Данная статья описывает исследование среди преподавательского и руководящего состава ДШИ с целью выявления их профессиональной и личностной готовности к обеспечению учебных и личных достижений обучающихся.
Ключевые слова: исследование преподавательского состава, дополнительное образование, ДШИ.
Сегодня к дополнительному образованию, не смотря на его особенности, предъявляются те же требования, что и к любой педагогической деятельности. Одним из главных требований является результативность.
Важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей. Поэтому неотъемлемой частью педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования является мониторинг.
Целью следующего этапа реформы образования является обеспечение образовательных и личностных достижений обучающихся. Исследование среди преподавательского и руководящего состава ДШИ с целью выявления их профессиональной и личностной готовности к обеспечению учебных и личных достижений обучающихся.
Исследование проводилось по различным аспектам.
Одним из аспектов, характеризующих готовность учреждения дополнительного образования к новому этапу — уровень информированности педагогов о своей цели. В основном хорошая подготовительная работа с педагогами, включающая обсуждение содержания, целей и методов нового этапа реформы (см. табл.1).
Таблица 1
Работа по подготовке |
Оценка педагогов |
Оценка завучей |
Обсуждение содержания (%) |
83 |
90 |
Обсуждение задач (%) |
76 |
85 |
Обсуждение методов (%) |
71 |
78 |
Переоценка самооценки своей деятельности по сравнению с чьей-либо экспертной оценкой является довольно распространенным явлением. Этим объясняются различия в оценках завучей и учителей. Выступая в качестве экспертов, то есть, оценивая готовность своих коллег к новому этапу реформирования, педагоги оценивали уровень информированности работников своего учреждения значительно ниже собственного (см. рис. 1).
Сравнительная картина осознания понимания содержания, задач и методов следующего этапа реформирования регионального образования с учетом экспертных оценок и самооценок педагогов.
Рис. 1
Большинство работников сферы дополнительного образования достаточно уверены в своем личном понимании содержания своей цели-обеспечении образовательных и личностных достижений обучающихся и задач, стоящих перед учебным заведением. Методы решения этих проблем многими преподавателями вообще не реализуются или о них имеется очень смутное представление.
Самооценка завучами своего вклада в организацию обсуждения содержания, методов и задач явно завышена (см. рис. 2).
Рис. 2
Очевидно, что для повышения уровня готовности педагогов к обеспечению достижений учащихся следует повысить уровень методической деятельности УДО. Особое внимание следует обратить на разъяснения педагогам содержания и методов, необходимых для достижения поставленных задач.
При анализе психологической готовности педагогов дополнительного образования к обеспечению достижений учащихся обозначился трезвый и обдуманный подход к идее реформирования (см. табл. 2).
Ранговый ряд положительных ожиданий педагогов от профессиональной деятельности в рамках нового этапа реформирования образования
Таблица 2
№ |
Ответы учителей |
% |
1. |
Необходимость методической помощи |
70,1 % |
2. |
Потребуются значительные финансовые вложения в условия обучения |
40,3 % |
3. |
Потребуется переобучение педагогов |
28,5 % |
4. |
Потребуется внутренняя перестройка |
26,6 % |
5. |
Потребуются значительные изменения в системе образования, то есть “наверху” |
20,6 % |
6. |
Потребуется время (успех, но не сразу) |
15,8 % |
7. |
Положительные ожидания при любых условиях |
15,4 % |
8. |
Нет четкого мнения на этот счет |
3,7 % |
Никто из педагогов не выразил отрицательных ожиданий.
