, чем ее внешний долг.
Государственный внешний долг Российской Федерации и его обслуживание, заставило превратиться страну в донора западной экономики, в связи с чем наблюдалось масштабное бегство капитала. Именно эта проблема показала примитивность и необходимость в изменении экономической и законодательной системы в России 20 века.
По сей день нам не удаётся решить проблему бегства капитала, это основная задача, которая стоит перед экономистами, юристами и финансистами нашей страны. Ее решение предполагает осознание национальных интересов, целей и приоритетов, ослабление жесткой зависимости от неблагоприятных внешних факторов, сведение до минимума неэквивалентного обмена и оттока ресурсов из страны, использование имеющихся ресурсов во благо обществу. Эту проблема нельзя решать частями, требуется решительные действия по оздоровлению всего государственного аппарата, по искоренению всех коррумпированных элементов и введению действенного контроля над движением капитала. Важнейшими условиями развития российской экономики является сокращение размеров бегства капитала и обязательный возврат всех незаконно созданных и незаконно вывезенных активов обратно в Российскую Федерацию.
Регулирование движения капитала.
Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов). Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.
С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия: иностранные инвестиции в национальной экономике и инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения). Большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. В целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов: работающие на привлечения иностранных инвестиций и на их ограничение.
К первой группе относятся:
- Налоговые и таможенные льготы;
- Гарантии против национализации иностранной собственности;
- Возможность репатриации прибыли;
- Предоставление концессий.
Ко второй группе методов относятся:
- Ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
- Определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
- Применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
- Установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:
- Налоговые: льготы, ускоренная амортизация, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования;
- Финансовые: получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ);
- Нефинансовые: позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).
Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения, которые являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством и:
- могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями;
- могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов.
В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Государственное регулирование импорта капитала. Иностранному инвестору почти во всех странах мира закрыты некоторые сферы инвестирования, в первую очередь, это касается, отраслей финансов и банков, энергетики, транспорта и связи, оборонной промышленности. Так, например, для компаний США под иностранным контролем существуют ограничения в добыче полезных ископаемых и покупке недвижимости (особенно земли), в воздушном и водном транспорте, энергетике, банковской и страховой деятельности. В Швейцарии за национальными компаниями зарезервированы такие отрасли, как, железнодорожный и авиационный транспорт, связь, производство алкогольных напитков и взрывчатки, а также ограничена деятельность компаний с иностранным капиталом в банковском и страховом деле, в гидроэнергетике и в атомной энергетике, нефтяной и газовой промышленности и даже кинопромышленности.
Россия, как член МВФ и ряда других международных организаций предоставляет зарубежным государствам международные кредиты и займы, оказывает гуманитарную помощь и предоставляет субсидии развивающимся странам и странам с переходной экономикой.
Так как международная миграция капитала — это глобальный общемировой процесс, а Россия является участницей международного движения капитала, следовательно, инвестиции можно и нужно привлекать в экономику страны. Это будет способствовать укреплению экономических связей России с другими странами, а также удовлетворять потребность страны в капитале, которая вне всяких сомнений имеется. Привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, нельзя допускать иностранный капитал в стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, и т. д.).
Помимо привлечения капитала в Россию, также необходимо регулировать и отток капитала из страны. «Бегство» капиталов за границу России представляет собой перемещение капиталов различного происхождения с территории Российской Федерации на территорию любого другого государства.
Различаются следующие формы «бегства» капитала:
- нелегальные (оставление за рубежом части инвалютной выручки, упущенная выгода на внешнеэкономических сделках, например, при бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным контрактам, контрабандный вывоз капитала и товаров и т. д.).
- по легальным каналам (увеличение зарубежных активов предприятий, банков), приобретение недвижимости за рубежом, не декларируемый вывоз инвалюты и др.);
- отмывание «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических и физических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки.
Анализ оттока/притока капитала на российском рынке
Учитывая результаты расчетов бегства капитала в предыдущем пункте (разницу, как в учитываемых показателях, так и в выходных данных), предлагается проанализировать динамику изменения платежного баланса по всем секторам, с целью выявления тренда в бегстве капитала и примерного расчета объемов на следующий год.
