Данная статья посвящена оценки реального сферы обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) в Москве и Московской области. Так же описываются варианты решения существующих проблем, путём расширения использования систем рециклинга и сортировки ТБУ в промышленных масштабах.
Ключевые слова: твёрдые бытовые отходы, рециклинг, утилизация, сортировка, санитарная очистка города.
This article is devoted to the assessment of the real sphere of municipal solid waste (MSW) management in Moscow and the Moscow Region. It also describes options for solving existing problems by expanding the use of recycling systems and sorting of MSW on an industrial scale.
Keywords: solid waste, recycling, sorting, sanitary cleaning of the city.
В 21 веке жизнь людей, обусловленная большим количеством ежедневно растущих потребностей, неизбежно приводит к образованию и накоплению огромного количества отходов производства и потребления. Отрицательное воздействие на здоровье человека и жизнь загрязненной окружающей среды вполне очевидно.
Поэтому именно вопросы охраны окружающей среды, размещения захоронений и полигонов, и рециклинг отходов становятся основными показателями уровня развития стран.
Центр экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy) каждые два года составляет рейтинг самых экологических стран. Исследование экологической эффективности измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 24 показателей (качество воздуха, водоснабжение и санитария, тяжелые металлы, биоразнообразие и среда обитания, леса, рыболовство, климат и энергия, загрязнение воздуха, водные ресурсы и сельское хозяйство и т. д.), которые отражают различные стороны состояния окружающей природной среды и жизнеспособности её экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие климатическим изменениям, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии и борьбы с промышленными и бытовыми отходами. [1]
Исходя из отчёта Центра экологической политики и права при Йельском университете в десятку стран лидеров по экологической эффективности входят Швейцария, Франция, Дания, Мальта, Швеция, Великобритания, Люксембург, Австрия, Ирландия, Финляндия. Однако Россия находится только на 52 строчке данного рейтинга, что свидетельствует о наличии проблем экологии и природоохранной деятельности. Одними из показателей в которых уступает Россия является выделение в атмосферу парниковых газов таких как метан и углекислый газ [2]. Источниками образования парниковых газов могут быть как естественные процессы: перегнивание органического материала, горение, вулканическая активность, так и антропогенные факторы Сжигание ископаемых топлив (уголь, нефть и природный газ), выхлопные газы, разработка нефтяных месторождений, вырубка лесов — природных поглотителей углекислых газов. Так же крупнейшими источниками образования парниковых газов являются свалки твёрдых бытовых отходов (ТБО). Основной состав свалочного газа — это метан (40–75 %) и диоксид углерода (30–45 %). Эти газы относятся к парниковым газам. Помимо этого, свалочный газ содержит большое количество токсических органических соединений, которые и являются источником неприятного запаха. Каждый год из одной тонны ТБО образуется 4–5 м³ свалочного газа. При этом первые 15–20 лет при разложении одной тонны ТБО выделяется до 7,5 м3 биогаза в год, далее выделения сокращаются [3].
Значимое место в системе отходов занимают твёрдые бытовые отходы (ТБО) по данным отчётов Росприроднадзора они составляют около 8–12 % и представляют из себя отслужившие свой срок эксплуатации товары и изделия, остатки продуктов питания, образовавшиеся в системе ЖКХ и бытового обслуживания населения. Такая разнородность и сложность состава представляет сложность при вывозе и утилизации.
На диаграмме представлен усреднённый состав ТБО в России:
Санитарная очистка города от ТБО, т. е. — зачистка территорий, сбор, вывоз и утилизация (обезвреживание) твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), является одним из важнейших аспектов поддержания жизнедеятельности города и должна производиться в соответствии с регламентированными правилами. Организация санитарной очистки города Москвы осуществляется согласно Постановлению Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве» (с изменениями на 21 сентября 2016 года). Данное постановление устанавливает, что вывозом ТБО и КГМ должны заниматься мусоровывозящие организации и физические лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ.
Суть решения проблемы муниципальных отходов как раз и заключается в научно обоснованном ответе на вопрос: куда и как ТБО из мест образования удалять и что с отходами делать после удаления?
