Анализ конкурентных и движущих сил на российском рынке ценных бумаг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Трумм, В. Р. Анализ конкурентных и движущих сил на российском рынке ценных бумаг / В. Р. Трумм. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54731/ (дата обращения: 17.10.2024).



Стандартно для оценки конкурентной среды используют специальную модель, разработанную М. Портером, которая позволяет оценить конкуренцию с точки зрения влияния пяти основных сил [1]. Рассмотрим их в специфике российского фондового рынка:

  1. Угроза появления новых игроков характеризуется барьерами входа, представленными в табл.1.

Таблица 1

Оценка входных барьеров

Наименование

Характеристика входного барьера

Уровень

Государственные ограничения

Каждый вид деятельности требует получения лицензии профессионального участника. Тем не менее, не относится к основополагающим поскольку большой спрос на профессиональных участников породил специфический рынок купли-продажи компаний управленческого, депозитарного и брокерского направления. Кроме биржевого рынка.

Средний

Наличие эффекта масштаба производства

Специфика обслуживания фондового рынка заключается в практически полном отсутствии затрат, относимых на себестоимость. Поэтому наращивание мощностей существенно не влияет на изменение затрат.

Отсутствует

Невозможность доступа к информации

Информация на рынке доступна, но крайне трудно интерпретируема. Это создает возможности инвестиционным компаниям для манипуляций.

Средний

Значительный размер первоначальных инвестиций

Помимо организации деятельности, затраты на которую являются невысокими, новая компания, входящая на рынок, вынуждена затрачивать большие средства на расширение базы спроса, что затруднительно в силу отсутствия должной надёжности для клиентов.

Средний

Сложившаяся приверженность потребителей к определённым маркам

Входящие компании должны перекрыть лояльность клиентов к имеющимся биржам значительными инвестициями. Также необходимо отметить преимущественное доверие к зарубежным финансовым институтам из-за высокой изменчивости развивающегося российского рынка.

Высокий

  1. Давление со стороны покупателей. Она подразумевает оценку затрат переключения потребителя и компании. В то время как поиск клиентской базы занимает до 80 % усилий фирмы, предоставляющей инвестиционные продукты, клиент без затруднений может выполнять переключения между компаниями путем купли-продажи фондов или перевода активов (например, в варианте брокериджа).
  2. Давление со стороны поставщиков. Рассматривая эту силу в разрезе рынка ценных бумаг необходимо подчеркнуть особую специфику. Она обусловлена тем фактом, что поставщика как такового в данной отрасли не существует. Однако отрасль инвестиций не относится к абсолютно автономным и поэтому входные данные имеют значение, если рассматривать их в динамике, в частности, как временные ряды биржевых значений различных индексов. Рассматриваемые в данном случае поставщики не способны согласованно оказывать влияние на фондовый рынок.
  3. Соперничество существующих вотрасли компаний проявляется в следующих факторах: сильной стороной отрасли является то, что степень конкурентоспособности фирм высока, а сама конкуренция близка к совершенной. В рамках отдельных финансовых инструментов уровень стандартизации очень высок. Поэтому конкурирующим фирмам необходимо значительно вкладываться в маркетинговые мероприятия. Что касается выхода из отрасли — барьеры практически отсутствуют.
  4. Угроза появления субститутов. Этой конкурентной силе в инвестициях также, как и поставщикам, отводится второстепенная роль. Возникновение дифференцированных продуктов обуславливается изменениями в законодательстве страны, а также в ее инвестиционном портфеле; ростом информационных технологий самого рынка, а также стоимостью денег.

Наряду с тем, как в отрасли меняются условия конкуренции, меняются и движущие их силы. Именно от них зависит характер перемен в отрасли. Для фондового рынка России свойственны следующие движущие силы (табл.2.) [2].

Таблица 2

Оценка влияния движущих сил на отрасль

Движущие силы

Влияние на отрасль

1. Изменение в составе потребителей

Основная движущая сила. Привлечение новых инвесторов на фондовый рынок — ключевая задача отрасли, поскольку рост инвестиций означает и рост экономики.

2. Технологические изменения

Несущественная движущая сила. Данная отрасль не подвержена влиянию новых технологий для создания продуктов. Технологические изменения затрагивают в основном только организационную составляющую в проведении торгов.

Движущие силы

Влияние на отрасль

3. Внедрение новых продуктов

Основная движущая сила. В стремительно развивающемся информационном сообществе необходимо быстро реагировать на тенденции и предлагать современные инвестиционные продукты.

4. Распространение

ноу-хау

Несущественная движущая сила. В рамках мировой конкуренции российский рынок значительно отстаёт от рынков развитых стран, а также является чрезмерно волатильным. Поэтому распространение ноу-хау на мировой площадке, почти неосуществимо и к тому же малопривлекательно для инвесторов, которые и без того опасаются вкладывать деньги из-за повышенной изменчивости рынка.

5. Возрастающая глобализация отрасли

Несущественная движущая сила. Данный процесс завершается, российский фондовый рынок успешно вступил на мировую арену фондовых бирж.

6. Изменения в законодательстве

Основная движущая сила. Даже незначительные поправки в законах изменяют взаимоотношения на фондовом рынке.

7. Уменьшение влияния факторов риска и неопределенности

Основная движущая сила. Высокая волатильность рынка во многом отталкивает потенциальных инвесторов от вложений в данную отрасль. Снижение рисков означает приток новых клиентов и развитие экономики в целом.

Общим итогом можно отметить возможность анализа рынка акций с помощью модели пяти сил, с учетом нестандартности в виде невозможности сговора поставщиков и конкурентов. Вместе с тем, выявлена специфика фондового рынка, заключающаяся в том, что роль поставщиков берет на себя рыночная динамика. Также определена необходимость товаров-субститутов, которая, в отличие от классического постулирования Портера, повышает уровень привлекательности отрасли. В качестве показателей, влияющих на состояние конкурентной среды, были рассмотрены движущие силы рынка ценных бумаг [3]. Основными из них являются: изменения в составе потребителей/способах использования товара; изменения, связанные с законодательством и политикой правительства, а также внедрение новых продуктов и уменьшение влияния факторов неопределенности и риска.

Литература:

  1. Портер М. Э. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2010. — 592 с.
  2. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс]: учебник / А. Дж. Стрикленд, ред.: Л. Г. Зайцев, ред.: М. И. Соколова, А. А. Томпсон. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 578 с. — Пер. с англ
  3. Годовые отчеты и Отчеты о сделках с заинтересованность [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s1457
Основные термины (генерируются автоматически): фондовый рынок, основная движущая сила, несущественная движущая сила, отрасль, сила, внедрение новых продуктов, конкурентная среда, российский фондовый рынок, состав потребителей, уменьшение влияния.


Задать вопрос