Ввиду настоящей макроэкономической ситуации в стране и политической в мире, предполагается, что общий размер оттока капитала с 2013 года лишь увеличивается.
Для анализа будут использованы данные о платежном балансе за период 1994–2017 и макроэкономические показатели, влияющие н отток капитала.
В таблице № 1 представлены сальдированные данные по основным счетам аналитического представления платежного баланса за период 1994–2017 год, ввоз/вывоз капитала частным сектором.
Таблица 1
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 1994–2017 годах (по данным платежного баланса Российской Федерации), млрд. долларов США [10]*
год
|
Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала частным сектором (2+5) |
Банки |
Прочие секторы |
|||||
Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала (3–4) |
Чистое приобретение финансовых активов |
Чистое принятие обязательств |
Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала (6–7–8) |
Чистое приобретение финансовых активов** |
Чистое принятие обязательств |
«Чистые ошибки ипропуски» платежного баланса*** |
||
1994 |
12,7 |
-1,0 |
0,4 |
1,4 |
13,7 |
14,5 |
1,2 |
-0,3 |
1995 |
7,8 |
-5,5 |
-3,0 |
2,5 |
13,3 |
6,3 |
3,3 |
-10,3 |
1996 |
22,4 |
-2,8 |
1,7 |
4,4 |
25,1 |
26,0 |
8,4 |
-7,6 |
1997 |
18,4 |
-7,6 |
1,3 |
8,9 |
26,0 |
29,7 |
12,7 |
-9,0 |
1998 |
22,6 |
6,4 |
0,2 |
-6,2 |
16,2 |
14,6 |
8,3 |
-9,9 |
1999 |
19,6 |
4,4 |
3,3 |
-1,2 |
15,1 |
10,1 |
2,1 |
-7,1 |
2000 |
23,1 |
1,7 |
3,4 |
1,7 |
21,4 |
15,2 |
1,8 |
-8,1 |
2001 |
13,6 |
4,0 |
6,7 |
2,7 |
9,6 |
5,2 |
3,7 |
-8,1 |
2002 |
7,0 |
3,0 |
6,6 |
3,6 |
4,0 |
13,5 |
14,3 |
-4,9 |
2003 |
0,3 |
-12,8 |
-1,5 |
11,3 |
13,1 |
27,7 |
22,1 |
-7,4 |
2004 |
8,6 |
0,7 |
7,7 |
7,1 |
7,9 |
34,2 |
31,8 |
-5,5 |
2005 |
0,3 |
3,7 |
23,0 |
19,2 |
-3,4 |
46,8 |
55,2 |
-5,0 |
2006 |
-43,7 |
-27,9 |
23,2 |
51,1 |
-15,8 |
56,7 |
61,2 |
11,2 |
2007 |
-87,8 |
-50,5 |
20,4 |
70,9 |
-37,3 |
98,3 |
145,4 |
-9,7 |
2008 |
133,6 |
84,5 |
92,6 |
8,1 |
49,1 |
144,9 |
98,9 |
-3,1 |
2009 |
57,5 |
32,4 |
-9,8 |
-42,1 |
25,1 |
53,1 |
34,3 |
-6,4 |
2010 |
30,8 |
-22,8 |
-5,2 |
17,6 |
53,6 |
69,8 |
25,4 |
-9,1 |
2011 |
81,4 |
27,5 |
35,3 |
7,8 |
53,8 |
104,1 |
58,9 |
-8,7 |
2012 |
53,9 |
-7,9 |
25,3 |
33,3 |
61,8 |
91,2 |
39,8 |
-10,4 |
2013 |
60,3 |
17,3 |
37,7 |
20,4 |
43,0 |
128,3 |
94,2 |
-8,9 |
2014 |
152,1 |
86,0 |
48,5 |
-37,5 |
66,1 |
73,9 |
-0,2 |
8,0 |
2015 |
57,0 |
34,2 |
-25,8 |
-60,0 |
22,8 |
18,8 |
-7,3 |
3,3 |
2016 |
18,4 |
-1,1 |
-28,3 |
-27,1 |
19,6 |
31,1 |
16,0 |
-4,5 |
2017 |
24,8 |
24,9 |
-4,4 |
-29,3 |
-0,1 |
17,8 |
14,1 |
3,8 |
*Примечание: В отдельных случаях возможны расхождения между итогом и суммой слагаемых, что связано с округлением данных.