Таблица 3
№ |
Ответы завучей |
% |
1. |
Необходимость методической помощи |
78,5 |
2. |
Потребуются значительные финансовые вложения в условия обучения |
47,3 |
3. |
Потребуется внутренняя перестройка |
34,4 |
4. |
Потребуется время (успех, но не сразу) |
48,5 |
5. |
Положительные ожидания при любых условиях |
83,1 |
6. |
Невозможность полного методического обеспечения |
80 |
7. |
Психологическая неготовность работников |
42,6 |
8. |
Отсутствие финансов |
60 |
9. |
Общие для страны трудности |
38,9 |
Мнения завучей значительно отличаются от результатов опроса педагогов. (Таблица 3)
Положительные ожидания составляют 83,1 %, при которых завучи считают важным условием успеха методическую помощь (78,5 %), финансовое обеспечение (47,3 %), внутреннюю настройку работников (34,4 %), а также отмечают, что на все понадобится время (48,5 %). В своих отрицательных ожиданиях завучи более всего обеспокоены невозможностью полного методического обеспечения (80 %), отсутствием финансов (60 %), психологической неготовностью работников (42,6 %) и общими для страны трудностями (38,9 %).
В исследовании профессиональная компетентность просматривалась через выявление умения анализировать результаты своей деятельности на различных уровнях, умение индивидуально подходить к обучению и к анализу результатов, и через самооценку наличия результатов своей деятельности, уровень теоретических знаний в области преподаваемого предмета, владение коммуникативными навыками.
Анализ вопроса наличия результатов деятельности педагогов показал невысокий уровень получения устойчивых результатов с точки зрения достижений учащихся, хотя степень понимания педагогами необходимости не только группового, но и индивидуального наблюдения и анализа очень высока. Практически все педагоги и завучи считают, что имея за плечами опыт, несложно видеть и анализировать свои успехи и трудности, анализировать собственную деятельность, раскрыть на методическом семинаре свои успехи и свои неудачи, чтобы предостеречь коллег от подобных ошибок. Завучи, оценивая педагогов, считают, что им больше удается видеть свои трудности и успехи, менее удается анализ и еще менее — умение предостеречь других от своих ошибок.
Собственное знание теории преподаваемого предмета и методику его преподавания педагоги дополнительного образования оценили на 83,3 %; у своих коллег — 85,0 %; завучи же оценили своих педагогов на 84,1 %.
Уровень понимания процесса преподавания как системы, включающей целеполагание, технологии образовательной деятельности, анализ результатов оказался значительно ниже (53 % — у педагогов, 54 % — у завучей), чем уровень знания своего предмета и умения преподавать его. То есть, отвечая на вопрос об умении преподавать предмет, и педагоги, и завучи не задумывались о процессе преподавания как о целой системе и мыслили упрощенно. Наиболее слабая подготовка педагогов отмечена по проблеме мониторинга и анализа его данных с выходом на изменения, коррекцию системы.
Данные исследования говорят о важности развития профессионализма педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования. Понимание педагога-профессионала как субъекта, умеющего транслировать сумму всех своих знаний, слишком упрощено. Современный педагог должен профессионально владеть всеми способами замера знаний, умением проектировать достижения учащихся, методиками отслеживания результатов и уметь использовать анализ этих результатов, раскрывая их источники и причины, корректировать эти причины, возвращаясь к тому или иному этапу, видеть систему преподавания в целом и ее составляющие.
Процесс преподавания как система включает:
- умение замерять знания с педагогической, социокультурной точки зрения;
- умение проектировать достижения учащихся;
- диагностировать уровень знаний в результате своих действий по обеспечению учебно-личностных достижений учащихся;
- применять мониторинг результатов;
- анализировать итоги мониторинга с целью выхода на коррекцию всей системы или модульную коррекцию. [4]
Лишь половина опрошенных педагогов показала высокую степень заинтересованности в развитии своего учреждения, в инновациях в области своего предмета и в сфере педагогического воздействия. Причиной низкой вовлеченности в инновационные процессы является низкий уровень теоретических знаний и владения терминологией. Критично подошли к этому вопросу завучи, оценив свой уровень теоретических знаний, необходимых для обоснования своих новшеств с целью их дальнейшего практического пользования, в 40 %, а уровень педагогов — 34 %.