Цель ипостановка задачи
На основании выше сказанных предположений можно сформулировать цели и задачи работы.
Основной целью является анализ состояния сферы утилизации ТБО по Москве и области.
Задачи:
– Рассмотреть возможные способы санитарной очистки города и организации, занимающиеся данной деятельностью;
– Осуществить сбор и анализ данных по количеству накопленных ТБО по Москве и области (на полигонах и несанкционированных свалках);
– Определить основные способы утилизации ТБО и рассмотреть возможность масштабного внедрения систем рециклинга и вторичной переработки.
Методы работы
Сбор и анализ статистических данных.
Санитарная очистка города
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2017 году в России было произведено 274,5 млн куб. м твердых коммунальных отходов, что на 30 % больше, чем 10 лет назад.
И лидером по мусорообразованию является Москва, которая производит десятую часть отходов страны — 24 млн куб. м в 2017 году. На втором месте — Подмосковье (22 млн куб. м). Далее идут Краснодарский край (12 млн), Санкт-Петербург (11 млн), Самарская (10 млн) и Ростовская (9 млн) области [4].
Из данной статистики следует вопрос о том: как утилизировать столь большое количество отходов? Утилизация отходов представляет из себя сложный дорогостоящий процесс, который начинается от мусорного контейнера до конечной переработки. В мировой практике применяют разные системы и способы сборов и удаления ТБО. По характеру сбора бытовых отходов все системы и способы разделяются на две основные группы унитарные и раздельные. Унитарные представляют из себя сбор всех видов отходов в одну общую тару и совместное удаление на места обезвреживания, раздельные — это сбор отходов по компонентам в отдельную тару для пищевых отходов, пластика и бумаги.
В Москве единственными и широко используемым способом вывоза ТБО является — унитарный. Сбор и удаление отходов при вывозной системе выполняют подворным способом. При этом способе не отсортированные отходы из квартирных сборников через мусоропровод или непосредственно жильцами выгружаются в контейнеры для временного хранения, после чего специализированная техника совершает погрузку отходов и отвозит их до на места обезвреживания. Стоимость удаления отходов в значительной степени зависит от дальности перевозок и объёма отходов. Ссылаясь на сайты компаний, специализирующихся на вывозе мусора, в среднем цена вывоза отходов к месту захоронения или утилизации по Москве и области колеблется в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей за 10 тонн [5] [6] [7].
Средний радиус обслуживания территорий мусоровозами обычно не превышает 10–15 км, причиной этого является небольшая ёмкость контейнера мусоровоза. Мусоровоз с задней загрузкой является самым распространенным типом стандартного автомобиля, используемого для сбора различных отходов мусоровывозящими компаниями Москвы. Принцип работы данной спецтехники представляет из себя погрузку отходов в загрузочную ванну вручную или с помощью подъемника, затем происходит уплотнение отходов прессовальным устройством и их подача из загрузочной ванны в кузов мусоровоза. Процесс прессования отходов в кузове производится с помощью прессующей плиты либо вращающимся барабаном. Однако самая высокая степень сжатия возможна только при перевозке легко поддающихся сжатию мелких и органических отходов. По этой причине данный тип автомобилей применяется только для сбора ТБО, 65 % которого составляют бумага и пищевые отходы. Параметры максимальной грузовместимости и грузоподъемности мусоровозов с задней загрузкой составляют 5–27 м3, что соответствует 6–12 т. [8]. Основным видом мусорных контейнеров являются прямоугольные железные тары, объем которых 0,7–1,5 м3, следовательно из этого один автомобиль в среднем может обслужить около 20–25 контейнеров за одну поездку.
После заполнения кузова мусоровоз выезжает на свалку или перерабатывающую установку и разгружается через заднюю часть.
В то же время места обезвреживания ТБО по санитарным соображениям размещают на значительном расстоянии от города. Расчеты показывают, что вывоз бытовых отходов большегрузными кузовными мусоровозами становится эффективнее прямой транспортировки собирающими мусоровозами на расстояние более 15–30 км. В Москве проблема решается созданием мусороперегрузочных станций (МПС), где осуществляется перегрузка ТБО из малых транспортных средств в большегрузные.