**Примечание: Исключена задолженность по товарным поставкам на основе межправительственных соглашений.
***Примечание: Статья в полном объеме отнесена к операциям прочих секторов. Имеется в виду, что наибольшие сложности при составлении платежного баланса возникают в связи с учетом финансовых операций по этим секторам.
Из данных таблицы 1 видно, что в 2006–2007 гг. имело место кардинальное изменение характера движения частного капитала: отток сменился притоком, причем объем притока достиг фантастически высокого объема в 2006 г. — 43, 7 млрд. долл., а в 2007 г. — 87,8 млрд. долл. США. Но на протяжении следующих и предыдущих лет мы видим отток капитала, начиная с 1994 по 2005 и с 2008 по 2017. В общей сумме за это время вывезли денег из страны — 827, 2 млрд. долл. США.
Таблица 2
Расчет общего вывоза капитала
год |
Общий ввоз (-) / вывоз (+) капитала |
Курс рубля кдоллару |
Инфляция% |
ВВП ППС млрд. долл. |
Цена на нефть руб/барр |
Фиктивная переменная |
Кредитный рейтинг страны S&P |
1994 |
42,6 |
3926 |
214 |
1419,3 |
22770,8 |
6 |
ВВ- |
1995 |
14,4 |
3623 |
131 |
1389,5 |
61591 |
6 |
ВВ- |
1996 |
77,6 |
4662 |
21,8 |
1363,8 |
96037,2 |
6 |
ВВ- |
1997 |
80,4 |
5562 |
11 |
1406,3 |
106234,2 |
6 |
ВВ- |
1998 |
52,2 |
20,825 |
84,5 |
1345,6 |
266,56 |
9 |
В- |
1999 |
46,3 |
20,65 |
36,6 |
1452,9 |
367,57 |
15 |
SD |
2000 |
60,2 |
27 |
20,1 |
1635,3 |
769,5 |
9 |
В- |
2001 |
37,4 |
28,17 |
18,8 |
1757,7 |
687,348 |
8 |
В |
2002 |
47,1 |
30,12 |
15,05 |
1869,3 |
749,988 |
6 |
ВВ- |
2003 |
52,8 |
31,7844 |
12 |
2046,7 |
905,8554 |
5 |
ВВ |
2004 |
92,5 |
31,8846 |
11,751 |
2253,9 |
1208,42634 |
4 |
ВВ+ |
2005 |
139,8 |
29,5 |
11 |
2474,8 |
1625,45 |
2 |
ВВВ |
2006 |
116 |
28,82 |
9 |
2758,8 |
1902,12 |
3 |
ВВВ- |
2007 |
149,7 |
26,3 |
12 |
3073,9 |
1912,01 |
3 |
ВВВ- |
2008 |
608,6 |
24,57 |
13 |
3298,7 |
2417,688 |
1 |
ВВВ+ |
2009 |
144,1 |
36,4267 |
8,8 |
3063,8 |
2287,59676 |
2 |
ВВВ |
2010 |
160,1 |
31,7798 |
8,8 |
3240,9 |
2548,73996 |
2 |
ВВВ |
2011 |
360,1 |
32,6799 |
6,1 |
3441,7 |
3624,20091 |
2 |
ВВВ |
2012 |
287 |
29,4285 |
6,6 |
3628,4 |
3222,42075 |
2 |
ВВВ |
2013 |
392,3 |
33,4656 |
6,45 |
3734,2 |
3641,05728 |
2 |
ВВВ |
2014 |
396,9 |
67,7851 |
7,13 |
3828,3 |
6744,61745 |
2 |
ВВВ |
2015 |
43 |
72,8827 |
12,9 |
3759,7 |
3913,80099 |
3 |
ВВВ- |
2016 |
24,1 |
83,5913 |
5,4 |
3799,7 |
3740,710675 |
4 |
ВВ+ |
2017 |
51,6 |
60,7503 |
4 |
4008 |
3341,2665 |
4 |
ВВ+ |
Средний темп роста с 2013 |
-85,175 |
6,821175 |
-0,6125 |
68,45 |
-74,947695 |
||
Прогноз |
-33,575 |
67,571475 |
3,3875 |
4076,45 |
3266,318805 |
По результатам таблицы 2, где основным рассчитываемым показателем является общий ввоз/вывоз (рассчитанный по таблице 1), видно, что статистические методы невозможно использовать при оценке, так как присутствуют выбросы в показателях.
