Определено, что управление рисками логистической системы предприятия следует рассматривать как целенаправленный процесс воздействия субъекта логистической системы предприятия на возможность возникновения опасности в работе звеньев логистической цепи с помощью специальных методов и средств.
В статье дано определение логистическому риску, выделены методы оценки рисков в логистике, способы воздействия на риски, выделены виды логистических рисков.
Ключевые слова: логистика, оценка логистических рисков, система управления логистическими рисками, анализ, эффективность, предприятие, прибыль.
It was determined that the risk management of the logistics system of an enterprise should be considered as a targeted process of influence of the subject of the enterprise logistics system on the possibility of danger in the work of the links of the logistics chain with the help of special methods and means.
The article defines logistical risk, outlines methods for assessing risks in logistics, ways to influence risks, identifies types of logistical risks.
Keywords: logistics, assessment of logistics risks, a system of management of logistics risks, analysis, efficiency, company, profit.
Как показывает мировая практика, на современном этапе хозяйствования эффективность и результативность деятельности предприятия прежде всего зависит от взвешенности и обоснованности выбранной им логистической стратегии и использования логистических принципов в управлении.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что применение логистического подхода на практике позволяет существенно повысить прибыльность и качество логистического обслуживания, что, в свою очередь, обеспечивает предприятию существенные конкурентные преимущества. Наряду с применением логистического подхода возникает необходимость учета рисков в функционировании логистической системы.
Под логистическим риском понимают опасность возникновения задержки в работе цепи поставки, срыв поставок или нарушения в работе одной или нескольких звеньев цепи [1].
Логистическая система находится под влиянием рисков, сопровождающих функционирование любого рыночного субъекта [2].
Появление рисков, присущих всем звеньям логистической цепи (от поставки материальных ресурсов поставщиками до доставки готовой продукции потребителям) в логистической деятельности связано с ошибками или просчетами в управлении материальными и сопутствующими потоками, неучитыванием определенных рыночных условий (опоздание поставок сырья на предприятия, некомплектности заказов, неправильно рассчитан объем закупок и т. д.).
Подсчеты специалистов показали, что сокращение логистических издержек на 1 % эквивалентно около 10 % увеличение объемов продаж. Судя по приведенным показателям, можно без сомнения утверждать о важности правильной, компетентной, образованной организации логистических процессов предприятия.
Возникновение рисковых ситуаций с осложнением логистического процесса неизбежно привлекает пристальное внимание к проблемам управления логистическими рисками. Систематизировав все классификационные признаки, можно выделить следующие основные группы рисков в процессе функционирования логистических систем: политические, макроэкономические, коммерческие, риски реализации, риски таможенного оформления, транспортные. Следует подробнее остановиться на приведенных группах риска. Классификация рисков логистических систем приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация рисков логистических систем
Возможность оценки риска на этапе планирования и выполнения логистических процессов является необходимой особенностью для активного управления рисками. Чтобы обеспечить упреждающее управление рисками в сложных логистических системах, необходимо провести хорошо структурированный и широкий анализ рисков [3]. Целью этого анализа рисков является идентификация информации, которая имеет отношение к оценке риска. Именно начало процесса управления рисками является основой для всех последующих процессов. На ранней стадии идентификация риска позволяет оказывать влияние на логистический процесс, поэтому можно избежать или снизить риск, который может поставить под угрозу успех процесса. По этой причине необходимо выявить все возможные факторы риска.
Исследование процессов управления логистическими рисками целесообразно начинать с создание команды экспертов. В группу экспертов для оценки рисков необходимо пригласить специалистов из разных сфер деятельности: менеджеров, экономистов, математиков, программистов, страховщиков тому подобное. Эти специалисты анализируют и оценивают понятие «риск» (в логистике) на основе собственного опыта и профессиональной компетенции. Необходимо достичь однозначности в подходах к рискам, которая устанавливается регламентами компании и внутренней документацией организации.