К сожалению, такой способ сбора ТБО в целом происходит с малой эффективностью и порождает ряд проблем:
– Нехватка специализированной техники для вывоза мусора
– У мусоровозов малая вместимость
– отсутствует четкий график вывоза
– Неприятный запах от контейнеров находящихся на дворовых территориях
– Трудности в обеспечении возможности подъезда и остановки мусоровозов
Альтернативным способом санитарной очистки города является пневматическое удаление мусора. Пневматические системы трубопроводов за счет разницы давлений перемещают твердые бытовые отходы (ТБО) в центральные точки сбора (терминалы), где отходы уплотняют, герметизируют в контейнеры и затем транспортируют к переработке или захоронению. Мусор попадает в пневматическую систему с помощью специальных урн для мусора, которые расположены в зданиях или на открытом воздухе. Отходы в урнах собираются на дне, пока не достигнут значения, которое необходимо для транспортировки в терминалы. Автоматизированная система позволяет управлять сбором определенных видов мусора в нужное время. Когда отходы поступают в терминал, они попадают в циклонный сепаратор, который осаждает на дне твердые частицы мусора и уплотняет их, в то время как воздух попадает в фильтр. Фильтрующая ткань удаляет пыль и примеси, прежде чем выбросить использованный воздух в атмосферу. Размер и эффективность терминала зависят от длины и геометрии труб, количества приемов, а также от объема и рода мусора. Одним из улучшений системы является сбор раздельного мусора и его транспортировка в определенные сепараторы. Такая система является более дорогостоящей и требует дополнительного оборудования. Также за последние десять лет пункты приема стали оснащать магнитными картами и дисплеями, которые регистрируют объем отходов.
Самыми крупнейшие системы сбора мусора находятся в Испании, Швеции Великобритании, Франции и США. К сожалению, несмотря на успешное использование подземного пневмотранспорта отходов за рубежом, в России в настоящее время такой способ практически не используется. В Москве кое-где тоже уже работают пневматические мусоропроводы — например, в элитном жилом комплексе в Малом Левшинском переулке. Так же есть такая система и в домах в Северном Чертаново — районе, который застраивался к Олимпиаде-80. Для её разработки были приглашены шведы, так что система работает по сей день. Но о массовом внедрении вакуумных мусоропроводов во дворы и на улицы речи, конечно, не идёт, так дынный способ требует колоссальных вложений в исследование подземного пространства города, да и сама вакуумная система требует серьезных вложений — около 500 миллионов рублей на 10 000 квартир — но за 30 лет окупается, так как не надо ежедневно обслуживать сотни мусорных баков.
Данная система могла бы решить широкий спектр проблем в Москве, связанный с вывозом и утилизаций отходов. Образование наземных пробок — частое явление в Москве, которое возникает в часы пик, а также из-за различных ремонтных работ, аварий и погодных условий. Мусоровозы часто попадают в аварии и неблагоприятно влияют на экологию города. Внедрение подземного пневмотранспорта для сбора отходов может уменьшить потребность в мусоровозах на 60–75 %, что особенно благоприятно для центра города, где улицы наиболее узкие. Наряду с этим снизится необходимость ежедневного въезда громоздких мусоровозов в дворовые территории, что нередко представляет опасность для жильцов. Так же система не прекращает работу в затруднённых погодных условиях и экстренных ситуациях, например, при обильных снегопадах и дождях, которое затруднит движение наземного транспорта и затормаживает весь процесс сбора мусора.
Однако, в связи с тем, что в Москве продолжает использоваться низкоэффективная система подворного сбора ТБО, возникает необходимость исследовать способы переработки отходов после их вывоза.
Полигоны имусороперерабатывающие заводы
По данным проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Москве в 2017 году» [11], который опубликован на сайте Министерства природных ресурсов, в 2017 году около 4,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритные отходы — 1,2 млн тонн) образовано в жилом секторе города. Исходя из общего зафиксированного объема отходов, на каждого жителя столицы, включая детей приходится около 300 килограмм бытовых отходов ежегодно, и почти весь этот мусор едет на свалки. Обезвреживанию и использованию подверглось в 2017 году подверглось только 25 % этих отходов, остальные 75 % были отправлены на свалки и полигоны ТБО. В Московской области за тот же год образовалось 3,835 млн тонн отходов. Такая ситуация обуславливает появления ряда экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха почв и грунтовых вод, поэтому не удивительно, что Москва и область задыхаются от свалок.
