Розничная торговля стремительно развивает, но все мы помним, что пару десятков лет назад магазины были совсем другими.
Приходилось часами стоять в очереди за товаром, ассортимент продукции был невероятно мал, обслуживание по талонам, полупустые полки магазинов и дефицит. Сейчас мы даже и представить себе не можем, как бы жили мы в таких условиях.
Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Государство перестало тотально контролировать торговлю и дала свободу частному сектору. Теперь каждый производитель стал бороться за своего покупателя. Дефицит товаров ушел в прошлое, магазины могут похвастать широким ассортиментом товаров, отличным обслуживанием. Существуют разные ценовые сегменты для того, чтобы постоянно меняющийся спрос был удовлетворен.
Для привлечения покупателей разрабатываются различные системы скидок, системы накопления бонусов и т. д. Для удобства покупателей создаются новые формы оплаты товаров с использованием кредитных и дебитных банковских карт, новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей.
Преображаются и магазины. В каждом торговом зале теперь можно увидеть современное оборудование, продуманный торговый зал с указателями для комфорта покупателей. Изменил культура и качество обслуживания покупателей. Некоторые супермаркеты на своей торговой площади размещают позы общественного питания и отдыха, все для того, чтобы покупатель смог сделать свой выбор никуда не торопясь.
Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В Российской Федерации розничная торговая осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В составе организаций преобладают магазины: специализированные и неспециализированные, однако происходит ежегодное увеличение внемагазинных форм розничной торговли — на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет, в палатках и др. Особенно сильное увеличение произошло в последние 2 года, это связано с появление большого количества интернет-магазинов [4].
Рис.1. Количество организаций, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2013–2017 гг.
Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Информационные технологии и сеть Интернет становятся неотъемлемой частью нашей жизни в связи с этим создаются новые условия для осуществления бизнеса: создание новых предложений; возникновение принципиально новых рынков; формирование спроса на новые товары и услуги. За период с 2013 года по 2017 год число организации, осуществляющих розничную торговлю снизилось на 6,8 % и составило 350,1 тыс., однако снижение происходило в течение последних двух лет (рис..2.).
Рис. 2. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2013–2017 гг.
Так же и снизилось число индивидуальных предпринимателей на 2,9 % и составило 1400,2 тыс. человек (рис.2). Также снизилось число розничных рынков и торговых мест. Снижение всех показателей могло быть вызвано действующими санкциями в отношении нашей страны, которые как раз и были введены в 2014 году, в котором м наблюдается резкий спад данных показателей.
Наибольшее снижение в 2017 году (более 0,5 %), объемов розничного товарооборота, по отношению к 2016 году, среди крупнейших субъектов РФ продемонстрировала Центральный федеральный округ (-0,83 %), Сибирский федеральный округ (-0,85 %), Уральский федеральный округ (-0,61 %). Снижение в пределах 0,5 % отмечалось в Приволжский федеральный округ (-0,43 %). Наибольший рост (более 0,5 %) продемонстрировали Южный федеральный округ (0,52 %). Также можно отметить присоединившими к нам в 2014 году Крымский федеральный округ, в 2017 годы объем розничного товарооборота составил 0,91 %, что на 0,22 % больше, чем в 2016 году.
Таблица 1
Региональная структура оборота розничной торговли России
Регион |
Анализируемый период |
Изменение 2015г. к 2011г. |
||||
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абсолютное отклонение, проц. |
|
Центральный федеральный округ, проц. |
34,52 |
34,06 |
33,93 |
34,21 |
33,69 |
-0,83 |
Северо-Западный федеральный округ, проц. |
9,13 |
9,20 |
9,07 |
9,04 |
9,48 |
0,35 |
Южный федеральный округ, проц. |
8,91 |
8,97 |
9,01 |
9,13 |
9,43 |
0,52 |
Северо-Кавказский федеральный округ, проц. |
4,96 |
5,10 |
5,11 |
5,09 |
5,46 |
0,49 |
Приволжский федеральный округ, проц. |
18,16 |
18,29 |
18,48 |
18,41 |
17,73 |
-0,43 |
Уральский федеральный округ, проц. |
9,63 |
9,65 |
9,72 |
9,24 |
9,02 |
-0,61 |
Сибирский федеральный округ, проц. |
10,80 |
10,89 |
10,79 |
10,23 |
9,95 |
-0,85 |
Дальневосточный федеральный округ, проц. |
3,88 |
3,83 |
3,90 |
3,96 |
4,32 |
0,43 |
Крымский федеральный округ, проц. |
- |
0,70 |
0,92 |
1,2 |
1,3 |
- |
Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для отдельных регионов, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота. Постоянные положительные изменения в этой сфере все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны
Литература:
- Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия. Учебник. — М.: Экономика, 2013.
- Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши Ш. М. состояние и динамика развития розничной торговли в России // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.;
- Розничная торговля: организация и управление /Пер.с англ. под ред. Ю.Каптуревского — СПб.:Питер,2011. — 216–220с.
- http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.05.2016).
- http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19748 (дата обращения: 14.05.2016).