Для дополнительного анализа были построены две регрессионные модели: одна включает все показатели таблицы 2, другая — все, кроме кредитного странового рейтинга. Качество второй модели =0,29, при этом все показатели являются незначимыми, кроме ВВП по ППС. Качество первой модели = 0,367, все показатели незначимы, F-статистика = 2,5, F-критические для 0,05 и 0,01 = 4,3 и 8 соответственно, улучшение модели является незначимым.
Для наглядности остроты проблемы необходимо обратить внимание на самые разные компоненты оттока (объемы законного и незаконного вывоза капиталов, расходы по обслуживанию официального внешнего долга, все внешнеторговые и прочие текущие операции с иностранной валютой), в том числе не имеющие отношения к капитализации доходов за рубежом. «В частности, по разным оценкам, в течение 1992–1996 гг. из России было вывезено активов на сумму от 60 млрд. (по данным Всемирного банка) до 150–200 млрд. долл. (по данным МВЭС России), что, хотя и впечатляет, но не позволяет судить ни о размерах бегства капиталов, ни об ущербе, нанесенном при этом финансово-инвестиционному потенциалу страны» [8].
На сегодняшний день параметры трансграничного движения капитала в целом не являются объектом прогнозирования в органах исполнительной власти, несмотря на то, что эти потоки играют огромную роль в формировании инвестиций. Так, в прогнозах «социально- экономического развития, разрабатываемых Минэкономразвития, рассчитывается сальдо по текущему счету платежного баланса, но движение капитала в прогнозах не затрагивается, хотя этот параметр оказывает влияние на объем инвестиций в основной капитал, который прогнозируется Министерством» [11]. Вместе с тем, в практике «деятельности органов исполнительной власти и финансово- кредитного регулирования РФ широко используются данные ЦБ РФ по ввозу и вывозу капитала частным сектором» [12], и нередко эти данные применяются для описания ситуации с общим оттоком капитала из страны. Без рассмотрения методологических отличий руководства РПБ6 [3] (несмотря на тот факт, что с момента выпуска прошло уже 9 лет, в отчете ЦБ РФ и рассмотрении платежного баланса использован этот метод) от РПБ5 отметим принципиальные особенности подхода ЦБ [13; 9]:
- В расчет принимаются только частные потоки;
- Суммируются сальдо по активным и пассивным операциям по финансовому счету платежного баланса отдельно по банковскому и прочим секторам экономики;
- Суммируется сомнительные операции в категории ошибок и пропусков.
Основой для расчета чистого трансграничного движения капитала являются статистические данные ЦБ РФ, систематизированные в соответствии с категориями потоков платежного баланса. «В публикуемом ЦБ РФ аналитическом представлении платежного баланса в 2001, 2007 и 2012 имели место изменения в структуре группировки и детализации некоторых денежных агрегатов, связанные с методологией учета в РФ и МВФ». По состоянию на январь 2013 включительно из аналитического представления платежного баланса по методике РПБ5, а за 2012 г. — в оценке по методологии платежного баланса в редакции документа РПБ6 МВФ. Данные о ввозе/вывозе капитала частным сектором, рассчитанные согласно методологии ЦБ РФ, были получены путем суммирования сальдо по активным и пассивным операциям частного сектора по финансовому счету платежного баланса, включая сомнительные операции, а также сальдо ошибок и пропусков.