Причину того, почему такой большой процент отходов идёт на захоронение, Государственный доклад не даёт, однако проведя анализ соотношения количества мусороперабатывающих заводов и полигонов в Москве и Московской области, ситуация проясняется.
По санитарным соображениям в Москве с 2012 года нет действующих полигонов. На территории города расположены три закрытых полигона твердых бытовых и промышленных отходов (полигон ТБО «Некрасовка», полигон ТБПО «Саларьево», полигон ТБО «Малинки») и два действующих завода по обезвреживанию ТБО (ООО «ЕФН — Экотехпром МСЗ 3», «Спецзавод № 4»).
По состоянию на 1 января 2017 г. на территории Московской области эксплуатировались 19 полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов, зарегистрированы в государственном реестре объектов размещения отходов [10] [https://e-ecolog.ru/groro]: ТКО «Озеры», ТКО «Малая Дубна», ТКО «Каргашино», ТКО «Егорьевский», ТКО «Сабурово», ТКО «Торбеево», ТКО «Лесная», ТКО «Ядрово», ТКО «Непейно», ТКО «Воловичи», ТКО «Храброво», ТКО «Алексинский карьер», ТКО «Шатурский», ТКО «Астапово», ТКО «Тимохово». В 2017 г. прекратили прием отходов полигоны «Кучино», «Каурцево», «Кулаковский» и «Царево».
Схема расположения объектов обработки, обезвреживания и размещения отходов (как существующих, так и планируемых) [12].
Однако, по данным Приложения к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2017 № 984/47 «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Московской области» больше половины существующих полигонов планируется закрыть в ближайшие 5 лет. Отсюда возникает вопрос о том, куда будут свозиться и где утилизироваться отходы из Москвы и Московской области, суммарное количество которых за год составляет около 8,5 миллионов тонн в год.
Действующие мусоросжигательные заводы Москвы: ООО «ЕФН — Экотехпром МСЗ 3», «Спецзавод № 4» имеющие в сумме производительность 610 тыс тонн в год могут обеспечить утилизацию не более 20 % отходов Москвы, образовывающихся за год. Остальные же отходы складируются на областных полигонах вместе с отходами Московской области, однако ресурсы полигонов не бесконечны. В связи с со скандальным произведённым за один день закрытием по указу Президента РФ в 2017 году полигона «Кучино», возникла колоссальная нагрузка на другие полигоны Московской области. По данным СМИ полигон «Кучино» принимал ежедневно до 800 грузовиков в день, необходимо перераспределять данный «мусорный поток» на Подмосковные полигоны, которые зачастую отказываются принимать отходы из-за перегруженности.
В связи с перенагрузкой 15 функционирующих полигонов в Московской области возникает и другая проблема Подмосковного мусорного пейзажа — нелегальные свалки. Большое количество стихийных навалов мусора и свалок образуется по разным причинам — это и недостаточный ведомственный контроль, и криминальная составляющая, и банальная безответственность образователей отходов. Дачники и жители коттеджных поселков зачастую вообще не заключают договоры на вывоз мусора и просто выбрасывают мусор за свою территорию, либо заключают с непроверенными компаниями, которые в целях экономии везут отходы на нелегальные свалки. Точных оценок количества нелегальных свалок в Подмосковье не может дать никто, поэтому цифры разнятся. Так, например, летом 2017 года инспекторами Госадмтехнадзора Подмосковья было выявлено 5 442 свалки и навалов мусора. Из них 578 — это большие свалки, 3,8 тысячи очаговых навалов мусора, 1,5 тысячи небольших навалов. По данным Общероссийского народного фронта, на интерактивной карте свалок в Подмосковье на 2017 год было отмечено 459 незаконных свалок [13].
