Использование участков реки Обь в качестве водных путей для перевозки грузов и пассажиров имеет определенные преимущества перед сухопутными транспортными магистралями и вместе с ними должна составить единый транспортный комплекс, о чем неоднократно говорится в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р).
Данная проблема актуальна именно для р. Обь, т. к. функционирование и развитие хозяйственного комплекса региона во многом обусловлено особенностями сложившейся транспортной системы по сравнению с другими регионами России, прежде всего — Европейской части. Во-первых, отмечаются большие расстояния, которые приходится преодолевать при доставке грузов и перевозке пассажиров из Сибири в главные центры России и морские порты России и наоборот. Во-вторых, главным элементам транспортно-инфраструктурной системы освоения и обслуживания региона присуща неравномерность. Эти элементы представляют собой железнодорожные магистрали и автомобильные дороги, которые обслуживают в основном южную часть региона, а водные пути обеспечивают хозяйственную консолидацию территории с юга на север. В транспортно-экономическом отношении северная часть региона испытывает сложности, так как здесь имеются сезонные водные пути и самые дорогостоящие виды транспорта — автозимники и воздушный.
В данной научной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается речной транспорт региона, и указаны меры, необходимые для решения этих проблем.
Взаимодействие речного транспорта с сухопутным (автомобильным и железнодорожным) осуществляется через транспортные узлы, функционирующие на базе речных портов. На берегах Оби таковыми являются: Барнаульский, Новосибирский, Сургутский, Сергино, Салехардский и Томский, границы обслуживания которого достигают побережья Оби. Роль их в транспортном обеспечении Западно-Сибирского региона велика. Здесь осуществляется перегрузка грузов с речного транспорта на сухопутные и обратно, хранение грузов, обслуживание подвижного состава, а также оказываются логистические услуги. Характеристика речного транспорта, как элемента транспортно-инфраструктурной системы Западно-Сибирского региона дополнена оценкой использования участков реки Обь для перевозки грузов.
Рабочее ядро транспортного флота Сибири, как известно, морально и физически устарело. Свыше 70 % транспортных судов имеют срок службы более 20 лет, их технический и эксплуатационный уровень остается низким. Состояние транспортного флота подошло к критическому уровню. Значительная часть его эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, и эта часть неуклонно увеличивается. К 2020 году без пополнения и обновления действующий транспортный флот многих Восточных бассейнов полностью вырабатывает свой ресурс и должен быть заменен.
В отрасли нет транспортных средств, способных работать в условиях крайнего мелководья рек (с глубинами 0,5–0,8 м). В то же время современный этап развития производительных сил Приобья обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на эти малые реки. Освоение таких рек потребует создания принципиально новых транспортных средств, способных успешно работать в этих условиях. Наличие таких средств значительно (в 2,5 раза) расширит границы использования малых рек, существенно приблизит транспортные пути к грузополучателям.
Указанные тенденции приводят к снижению обеспеченности регионов Обского бассейна услугами транспорта, транспортной доступности, мобильности производственных мощностей, материальных ресурсов и населения.
Будущее речного транспорта Сибири возможно при повышении конкурентоспособности и рентабельности, которые могут быть обеспечены при инновационном развитии инфраструктуры речного транспорта, в том числе содержание ВВП и оснащение флота и портов высокоэффективными транспортными средствами, и освоение высокоэффективных транспортных технологий и создание для этого необходимого технического, технологического и кадрового обеспечения.
Задачами речного транспорта Сибири, в том числе и в СФО, в этих условиях является интегрирование внутренних водных путей по существу в общую транспортную сеть Восточных районов и России в целом, выход на мировой транспортный рынок и выход на качественно новый уровень реализуемых услуг на основе современных технических и технологических решений.
Для решения поставленных задач необходимо:
‒ разработать пакет наиболее эффективных проектов-программ участия речного транспорта в общей транспортной системе региона, используя достижения научно-технического прогресса на транспорте;
‒ обеспечить государственную поддержку наиболее значимых направлений развития речного транспорта, реконструкции (водных путей и гидротехнических сооружений, строительства новых нетрадиционных перевозочных и перегрузочных средств — судов на воздушной подушке, экранопланов, перегрузочных машин с непрерывным циклом и мобильных перегрузочных средств);
‒ обновить навигационно-гидрографические системы, используя новейшие достижения в области судоходства (спутниковые системы связи и мониторинга за состоянием водных путей, движением материальных потоков, транспортного и обслуживающего судоходство флота);
‒ ввести в действие новые и модернизировать действующие перегрузочные комплексы в крупных воднотранспортных узлах, имея в виду обеспечить мобильность перегрузочных средств, эффективное взаимодействие смежных видов транспорта, включение речного транспорта в систему транспортных коридоров;
‒ существенно расширить сеть транспортных речных путей за счет включения в хозяйственный оборот неосвоенных в транспортном отношении малых рек, обеспечив на этих реках эксплуатацию судов с осадкой менее 70 см;
‒ обеспечить строительство судов смешанного «река-море» плавания для плавания по устьевым участкам рек и использования в перевозках внешнеторговых грузов;
‒ обеспечить выполнение работ по поддержанию безопасных условий судоходства и безаварийной эксплуатации шлюзованных систем;
‒ разработать эффективную схему завоза грузов в районы Крайнего Севера с обоснованием новых транспортных средств, способных обеспечивать доставку необходимых грузов потребителю.
Эти задачи должны быть комплексными и решаться в общей системе оптимизации конфигурации транспортной сети в каждом регионе в отдельности и в Сибири в целом.
Литература:
- Ботвинков В. М. Гидроэкология на внутренних водных путях: Учебник для воднотранспортных вузов / Ботвинков В. М., Дегтярев В.В., Седых В. А. Новосибирск: Сибирское соглашение,2002.-356 с.
- www.stu.ru