«Как показывает мировая практика, нельзя точно определить величину оттока капиталов в формах, не относящихся к официально регистрируемым операциям по перемещению финансовых ресурсов за рубеж. «Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором» — не является экономически продиктованным индикатором. Это бухгалтерский показатель, при его расчете не рассматривается экономическая суть транзакций. Приводя аналогию из экономики фирмы, сомнительным будет выглядеть суждение об успешности компании, которое бы базировалось на показателе увеличения внешних обязательств, но не на объеме выручки, прибыли, или свободном денежном потоке. Данный показатель в текущей формуле расчета может включать как операции, по экономической сути не являющиеся оттоком/притоком капитала из страны так и не включать те, которые ими являются. Например, воздушные суда, которые покупаются и используются Российскими компаниями на территории РФ, но зарегистрированы вне российской юрисдикции, согласно методике МВФ возможно учитывать, как прямые инвестиции, но используемая в России методика в данный момент этого не делает. Также, как пример можно рассмотреть сделки по слиянию и поглощению Российскими компаниями зарубежных активов по факту являются экспансией на международные рынки, а не бегством капитала» [4].
Согласно методике МВФ, о возрастании масштабов скрытого от государственного учета оттока ресурсов свидетельствует резкий рост показателя статьи «ошибки и пропуски» в статистике платежного баланса. Обычное для страны значение данного показателя принято считать статистической погрешностью, а наблюдаемое превышение его величины над величиной погрешности — расценивать как примерный объем неучтенного вывоза капиталов. Примечательно, что в России неучтенный вывоз капиталов, улавливаемый через показатель статьи «ошибки и пропуски», официально рассматривается как вывоз капитала в нелегальных формах, связанных с сознательным уклонением от государственного учета и контроля. Если оценивать состояние бегства капиталов по статье «ошибки и пропуски», то обращает на себя внимание качественно новая для России тенденция: за весь 1995 г. показатель данной статьи в платежном балансе РФ составил -10,3 млрд., что свидетельствовал о продолжающемся оттоке ресурсов, а с первого полугодия 1996 г. он уже приобрел положительный характер 0,258 млрд. долл. «По мнению экспертов ЦБ РФ, это означает наличие незарегистрированного притока в страну иностранного капитала. Как считают в Центробанке РФ, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что ввозимый в страну «нестандартными путями» капитал — репатриация нелегально вывезенных в разные годы финансовых активов» [14].
Общепризнанным является тот факт, что одним из мощнейших каналов скрытого вывоза капитала из России служат внешнеэкономические операции, оформляемые через офшорные зоны, через Кипр. Одновременно, по данным российской статистики, Кипр формально является одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, входит в первую пятерку стран-инвесторов. Показательно также, что свыше 80 % кипрских инвестиций приходится на долю прямых инвестиций, что является абсолютным рекордом. Следовательно, декларируемые в России иностранные инвестиции Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение. Скорее всего, их источник — российский капитал, владельцы которого сначала нелегально его вывозят, легализуют, превращают в «иностранные» инвестиции и ввозят обратно в Россию. При этом власти Кипра об этом даже не знают; во всяком случае, не признают этого в официальных данных.
Кипр, безусловно, не является единственной офшорной зоной, через которую российский капитал возвращается в форме иностранных инвестиций. Бельгия также по данным официальной отчетности в отдельные периоды входила в число лидирующих иностранных инвесторов в России.
В целом достаточно затруднительно обосновать аккуратную оценку той части “убежавшего” из России капитала, которая возвращается под видом иностранных инвестиций. Представляется вероятным, что его доля в иностранных инвестициях весьма существенна и составляет значительную часть от фактически вложенных средств. С учетом значительного вывоза капитала из России проблемой является то обстоятельство, что лишь часть российского капитала возвращается для производительного использования.
Современные проблемы движения капитала вРоссии
Для национальной экономики России сегодня необычайно остро стоит проблема вывоза капитала. Ежегодное движение капитала в мире оценивается примерно в 1 трлн. долл. На этом фоне величина вывозимого из России капитала кажется незначительной: в период с 1994 по 2017 год во всех формах было вывезено 827, 2 млрд. долл. Однако эта величина в масштабах России чрезвычайно велика: вывозимый ежегодно капитал сопоставим с доходной частью бюджета. Положительное сальдо торгового баланса РФ перекрывается отрицательным сальдо движения капитала, что ухудшает состояние платежного баланса в целом.
Как основную причину оттока денежного капитала стоит выделить неэффективность системы государственного управления. По оценкам экспертов ЦБ, общий уровень теневой экономики России в 2015 г. составил около 45 % от ВВП, при том доля участников от общего числа занятых составляет порядка 20 %, что указывает на несостоятельность государства.
