В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирование мотива достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания. Доказано, что мотивация успеха носит позитивный характер. В процессе эксперимента выявлено, что деятельность обучающихся направлена на достижение высоких результатов в обучении. Отмечено, что личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.
Ключевые слова: мотивация, достижение успеха, обучающиеся.
Мотивация как ведущий фактор регуляции поведения, деятельности и активности личности представляет интерес для педагогов образовательных организаций.
Актуальность исследования в том, что в современных условиях реализации нацпроекта «Образование» педагог должен ориентироваться на формирование у школьников способности оперативно осваивать и умело применять современные научные знания, адаптироваться к меняющимся социальным условиям, обеспечивать саморегуляцию поведения, поскольку именно эти качества личности являются показателем успешности современного выпускника школы. Однако стремление обучающихся к успеху и рост его личностных достижений не всегда востребован на уроках при недостаточном использовании педагогом ситуаций достижения успеха.
Рассмотрим понятия мотива и мотивационной сферы учебной деятельности. В исследованиях Н. В. Бордовской и А. А. Реана, С. И. Розум «…мотивационная сфера личности — это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности» [6, с.189].
По мнению других исследователей, мотивация — это психическое явление, побуждающее к действию.
Есть ученые, которые под мотивом понимают осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступка личности. Противоположным мнением этому является определение мотива как осознаваемому процессу, контролируемого сознанием.
Мы взяли определение Н. В. Бордовской и А. А. Реана С. И. Розум «Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, будь то обучение, общение, поведение, связанное с удовлетворением какой-либо потребности» [6, с.189].
Актуальная проблема современного образования — формирование мотивации достижения успеха, выявления психолого-педагогических условий и инструментов ее формирования у обучающихся общеобразовательной организации на примере преподавания истории и обществознания.
В настоящее время в науке накоплен большой фонд знаний, необходимый для исследования проблемы формирования мотивации достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания. К таким наукам относятся исследования в области педагогики и психологии.
Положения психологии о деятельности человека отражены в трудах Е. М. Беспаленко, Л. И. Божович, Л. C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. В. Бордовской и А. А. Реана С. И. Розум СЛ. Рубинштейна, А. В. Петровского и других авторов.
Сущность и структуру учебной мотивации и мотивации достижения успеха изучали Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. В. Бордовская, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе, П. М. Якобсон и др.
Особенностям влияния мотивации достижения успеха на результативность регуляции деятельности уделяли внимание И. А. Батурин, Е. М. Беспаленко, В. И. Степанский. Частично исследованы некоторые аспекты развития мотивации достижения успеха учеными Е. В. Козиевской и А. В. Сальковым. С. С. Юрковская обосновала психолого-педагогические условия эффективного формирования мотивации достижения успеха. Возрастные различия в структуре мотивации достижения рассмотрены С. А. Шапкиным.
Таким образом, изучив научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования, была определена цель — разработать, обосновать и проверить эффективность технологии формирования мотивации достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания.
Задачи
- Проанализировать теоретические подходы и практический опыт решения проблемы формирования мотивации достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации.
- Определить психолого-педагогические условия формирования мотивации достижения успеха в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания.
- Разработать диагностический инструментарий формирования мотивации достижения успеха у обучающихся.
- Разработать и обосновать и реализовать в учебном процессе психолого-педагогические условия, способствующие формированию мотивации достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания.
- Провести экспериментальный анализ эффективности созданных условий, формирующих мотивацию достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания.
Объект исследования образовательный процесс в общеобразовательной организации по предмету история и обществознание.
Предмет исследования — процесс формирования мотивации достижения успеха в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся среднего и старшего звена МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области. Исследование начато в сентябре 2017 года, длится по настоящее время. Данные, представленные в статье, представляют собой промежуточный мониторинговый срез на конец ноября 2018 года.
Педагогом-психологом были подготовлены и проведены следующие методики: моделирование педагогических ситуаций, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование и тестирование. Также использовались методы качественного и количественного анализа полученных данных.
Описание и назначение психологических методов: методы, направленные на изучение осознаваемых компонентов психических состояний (субъективно-оценочные методы); методы, направленные на изучение неосознаваемых психических состояний; методы, направленные на изучение экспрессивного (поведенческого) компонента психических состояний.
Субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний использовались для изучения самооценки психических состояний. При помощи данной группы методов диагностировались состояния мотивации достижения успеха, которые обучающиеся сами осознают и описывают в словесной форме.
Методы, направленные на изучение неосознаваемых психических состояний: проективные методики — относительно неструктурированная задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных изображенных предметов. При изучении экспрессивного компонента мотивации достижения успеха использовались такие приемы, как прямое наблюдение, активное слушание (парафраз). Были использованы: опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А. А.); методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса; опросник надежды на успех А. Мехрабиана.
В качестве психолого-педагогических условий, формирующих мотивацию достижения успеха, были созданы следующие: исторические задачи проблемного характера, решаемые с ограничением времени; создание ситуации успеха для слабо успевающих обучающихся («Оценка авансом», упражнение «Я могу, я знаю, я хочу», психологические занятия «Перевопрощение», задания с использованием воссоздающего воображения «Роза», «Открытая дверь», «Ты можешь всё» и др.).
Результаты и их обсуждение
Проведенная диагностика на начальном этапе показала, что половина обучающихся, принявших участие в эксперименте избегают ответственных заданий, малоинициативны, ставят перед собой неоправданно высокие цели, плохо оценивают свои возможности. Среди них была категория школьников, которые, наоборот, ищут легкие пути получения знаний, идут по наименьшему пути сопротивления, не затрачивают силы и время для достижения успеха.
После реализации созданных психолого-педагогических условий формирования мотивации достижения успеха, к маю месяцу 2018 года мониторинговый срез показал другую картину, с результатами улучшенными.
Был сделан вывод: развитие мотивации достижений происходит более эффективно, если применение всевозможных упражнений, заданий, проблемных задач и проблемных ситуаций являются для обучающихся посильными. Использование инновационных технологий обучения истории и обществознанию позволяет уменьшить перегрузку и добиться освоение материала в рамках стандарта.
Создаваемая учителем атмосфера, формирующая у школьников мотивацию достижения успеха в рамках которой оцениваются достижения школьников, стимулирует оценочные суждения, убеждает в том, что принятое им решение выступает как условие формирования ценностной мотивации достижения.
На основе результатов исследовательской деятельности мы пришли квыводу, что создание ситуации достижения успеха ведет к совершенствованию способностей обучающихся в той области, в которой они испытывает удовольствие от процесса достижения цели. Для одной трети испытуемых школьников переживание неудачи из-за низкой оценки знаний или из-за замечаний за невыполненную домашнюю работу является стимулом к дальнейшему улучшению учебной и другой деятельности, т. е. ведет к ценностному отношению к неудаче, которое впоследствии, является критерием успешности личности в целом.
Заключение. Стремление к успеху на уроках истории обществознания актуализирует субъектную позицию личности и формирование личностного механизма мотивации достижения успеха как устойчивого мотива, помогающего школьникам выстраивать иерархии ценностных ориентаций, и способствует формированию успешной личности.
Литература:
- Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 61–73.
- Беспаленко Е. М., Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз. Дисс.к.п.н., Воронеж, 2001–233 с.
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,МОДЭК, 2002,-400с.
- Буянова М. В. Социально-психологические факторы мотивации достижения: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05: СПб., 2004 179 с. РГБ ОД, 61:05–19/334
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Реан А. А. Бордовская Н. В.,Розум С. И. Психология и педагогика. СПб. Питер,2006.-432с.