Состояние и перспективы развития розничной торговли в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 15.12.2018

Статья просмотрена: 9762 раза

Библиографическое описание:

Кондратьева, К. В. Состояние и перспективы развития розничной торговли в России / К. В. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54703/ (дата обращения: 18.12.2024).



Розничная торговля стремительно развивает, но все мы помним, что пару десятков лет назад магазины были совсем другими.

Приходилось часами стоять в очереди за товаром, ассортимент продукции был невероятно мал, обслуживание по талонам, полупустые полки магазинов и дефицит. Сейчас мы даже и представить себе не можем, как бы жили мы в таких условиях.

Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Государство перестало тотально контролировать торговлю и дала свободу частному сектору. Теперь каждый производитель стал бороться за своего покупателя. Дефицит товаров ушел в прошлое, магазины могут похвастать широким ассортиментом товаров, отличным обслуживанием. Существуют разные ценовые сегменты для того, чтобы постоянно меняющийся спрос был удовлетворен.

Для привлечения покупателей разрабатываются различные системы скидок, системы накопления бонусов и т. д. Для удобства покупателей создаются новые формы оплаты товаров с использованием кредитных и дебитных банковских карт, новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей.

Преображаются и магазины. В каждом торговом зале теперь можно увидеть современное оборудование, продуманный торговый зал с указателями для комфорта покупателей. Изменил культура и качество обслуживания покупателей. Некоторые супермаркеты на своей торговой площади размещают позы общественного питания и отдыха, все для того, чтобы покупатель смог сделать свой выбор никуда не торопясь.

Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В Российской Федерации розничная торговая осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В составе организаций преобладают магазины: специализированные и неспециализированные, однако происходит ежегодное увеличение внемагазинных форм розничной торговли — на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет, в палатках и др. Особенно сильное увеличение произошло в последние 2 года, это связано с появление большого количества интернет-магазинов [4].

Рис.1. Количество организаций, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2013–2017 гг.

Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Информационные технологии и сеть Интернет становятся неотъемлемой частью нашей жизни в связи с этим создаются новые условия для осуществления бизнеса: создание новых предложений; возникновение принципиально новых рынков; формирование спроса на новые товары и услуги. За период с 2013 года по 2017 год число организации, осуществляющих розничную торговлю снизилось на 6,8 % и составило 350,1 тыс., однако снижение происходило в течение последних двух лет (рис..2.).

Рис. 2. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2013–2017 гг.

Так же и снизилось число индивидуальных предпринимателей на 2,9 % и составило 1400,2 тыс. человек (рис.2). Также снизилось число розничных рынков и торговых мест. Снижение всех показателей могло быть вызвано действующими санкциями в отношении нашей страны, которые как раз и были введены в 2014 году, в котором м наблюдается резкий спад данных показателей.

Наибольшее снижение в 2017 году (более 0,5 %), объемов розничного товарооборота, по отношению к 2016 году, среди крупнейших субъектов РФ продемонстрировала Центральный федеральный округ (-0,83 %), Сибирский федеральный округ (-0,85 %), Уральский федеральный округ (-0,61 %). Снижение в пределах 0,5 % отмечалось в Приволжский федеральный округ (-0,43 %). Наибольший рост (более 0,5 %) продемонстрировали Южный федеральный округ (0,52 %). Также можно отметить присоединившими к нам в 2014 году Крымский федеральный округ, в 2017 годы объем розничного товарооборота составил 0,91 %, что на 0,22 % больше, чем в 2016 году.

Таблица 1

Региональная структура оборота розничной торговли России

Регион

Анализируемый период

Изменение 2015г. к 2011г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Абсолютное отклонение, проц.

Центральный федеральный округ, проц.

34,52

34,06

33,93

34,21

33,69

-0,83

Северо-Западный федеральный округ, проц.

9,13

9,20

9,07

9,04

9,48

0,35

Южный федеральный округ, проц.

8,91

8,97

9,01

9,13

9,43

0,52

Северо-Кавказский федеральный округ, проц.

4,96

5,10

5,11

5,09

5,46

0,49

Приволжский федеральный округ, проц.

18,16

18,29

18,48

18,41

17,73

-0,43

Уральский федеральный округ, проц.

9,63

9,65

9,72

9,24

9,02

-0,61

Сибирский федеральный округ, проц.

10,80

10,89

10,79

10,23

9,95

-0,85

Дальневосточный федеральный округ, проц.

3,88

3,83

3,90

3,96

4,32

0,43

Крымский федеральный округ, проц.

-

0,70

0,92

1,2

1,3

-

Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для отдельных регионов, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота. Постоянные положительные изменения в этой сфере все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны

Литература:

  1. Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия. Учебник. — М.: Экономика, 2013.
  2. Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши Ш. М. состояние и динамика развития розничной торговли в России // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.;
  3. Розничная торговля: организация и управление /Пер.с англ. под ред. Ю.Каптуревского — СПб.:Питер,2011. — 216–220с.
  4. http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.05.2016).
  5. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19748 (дата обращения: 14.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): округ, розничная торговля, проц, путь ведения бизнеса, розничная торговля РФ, розничный товарооборот, современная экономика, состав организаций.


Задать вопрос