В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.
Ключевые слова: личность, самоотношение, студенты-психологи.
В современном мире большое значение уделяется личности человека и ее составляющим. Наиболее остро этот вопрос стоит в студенческой среде. Период студенчества является важным в жизни каждого человека. Это время характеризуется интенсивной социализацией, становлением мотивационной сферы, сферы интересов, выражением самостоятельности, пониманием самостоятельной учебной и профессиональной деятельности и так далее.
Личность человека исследователи чаще всего рассматривают с трех сторон: с социальной, с психологической и с физиологической. Рассмотрим психологическую сторону подробнее. В нее входит направленность, темперамент, характер, способности, от которых зависит характер протекания психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. В личности студента, как и любого другого человека, важную роль играет отношение к себе. Оно включает в себя множество компонентов: самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самопринятие, самоуверенность, самопонимание, саморуководство и так далее.
В своем исследовании я решила подробнее рассмотреть такие характеристики как самоинтерес, самоуважение и самопринятие. Ученые определяют самоинтерес как степень близости к самому себе, способность общаться со своим «Я», умение проявить интерес к своим мыслям и чувствам. Самоуважение — это не только способность уважать себя, но и вера в себя и в свои силы, оценка своих сил и способностей, контроль за собственной жизнью. Самопринятие- способность личности принимать себя, а также это понятие определяют как удовлетворенность своими качествами с реалистичным признанием своих ограничений.
В исследовании использовалась методика «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) и ее отдельные шкалы: шкала самоуважения, самопринятия и самоинтереса. Базой для проведения диагностики выступил Астраханский государственный университет, факультет психологии. Выборка составила 20 человек.
На рисунке 1 представлены результаты исследования по показателям самоуважения. У 45 % опрошенных данный признак выражен, это значит, что студенты, обучающиеся на факультете психологии, способны уважать себя и верить в свои силы, могут давать оценку своей значимости. У 35 % респондентов этот признак ярко выражен на фоне остальных. Данный признак не выражен у одной пятой обучающихся.
Рис. 1. Показатели самоуважения у студентов-психологов
На рисунке 2 представлены результаты исследования по показателям самопринятия. У 40 % респондентов данный признак не выражен и у 40 % опрошенных он ярко выражен. Это говорит о том, что не все студенты-психологи способны принимать себя, свои мысли и чувства без самообожания или самоосуждения. Можно сделать вывод о том, что большинство студентов все же имеют высокие показатели по данной шкале.
Рис. 2. Показатели самопринятия у студентов-психологов
На рисунке 3 представлены результаты по шкале «Самоинтерес». У 65 % респондентов этот признак ярко выражен. Следовательно, можно говорить о том, что у студентов-психологов не возникает проблем в самопознании, изучении себя, анализе своих возможностей и перспектив развития личности. В тоже время примерно у одной трети студентов этот признак не выявлен. Это говорит о том, что не все студенты способны заглянуть в себя и изучать свое «Я».
Рис. 3. Показатели самоинтереса у студентов-психологов
Таким образом, изучаемые показатели у студентов-психологов находятся на должном уровне. Это означает, что их внутреннее состояние находится в гармонии. Можно говорить о том, что будущие специалисты будут компетентны во многих профессиональных вопросах.
Литература:
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — М.: Большая Рос. энцикл., 2009.
- Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Издательство Московского ун-та, 1987.
- Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Наука, 1991.
- Колышко, А. М. Психология самоотношения [Текст]: учебное пособие/ А. М. Колышко. — Гродно: ГрГУ, 2004.
- Портнова, Ю. М. Самоотношение как важнейший компонент самосознания. / Ю. М. Портнова // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика. Нижегор. гос.архитектур.-строит. унт. Н. Новгород, 2006.