Распоряжением Министерства от 27.12.2017 № 870-РМ утверждены корректировки 13 инвестиционных программ организаций, эксплуатирующих полигоны ТКО Московской области. На ближайшие 3 года до 2021 года правительство Москвы совместно с муниципальными образованиями Московской области были разработаны мероприятия по снижению негативного влияния полигонов на окружающую среду и здоровье человека.
Данные программы включают в себя разработку проектной документации, включающей в себя строительство очистных сооружений, ограждений, установку специального комплекса, контроля въезда и выезда транспорта на полигоны.
Для создания и налаживания системы обращения с отходами, были предложены и проанализированы различные варианты модернизации уже существующих полигонов и строительство на их территории мусороперерабатывающих заводов.
Проанализировав различные варианты размещения таких объектов, было принято решение о строительстве мусороперерабатывающих заводов вблизи следующих полигонов.
К ним относятся:
1) полигон ТКО «Алексинского карьера» поблизости от Клина;
2) полигон ТКО «Храброво» поблизости от Можайска;
3) полигон ТКО «Воловичи» поблизости от Коломны;
4) полигон ТКО «Непейно» поблизости от Дмитрова;
5) полигон ТКО «Ядрово» поблизости от Волоколамска.
Данные полигоны были выбраны в результате проведенного анализа, поскольку они отвечали требованиям, таким как:
- Вблизи этих полигонов находились земельные участки, являющиеся собственностью Московской области;
- Были соблюдены санитарно-эпидемиологические нормы;
- Инженерные изыскания участка на предмет и возможность размещения на нем мусороперерабатывающего завода.
В ходе проведенного анализа были подобраны также для строительства новых полигонов 3 новые площадки: в районе городского поселения Серебряные пруды, в Сергиево-Посадском районе, в городском поселении Кашира.
Эти площадки расположены преимущественно в восточной и юго-восточной части Московской области, наиболее густонаселенной и имеющей дефицит инфраструктуры. Строительство мусороперерабатывающих комплексов позволяет снизить количество захораниваемых отходов. Вместе с тем, термическое обезвреживание твердых коммунальных отходов при высокой температуре обеспечивает лучший экологический эффект, чем размещение отходов на полигонах.
На таких заводах при термическом обезвреживании отходов выбросы в воздух вредных веществ не будут превышать уровня характерных для обычных тепловых станций. После такого термического обезвреживания отходов количество их значительно снизится и это позволит в дальнейшем отказаться от строительства уже новых полигонов, т.е необходимость в них отпадет.
На период до 2020 года правительством РФ в рамках реализации проекта «Чистая страна» и программа «Охрана окружающей среды» предусмотрено на территории Московской области построить 4 завода по термическому обезвреживанию отходов. Необходимость строительства данных заводов так же обусловлена проведением с 2017 года реновации малоэтажных домов в городе Москве, что приведёт к накоплению не только ТБО на Подмосковных полигонах, но и строительного мусора, по предварительным подсчётам Правительства Москвы составит около 53 миллиона тонн [14].
Проанализировав различные варианты размещения этих отходов было принято решение разместить их по периметру малого Московского бетонного кольца или непосредственно вблизи него.
Текущие и перспективные потребности в обезвреживании и размещении отходов Московской области и г. Москвы возможно обеспечить за счет строительства 4 заводов по термическому обезвреживанию мощностью 700 тыс. т каждый год. Половина мощности заводов будет зарезервирована для термического обезвреживания твердых коммунальных отходов, поступающих из Москвы. Наилучшими земельными участками для их расположения, отвечающими требованиям природоохранного законодательства, использование которых позволит минимизировать расходы на транспортирование отходов, являются площадки в районе Наро-Фоминска, Солнечногорска, Ногинска и Воскресенска.
Сортировка ТБО
Для создания на территории Москвы и московской области эффективной системы накопления коммунальных отходов требуется организация дополнительных контейнерных площадок. Также около 73 % контейнеров для накопления отходов подлежат замене.
В Москве в районах многоквартирных домов устанавливаются новые контейнеры ёмкостью 1,1 куб.м, 2,5 куб. м. и 5 куб.м. В московской области около жилых домов устанавливаются пластиковые или металлические баки емкостью от 0,12 до 0,24 куб.м для раздельного накопления отходов.
