В статье рассматриваются теоретические основы правовых способов обеспечения безопасности производства на примере автотранспортных услуг в России и Германии
Ключевые слова: автотранспорт, охрана труда
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ [1] обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте и т. д.
Правовые основания способов обеспечения безопасности производства в России изменялись в течении XIX-XX вв. от гражданско-правовых к трудоправовым [7].
В России в период с конца XIX века по 1912 год способы обеспечения безопасности производства опосредовались институтами гражданского права (договор о личном найме, предусмотренный Сводом Законов Гражданских Российской Империи) и публичного (полицейского) права Устав о промышленности фабричной и заводской Свода законов Российской Империи 1857 года, Устав о промышленности Свода законов Российской Империи 1912 года. Непосредственно понятие управление охраной труда на предприятии не использовалось. Гражданско-правовые методы недостаточно эффективны для обеспечения безопасности производства.
В годы Советской власти (19181993 гг.) способы обеспечения безопасности производства опосредовались институтами трудового права. Основной элемент управляемой подсистемы системы управления охраной труда («предприятие») экономически дробился на элементы: «территория предприятия», «средства производства», «средства труда», «производственный объект», «технологический процесс», «технологическое оборудование», «производственное помещение», «рабочее место» и т. п.
В период с 1993 по настоящее время способы обеспечения безопасности производства продолжают опосредоваться институтами трудового права. В соответствии с Конвенциями Международной организации труда происходит переход от основного элемента управляемой подсистемы системы управления охраной труда («предприятие») к основному элементу управляемой подсистемы «производственная среда (рабочее место)».
Законодатель устанавливает наиболее предпочтительный способ обеспечения безопасности того или иного производства. Допускается сочетание способов обеспечения безопасности производства: гражданско-правовых и трудоправовых. В свою очередь трудоправовые способы обеспечения безопасности производства могут сочетать способ установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для предприятия в целом (как для имущественного комплекса) со способом установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для «производственной среды (рабочих мест)».
Правила по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 59н) [2] сочетают способ установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для автотранспортного предприятия в целом (как для имущественного комплекса) со способом установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для «производственной среды (рабочих мест) автотранспортного предприятия». Правила устанавливают требования охраны труда, предъявляемые к организации выполнения работ (допуск к работе, обеспечение спецодеждой и прочее); требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям и организации рабочих мест (размещение объектов, температурный режим, освещенность и прочее); требования охраны труда, предъявляемые к осуществлению производственных процессов (охрана труда при техническом обслуживании, ремонте, мойке и так далее); требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств (правила запуска транспорта, правила проезда по ледовым переправам и так далее); требования охраны труда, предъявляемые к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.
В соответствии с пунктом 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.16 № 438) [3] в положение о системе управления охраной труда автотранспортного предприятия необходимо внести сведения о распределении обязанностей между должностными лицами автотранспортного предприятия по исполнению государственных нормативных требований по охране труда, что представляет собой немалую трудность в силу обширности предмета регулирования Правил по охране труда на автомобильном транспорте. Обширность предмета регулирования Правил по охране труда на автомобильном транспорте превращает указанный нормативный акт в Свод правил по охране труда на автомобильном транспорте. В связи с данной сентенцией небезынтересно отметить следующую особенность правового регулирования. Дорожно-транспортный травматизм сопоставим с травматизмом работ на высоте. Однако безопасность работ на высоте обеспечивается установлением государственных нормативных требований охраны труда к производственной среде (рабочим местам) — см. Правила по охране труда при работе на высоте (утв. приказом Минтрудсоцзащиты РФ № 155н от 28 марта 2014 года).
Способы обеспечения безопасности автотранспортных услуг (предотвращения несчастных случаев) в Федеративной Республике Германии имеют значительно менее широкий предмет регулирования в сравнении с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 59н). В соответствии с Законом Arbeitsschutzgesetz ArbSchG § 12 [4] Работодатель должен обеспечивать работников адекватной подготовкой по технике безопасности и гигиене труда на рабочем месте. Инструкция включает в себя указания и пояснения, которые относятся к конкретному месту работы или сфере ответственности сотрудников. Инструкции должны быть даны в случае набора персонала, изменений в сфере труда, внедрения нового рабочего оборудования или новой технологии до начала работы сотрудников. Инструкция должна быть адаптирована к развитию риска и регулярно повторяться при необходимости. В соответствии с Положением о безопасности и охране здоровья при использовании рабочего оборудования (Betriebssicherheitsverordnung — BetrSichV) § 12 [5] перед тем, как работники впервые используют рабочее оборудование, работодатель должен предоставить им достаточную и соответствующую информацию на основе оценки риска в форме и на понятном для работника языке опасности, связанные с использованием рабочего оборудования, в том числе связанные с рабочей средой опасности, необходимые гарантии и правила поведения и меры по поломкам, авариям и оказанию первой помощи в экстренных случаях. В соответствии с § 35 DGUV Vorschrft 70 [6] водитель автомобиля должен быть застрахован, старше 18 лет, физически и духовно подходящий («geistig»), ожидаемо надежный.
Способы обеспечения безопасности автотранспортных услуг (предотвращения несчастных случаев) в Федеративной Республике Германии базируются на четырех основных положениях: безопасное устройство транспортного средства; обоснованный документально прием на работу водителя транспортного средства, обучение водителя транспортного средства в форме инструкции (наставления) для рабочего места или для производственного задания, осмотр транспортного средства водителем, осмотр транспортного средства специалистом не реже 1 раза в год.
Выводы.
- Способ обеспечения безопасности автотранспортных услуг в РФ основан на установлении государственных нормативных требований охраны труда для автотранспортного предприятия как имущественного комплекса и для рабочих мест.
- Способ обеспечения безопасности автотранспортных услуг в ФРГ основан на установлении требований безопасности для рабочих мест (безопасному устройству транспортного средства), требований к приему на работу водителей транспортных средств, их обучению (наставлению) по конкретному рабочему месту или производственному заданию.
- Различный подход в способах обеспечения безопасности автотранспортных услуг препятствует экспорту услуг.
- Прямая количественная оценка эффективности способов обеспечения безопасности автотранспортных услуг в РФ и в ФРГ не представляется возможной в силу различного уровня нормативного регулирования смежных областей (нормы для проектирования зданий, сооружений, технологических процессов, проектов планировки рабочих мест и т. п.).
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- Правила по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 59н) — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.16 № 438) — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- Arbeitsschutzgesetz ArbSchG § 12 — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/arbschg/__12.html, свободный.
- Вetriebssicherheitsverordnung-ВetrSichV) § 12 — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/betrsichv_2015/__12.html, свободный.
- DGUV Vorschrft 70 — Режим доступа: https://www.bgw-online.de/SharedDocs/Downloads/DE/Medientypen/DGUV_vorschrift-regel/DGUV-Vorschrift70_Unfallverhuetungsvorschrift-Fahrzeuge_Download.pdf?__blob=publicationFile, свободный.
- Ольшевский В. А., Ольшевский Н. А., Козак О. И. Сравнение систем управления охраной труда в частной и социалистической модели хозяйствования // East European Scientific Journal. — 2015. — № 2. — С. 124–131. Режим доступа: https://eesa-journal.com/wp-content/uploads/2015/10/EESJ_2_1–1.pdf, свободный.