Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Г. Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 343-347. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54751/ (дата обращения: 16.11.2024).



Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

К. Д. Ушинский

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта на дорогах России, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит дорогу, перекресток самостоятельно.

Современный человек постоянно находится в социуме. Социум обязывает его выполнять по жизни различные роли: в семье он сын, дочь, внук, мать, отец; в доме — жилец; на улице — пешеход и водитель; в транспорте — водитель и пассажир; в больнице — доктор и пациент; в магазине — продавец и покупатель… Познакомить детей с типичными нормами поведения в различных социальных сферах — одна из задач дошкольной организации. [1, с.3]

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо. [2, с.3]

Наш детский сад «Солнышко» — сельское дошкольное учреждение, но оно расположено в центре крупно населенного пункта, рядом с детским садом несколько транспортных перекрестков, часть детей идут в детский сад и возвращаются домой по достаточно оживленной дороге, по которой движется и частный транспорт, и большегрузные автомобили сельскохозяйственных предприятий, расположенных неподалеку от населенного пункта. Поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма, проблема дорожной безопасности детей — одна из самых актуальных на сегодня. И для этого в ДОУ создана эффективная система работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

– снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

– развитие психофизиологических качеств ребенка;

– формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду — подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших.

В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей придерживаюсь принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.

В своей работе по формированию безопасности детей на дороге опираемся на рекомендации раздела «Работа воспитателя» методического пособия Т. Ф. Саулиной «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»:

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

– Правила светофора: красный свет — дороги нет, желтый свет — предупреждение, зеленый свет — путь открыт.

Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!

– Пешеходный переход — «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», — необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).

– Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.

На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:

– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, — на тротуаре;

– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.

При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.

Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна.

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.

При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.

Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);

информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике. [3, с.6]

Для решения поставленных задач в д/с о/в «Солнышко» есть необходимые условия:

– в целях обогащения развивающей среды, в методическом кабинете собран методический материал по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, который включает материал по планированию, проектной деятельности ДОУ, папки с дидактическим материалом, иллюстративный материал для работы с детьми. Имеется учебное пособие на дисках: «Безопасность на дороге», а также наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, настольно — печатные игры, методическая художественная литература, литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений. В каждой возрастной группе ДОУ созданы «уголки безопасности», то есть игровой комплекс по дорожному движению в соответствии с возрастными особенностями: макеты улиц с односторонним и двусторонним движением; макеты дорожных знаков, светофоры; атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм;

– в целях пропаганды безопасного движения и профилактики детского ДТТ в холле ДОУ оформлен информационный просветительный стенд «Дорожная безопасность», на страницах которого содержится информация для детей и родителей (законных представителей) обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической направленностью;

– на территории детского сада создана площадка безопасности движения «Детская дорожная площадка»сразметкой, с перекрестком, «островком безопасности», пешеходной дорожкой, а также укомплектована необходимыми атрибутами для проведения игр: детскими автомобилями, дорожными знаками, детскими нагрудными знаками, жезлом регулировщика. Именно здесь мы помогаем детям познать азы дорожной азбуки.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста параллельно ведется с социальными институтами детства: МБОУ «Новенская СОШ, СП МКУК «ЦБИР» Новенской сельской модельной библиотекой, ОГИБДД ОМВД России по Ивнянскому району (имеются совместные планы работы), библиотека, краеведческий музей, Дом культуры. Все это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности ДОУ, системности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, осуществлению сотрудничества с социальными партнёрами; создания положительного имиджа детского сада среди жителей села и близлежащих территорий.

Работу выстраиваем на принципах активного вовлечения родителей воспитанников и специалистов Управления ГИБДД в образовательный процесс, что способствует обеспечению безопасности всех участников образовательного процесса. В воспитательно-образовательном процессе уделяем большое внимание передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

В процессе занятий с детьми используем, и умело сочетаем различные методы: игровые, наглядные, практические, словесные. Активно применяется иллюстративный материал: картины «Перекрёсток», «Транспорт», «На улицах города»; плакаты по правилам дорожного движения «Палочка — выручалочка», «Правила — наши помощники».

Наиболее эффективные приёмы: создание проблемных ситуаций, решение противоречий, мозговой штурм, акции. Ежегодно с детьми и родителями и сотрудниками ГИБДД проводим социально-значимые акции, цель которых помочь детям закрепить навыки безопасного поведения на дороге, а водителям напомнить, что надо быть постоянно внимательными на дороге и уважать пешеходов, а также обратить внимание жителей села Новенькое на ответственное соблюдение правил дорожного движения, необходимость применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. Например, были проведены такие акции: «Пристегнись и улыбнись», «Водитель, помни о жизни своей и моей!», «Безопасным дорогам скажем — Да!». Специально для водителей дети готовят плакаты, листовки и смайлики, в которых в стихотворной форме говорится о том, как соблюдать безопасность на дорогах, используя ремни безопасности и детское удерживающее устройство.