Во всем объеме твердых коммунальных отходов содержится порядка 30 % вторичного сырья по объему, что соответствует порядка 10 % по массе, а именно (по массе): 1,5 % металлы, 3 % стекло, 3 % бумага, 2,5 % полимерные материалы. Раздельное накопление твёрдых отходов осуществляется в различных контейнеров для различных видов отходов. Такое накопление производится путём использования большого количества контейнеров различных по цвету. Минимальный стандарт системы раздельного накопления отходов — это двухконтейнерная система. Принцип этой системы заключается в разделении отходов на 2 составляющие, такие как:
- полезные вторичные компоненты (бумага, картон, металл и стекло)
- прочие отходы (пищевые отходы и растительные отходы)
В настоящее время современные сортировальные станции находятся в Дубне и Мытищах. После сортировки отходов на станции их транспортируют до объектов переработки. На территории московской области находится 20 объектов вторичной переработки отходов.
Схема расположения заводов вторичной переработки отходов в Московской области [12].
На этих предприятиях перерабатываются такие отходы, как бумага и картон, стекло, пластик, металл, шины и отходы эклектического и электронного оборудования. мощности этих перерабатывающим предприятий недозагружены.
Более 70 % твердых отходов можно вторично использовать. На территории Москвы и московской области работает множество предприятий по переработке мусора. Можно выделить следующие предприятия:
- ООО «ЗПП Пларус», АО «РБ групп» и другие, осуществляют вторичную переработку пластика.
- ООО «МК», ООО «Тара -Трейд», осуществляют переработку бумаги и картона.
- ООО «ЭкоРесурс», ООО «ЭкоСтекло, осуществляют вторичную переработку стекла.
- ЗАО «Петромакс», ООО «СтройПроектФинанс» осуществляют переработку металлов.
В процессе рециклинга из отходов получаются различные материалы, например строительные материалы, органические удобрения и тепловая энергия.
Заключение
Рассмотрев состояние сферу утилизации бытовых отходов в Москве и Московской области, можно сделать выводы о ряде существующих проблем. Во-первых, Москва и Московская область нуждаются в строительстве современных мусороперерабатывающих заводов в связи с проведение полномасштабной программы по закрытию и рекультивации полигонов. Во-вторых, стоит более эффективнее развивать принцип раздельного сбора мусора, повышать культуру раздельного сбора мусора среди населения и информировать о пунктах сбора пластика и макулатуры. Так же правительству Москвы стоит задуматься об альтернативных способах санитарной очитки города. Как например система пневматического сбора отходов, которая позволяет решить ряд проблем, связанных с процессами сортировки и перевозки отходов.
Литература:
- Индекс экологической эффективности URL:https://epi.envirocenter.yale.edu/epi-topline
- Индекс экологической эффективности. Россия.URL: https://epi.envirocenter.yale.edu/epi-country-report/RUS
- http://urban.plandex.ru/svalka_musora
- Роспроднадзор URL: http://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-rpnstatf2tpcities
- Утилизация отходов в Москве и области URL:http://www.e-util.ru/utilizacija-tverdyh-bytovyh-othodov/
- http://www.sadrin.ru/uslugi/utilizaciya_tbo.html.
- http://marktrade.ru/
- Уланова О. В., Салхофер С. П., Вюнш К Комплексное устойчивое управление отходами. Жилищно-коммунальное хозяйство: учебное пособие. Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2016.
- https://moseco.livejournal.com/253549.html
- Государственный реестр размещения отходов URL: https://e-ecolog.ru/groro
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Москве в 2017году» URL:https://www.mos.ru/eco/documents/doklady/view/217165220/
- Приложения к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2017 № 984/47 «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Московской области» URL:https://rsbor-msk.ru/wp-content/uploads/2017/09/2018-террсхема-по-обращению-с-отходами-Московской-области.pdf
- Интерактивная карта свалок URL: http://kartasvalok.ru/
- https://stroi.mos.ru/news/rienovatsiia-zhil-ia-v-moskvie-ozhivit-rynok-pierierabotki-stroitiel-nogho-musora-khusnullin