В большинстве случаев невозможно полностью устранить риск, его можно только снизить до приемлемого уровня, когда он перестает быть опасным. Если риск является приемлемым, то логистическое решение может быть принято, если он представляет опасность, то требуется применение методов управления рисками, которые могут снизить его до приемлемого уровня.
Целями управления рисками являются систематический поиск рисков, связанных с конкретными процессами, анализ выявленных рисков и их полная ликвидация или, по крайней мере, снижение уровня выбора предельного риска и осуществление надлежащей безопасности и гарантий.
Процесс управления рисками включает применение логических и систематических шагов. Чтобы достичь максимальной выгоды, необходимо управлять рисками (идентификация опасности, оценка рисков, риски лечения, мониторинг рисков...) так, чтобы они были инициированы на первом этапе проекта и продолжать управлять рисками на всех остальных этапах [4].
Анализ рисков — это процедура выявления факторов рисков и оценки их значимости. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий. Оценка рисков — это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.
Американский эксперт Б. Берлимером предложил при анализе использовать некоторые предположения: Потери от риска независимы друг от друга. Потеря в одной области деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери в другой (за исключением форс-мажорных обстоятельств). Максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника [5].
Эффективное управление — это ключ к успеху, особенно в управлении цепочками поставок. В последнее время все больше и больше предприятий поручают часть своей деятельности внешним субподрядчики. Предприятия используют аутсорсинг в основном для оптимизации своих расходов. Роль аутсорсинга логистики для всех или части логистических операций организации постоянно растет. Основным движущим фактором аутсорсинга логистики является внешнее управление процессом интеграции цепочки поставок, развитие основного бизнеса, снижение эксплуатационных расходов и необходимость улучшения качества логистических услуг [6].
В качестве примера транспортного аутсорсинга можно рассмотреть компанию Avon. В начале 90-х. Avon (мировой лидер на рынке парфюмерии и косметики с годовым объемом продаж в 8 миллиардов долларов) построила и сохранила свой собственный парк автомобилей. Однако, постепенно руководство компании пришло к решению оптимизации этого процесса как с точки зрения качества, так и с точки зрения стоимости предоставления услуг. Так как основным бизнесом Avon является прямая продажа продуктов, а не их доставка. Благодаря передачи функций доставки на аутсорсинг, компания значительно сократила затраты на управление автопарком, ускорила обслуживание клиентов и повысила лояльность покупателей.
Таким образом, транспортно-логистические компании в своей хозяйственной деятельности сталкиваются с большим количеством рисков, которые необходимо выявить, оценить и минимизировать. Расходы на предупреждение рисков меньше, чем убытки от их последствий. А значит, обеспечить экономическую эффективность системы доставки грузов можно, только потратив определенные средства на предотвращение или минимизацию рисков. Основная проблема оценки рисков транспортно-логистических компаний является выявление перечня рисков и выбор метода воздействия на него. Управлять всеми рисками невозможно, поскольку это требует значительных финансовых и кадровых затрат. Так что в дальнейших исследованиях необходимо классифицировать виды логистических рисков по степени их важности, оценить последствия их реализации, размеры ущерба и определить способы минимизации рисков.
Литература:
- Что такое логистика [Электронный курс]: определение логистики. URL: http://www.ec-logistics.ru/logistika.htm
- Ennouri W., Risks management: new literature review // Polish journal of management student, 2013.
- Сергеева В. И., Корпоративная логистика // Книга для студентов, 2013.
- Дудинская М. В., Управление логистическими рисками в цепях поставок металлургических компаний // Диссертация кандидата экономических наук, 2009.
- Jens Schumacher, Methods of RiskAssessment and their suitability in a logistic environment // ResearchGate, 2005.
- Jiangye Zhao, Zhu Zhu, Risk investigation of logistics management and logistics method in the Chinese non-metallic mineral industry // Hogskolan I Gavle, 2013.