Ознакомление и закрепление знаний о правилах поведения на улице осуществляется также при пересказе художественных произведений, заучивании стихотворений, составлении рассказов по картине, серии картин с последовательно развивающимся сюжетом на тематику правил поведения на улице; при составлении творческих рассказов. Интересны задания по нахождению ошибок в картинках, в поведении её героев. Найдя ошибку, дети самостоятельно определяют правильное действие; делают соответствующие выводы, умозаключения, формулируют правила; придумывают продолжения сюжета.

Систематически проводим целевые прогулки и экскурсии по селу с целью ознакомления дошкольников с улицами, транспортом, дорожными знаками, правилами пешеходов. В ходе экскурсий дети классифицируют различные виды транспорта, знакомятся с дорожными знаками, пешеходным переходом; анализируют соблюдение правил другими людьми; вместе с воспитателями переходят дорогу по пешеходному переходу, т. е. учатся быть грамотными пешеходами в реальной обстановке. Мы стремимся сделать соблюдение правил детьми нормой поведения, привычкой, поэтому большое внимание уделяем формированию сознательного отношения к выполнению правил. В этом помогают проблемные беседы: «Что случится, если не соблюдать правила дорожного движения?», «Что будет, если исчезнут все дорожные знаки?», «Может нам не нужен светофор?», «Если бы не было тротуаров», «Если водители и пешеходы не будут уважать друг друга?».

Знания, полученные детьми в процессе образовательной деятельности, в ходе экскурсий, дети отражают в своих поделках и рисунках. Дошкольники придумали агитационные плакаты: «Обращение к водителям», создали творческие работы на тему: «А я придумал новый дорожный знак», используя для этого различные материалы.

Организация досуговой деятельности с детьми позволяет в красочной форме представлений и развлечений закреплять знания о правилах дорожного движения. Тематика праздников, викторин: «Как Зайка — зазнайка познакомился с правилами дорожного движения», «Правила дорожные детям знать положено», «Путешествие в мир дорожных знаков», «Страна ПДДейка». Очень интересны и поучительны эстафеты: «Дорожные эстафеты», «Грамотные водители и пешеходы», «Три волшебных глаза».

С целью пропаганды правил дорожной безопасности в детском саду организована агитбригада «Светофор», целью которой является пропаганда ПДД среди детей и взрослых своего села. Частушки, сценки для агитбригады сочиняют дети вместе с родителями.

Каждый из нас понимает, что только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используем такие формы взаимодействия с семьей:

– информация на стендах для родителей, в папках-передвижках на тему: «Уроки дорожной безопасности», «Предвидеть + научить = уберечь!», «Дети и дорога»;

– родительские собрания, беседы с участием инспектора ОГИБДД;

– совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я — пешеходная семья»; «Соблюдай ПДД и не будет ДТП»);

– викторина для родителей и детей «Правила движения достойны уважения»;

– выставки семейных творческих работ «Моя семья за безопасность»;

– семейный конкурс «В автомобильном кресле место классное — место безопасное», по итогам которого создан детский сборник стихов (в электронном и бумажном вариантах) о роли, правилах и пользе применения автомобильных кресел, предназначенных для перевозки юных пассажиров. Авторами стихов и рисунков являются дети и их родители.

В учреждении разработана схема-маршрут движения детей-воспитанников МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое. По просьбе воспитателей родители уточняют с детьми названия улиц, по которым они идут в детский сад, название встречающихся дорожных знаков, вспоминают правила движения по тротуару и перехода через дорогу.

Благодаря слаженной работе коллектива у нас за 3 года не зарегистрировано ни одного случая детского дорожно-транспортного травматизма.

Расширились связи с социальными институтами детства, в учреждении стали чаще бывать сотрудники ГИБДД.

Литература:

  1. Баринова Е. В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития/Е. В. Баранова. — Изд. 2-е, пераб. — Ростов и/Д: Феникс, 2014. — 91, [4] с. — (Сердце отдаю детям)
  2. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64с. (Модули Программы ДОУ).
  3. Т. Ф. Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 112с.: цв. вкл.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский сад, ребенок, дорога, организованная образовательная деятельность, правило, пешеходный переход, голубой цвет, детский дорожно-транспортный травматизм, знак.


Похожие статьи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения через организацию культурных практик

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Похожие статьи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения через организацию культурных практик

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Задать вопрос