Также стоит отметить высокую коррумпированность. В 2015 г. Россия заняла 119-е место из 167 в рейтинге самых коррумпированных экономик. Как показывает мировой опыт, наличие широкомасштабной коррупции свидетельствует о той или иной степени дисфункциональности экономики, то есть о серьезном нарушении в деятельности органов государственной власти и системы управления экономическими процессами.
Эти проблемы характерны и для России. В стране не создан надежный законодательный и административный механизм, обеспечивающий защиту прав инвесторов, отсутствует эффективный государственный контроль за движением капитала. Существующая денежно-кредитная политика Банка России не обеспечивает финансовую стабильность и не направлена на стимулирование экономического роста. В результате на протяжении длительного времени в стране сохраняется галопирующая инфляция и высокие инфляционные ожидания, системные риски спорадической, непредсказуемой, резкой девальвации национальной валюты. Для современной российской экономики стала привычной высокая волатильность валютного, финансового и фондового рынков.
В таких условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам увеличения нормы прибыли, сколько с целью его сохранения в более стабильной и надежной экономической среде. На протяжении длительного периода времени вывоз капитала из России осуществлялся как законным (легальным), так и незаконным (нелегальным) путем. По официальным данным платежного баланса за 21 год (1994–2015 гг.), накопленный объем оттока капитала из России, рассчитанный как отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в частном секторе, оценивался в 803 млрд долл. США.
Согласно данным исследования, опубликованного в 2013 г. авторитетной международной компанией “Global Financial Integreti” (GFI), в период 1994–2012 гг. из России был незаконно вывезен 1341 млрд долл. США. В целом объем оттока капитала из России превышал как объем притока прямых предпринимательских иностранных инвестиций, так и займы, и кредиты международных финансовых организаций, и двустороннюю финансовую помощь промышленно развитых государств.
Схемы вывоза капитала из России многообразны, однако бóльшая часть из них лежит во внешнеторговой сфере и, как правило, осуществляется через офшорные юрисдикции. Большинство российских предпринимателей создавали офшорные фирмы в европейских странах, прежде всего на Кипре, на острове Мэн (Великобритания), в Ирландии, Швейцарии, Лихтенштейне, а также в Панаме. В частности, по состоянию на 2012 г. на Кипре было зарегистрировано 14,4 тыс. российских компаний, которые имели дочерние фирмы в России. В последующие годы в связи с проводимой политикой деофшоризации экономики России количество таких компаний на Кипре несколько сократилось. На начало 2016 г. активы российской банковской системы на Кипре оценивались в десятки миллиардов долларов.
По данным исследования авторитетной международной некоммерческой организации “Tax Justice Network (TJN)”, накопленный объем российского капитала в офшорных юрисдикциях за период 1990–2010 гг. составлял 798 млрд долл. США. По этому показателю Россия занимала второе место в мире, уступая только Китаю.
За период 2010–2015 гг., по данным официальной статистики Банка России, отток капитала из России составил 317 млрд долл. США. Основная масса вывоза капитала осуществлялась коммерческими банками через офшорные юрисдикции. Таким образом, по самым скромным подсчетам, за рубежом накоплено более 1 трлн долл. США российского капитала.
Следует отметить, что в динамике оттока капитала из экономики России с начала 90-х гг. прошлого столетия сохраняется достаточно высокая доля так называемых «сомнительных» операций. В настоящее время по методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами, «сомнительные» операции делятся на три категории:
- не полученная в срок экспортная выручка от продажи товаров и услуг за границу;
- стоимость товаров и услуг оплаченных, но не полученных по импортным контрактам;
- суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами и др.
На протяжении последних 20 лет объем «сомнительных» операций в вывозе капитала рос достаточно высокими темпами. В частности, если за период 1994–2001 гг. объем таких транзакций составлял 42 млрд долл. США, то за период 2001–2012 гг. их совокупный объем увеличился в 9 раз и составлял уже 341 млрд долл. США. Своего пика почти в 51 млрд долл. США объем «сомнительных» операций достиг в 2008 г. в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доля таких операций в общем оттоке капитала составила 38 %. Спустя пять лет, в 2013 г., по данным Банка России, объем «сомнительных» операций превышал 27 млрд долл. США. По оценкам экспертов, в 2014–2016 гг. ежегодный объем таких операций сохранялся примерно на том же уровне.