Основными источниками информации по инновационным процессам были названы:
Таблица 4
Институт повышения квалификации работников образования |
Периодическая литература |
Методические объединения |
Монографии |
|
Завучами |
87 % |
87 % |
71 % |
71 % |
Педагогами |
88 % |
87 % |
73 % |
72 % |
Уровень исследовательских навыков, таких как знания, наблюдательность, диагностическая система, навыки работы с литературой достаточно высок среди преподавателей. Также на высоком уровне проводится оценка способности педагогов к терпеливо общаться с различными категориями людей. Тем не менее, заметно менее толерантное отношение к своим коллегам, как от педагогов и от руководителей.
Наиболее острой среди педагогов остаются проблемы профессионального и грамотного анализа собственного опыта и опыта своих коллег, владения речевой культурой. Это свидетельствует о профессионально слабой готовности к новому этапу реформирования регионального дополнительного образования.
Выход из сложившейся ситуации можно найти, создав концептуальный справочник всех ключевых слов, относящихся к следующему этапу региональной реформы образования, дополненный ситуационными примерами.
Актуальной задачей в деятельности методических служб учреждений дополнительного образования является организация процесса повышения профессиональной компетентности педагогов, что важнейшей частью должно стать овладение всеми работниками необходимых теоретических знаний. Задача руководителей — организовать и создать необходимые условия для повторного обсуждения в учреждениях и структурных подразделениях с последующей апробацией всех теоретических концепций и их компонентов, входящих в содержание следующего этапа реформы.
Структура учебных и личностных достижений обучающихся
К сожалению, результаты исследования показали, что учителя плохо понимают образовательные и личностные достижения учащихся. Пояснения требуют критериев оценки учебных и личностных достижений обучающихся, стандартов успеваемости. Только 15 % преподавателей дополнительного образования представляют структуру достижений учащихся. Отмечается высокий уровень проблемности в понимании учителями и руководителями необходимости диагностики эффективности собственной деятельности. Работники системы дополнительного образования не готовы использовать стандартизированные методы, используя преимущественно экспертные методы оценки достижений. Наибольшими трудностями, возникающими при использовании различных форм диагностики, являются развитие самотестирования.
С учетом этих проблем методическим службам учреждений дополнительного образования необходимо разработать цикл специальных занятий с преподавателями. Следует учитывать роль, цели, границы и методы использования различных форм диагностики. Учитывая понимание содержания концепции структуры образовательных и личностных достижений обучающихся как базовой основы деятельности в рамках очередного этапа реформирования регионального образования, следует исходить из того, что эта основа должна быть прочной. Для этого необходимо провести дискуссии в учреждениях, в ходе которых преподаватели преодолеют психологическое торможение в развитии новых форм диагностики.
Условия деятельности, не зависящие от преподавателя
Важные условия для инноваций являются условия, в которых учителя вынуждены работать. Анализируя опыт педагогической деятельности УДО области, можно сделать вывод, что в нашей области сложились благоприятные, по сравнению с другими регионами, условия для достижения положительных результатов в дополнительном образовании. Хотя учителя отмечают ряд условий, не всегда связанных с успехом, на которые учителя не могут повлиять. К ним относятся: психолого-педагогические условия, условия управления, методологический уровень, социальные условия, экономические условия, условия образовательного процесса, все необходимое. Последнее условие является одной из наиболее острых проблем в учреждениях дополнительного образования.
Литература:
- Алиева Л. В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научно-практической конференции) // Внешкольник. — 2006. — № 11.
- Кайгородцева М. В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель,2009. — 377 с.
- Каргина З. А. Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: мастерство и творчество». Сборник № 4// Редактор-составитель–М.: СОУО ДОМ, 2005. — С.77–78.
- Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/ авт. — сот. Г. П. Попова и др., — Волгоград: Учитель, 2007