Большая часть «сомнительных» транзакций осуществлялась через схемы фиктивного импорта. Так, по данным Банка России, только в 2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных товаров и услуг по импортным контрактам в торговле с Беларусью составляла 15 млрд долл. США, а в торговле с Казахстаном — 10 млрд долл. США.
В последние годы недобросовестные компании активно использовали возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров и услуг, принятыми сначала в рамках Таможенного союза, а затем в Евразийском экономическом союзе. По оценкам Банка России, в 2012–2013 гг. из России через страны, входящие в Таможенный союз, утекло за рубеж примерно 47 млрд долл. США.
Часто используемой противоправной схемой вывода капитала из России через офшорные юрисдикции является оплата внешнеторговых контрактов без исполнения договоров по поставке товаров. В 2013 г. объем невозвращенной из-за границы иностранной валюты по неисполненным экспортным договорам с офшорными контрагентами составил сумму, эквивалентную 88 млрд руб., в первой половине 2014 г. — 67 млрд рублей.
Вовлеченность коммерческих банков в «сомнительные» операции является одной из основных причин отзывов у них лицензий на осуществление банковской деятельности. По данным Банка России, лишь за первую половину 2016 г. были отозваны лицензии у 61 банка, в 2015 г. — 93 банков, в 2014 г. — 73 банков, в 2013 г. — 29 банков, в 2012 г. — 19 банков, в 2011 г. — 19 банков и в 2010 г. — 26 банков.
В 2015 г. Банк России ужесточил существующий критерий «высокой вовлеченности банков в проведение “сомнительных” операций». В частности, был снижен порог размера «сомнительных» сделок по безналичному расчету с 5 до 3 млрд рублей, а также уменьшена доля «сомнительных» наличных операций с 5 до 4 % дебетового оборота по счетам клиентов банка. Однако указанные меры носят косметический характер и не окажут существенного влияния на масштабы таких операций, поскольку их причины имеют более фундаментальный характер и связаны с общим состоянием инвестиционного климата страны.
Вывод
Главным образом, капиталодвижение определяется совокупностью качественных и количественных показателей, определяющих деятельность страны. Капитал является средством функционирования всех сфер экономики, а его отсутствие — причиной развития теневой экономики. В наше время капитал жизненно необходим не только на частном уровне, но и на государственном.
Замедление движения капитала, уменьшение возможных путей его поступления, снижение объемов капитала могут сыграть роковое значение в долгосрочной перспективе для любой, даже развитой страны. Потеря ликвидности на государственном уровне образовывает спираль сужения производства, значит, и инвестиций, следовательно, ухудшается общее положение в стране.
Литература:
- Анализ методики расчета показателя чистого ввоза/вывоза капитала частным сектором в системе эмпирических оценок масштабов бегства капитала. https://www.cbr.ru/Content/Document/File/32957/40–48_Леонова.pdf
- Январь-сентябрь 2017. Платежный баланс, инвестиционная позиция, и внешний долг РФ. https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf
- Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, МВФ, Вашингтон, 2008
- «Исследование оттока капитала из РФ: от мифов к реальности» E&Y, РФПИ.
- Киреев А. П. «Международная экономика». B 2-х ч. — Ч. I. «Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства». Учебное пособие для вузов. — M.: 286–302 с. 2017
- Фишер С. Дорнбуш Р., «Макроэкономика»; Перевод с английского М.: «Дело ЛТД», 1993 С 303
- Крылова Т. А. Анализ и структура российских прямых инвестиций за рубежом. https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-i-struktura-rossiyskih-pryamyh-investitsiy-za-rubezhom
- Международный банк. http://www.worldbank.org/
- Платежный баланс. http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/platezhnyy-balans.html
- Аналитическое представление платежного баланса РФ за соответствующие годы (ЦБ)
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов..
- Монетаристский подход к платежному балансу http://www.good-reklama.ru/megekonom/255.html
- ЦБ РФ http://www.cbr.ru/