Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновывается актуальность использования потенциала социума в процессе художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста. Описан опыт реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников.
Ключевые слова: художественно-эстетическое образование, социум, социально-педагогический подход.
Педагогический процесс в современной дошкольной образовательной организации — это процесс, ориентированный на идеи реализации федеральных государственных образовательных стандартов, социально-педагогических отношений, соблюдения принципов здоровьесбережения, психолого-педагогического сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. (В. И. Богословский, А. Г. Гогоберидзе, В. Г. Каменская, Н. Н. Михайлова, С. Ф. Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников.
Современные социально-экономические и политические условия требуют постоянного качественного обновления системы образования, отвечающей современным требованиям, эстетического, поликультурного, информационного и коммуникационного пространства. А также необходимо создание в системе дошкольного образования оптимальных условий для формирования инновационных образовательных площадок, адекватных требуемому государством уровню художественно-эстетического образования детей в детском саду.
Вместе с тем, анализ деятельности педагогов современных дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что они не всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса нового типа, в котором отдельное внимание уделялось бы художественно — эстетическому развитию детей. Это обусловлено отсутствием или слабым уровнем методического сопровождения воспитателей в ДОО.
С момента введения, а затем реализации ФГОС особенно возрастает внимание к реализации социально-педагогического подхода эстетического развития как важнейшему средству формирования картины мира, отношения к средству нравственного и интеллектуального воспитания, т. е. как средству формирования разносторонней, духовно богатой личности. Идея формирования личности через развитие художественно-эстетической культуры отмечают многие ученые, исследователи, деятели культуры, такие как А. Адлер, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, A. C. Макаренко, A. M. Новиков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Чувство красоты окружающей природы, людей, информационно-коммуникативные средства создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает когнитивные процессы, мотивационно-потребностную и волевую сферы.
На основании сделанных выводов было проведено исследование, позволяющее определить проблемное поле, рассмотреть условия эффективности реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников.
Целью нашего исследования является актуализация социально-педагогического подхода, определение перспективных направлений его реализации в процессе художественно -эстетического образования дошкольников.
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия эффективности художественно-эстетического образования дошкольников в условиях современных требований, предъявляемых к ДОО.
Объектом исследования является социально-педагогический подход в процессе художественно-эстетического образования дошкольников.
Предмет исследования — художественно -эстетическое образование дошкольников.
В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно -эстетического образования дошкольников будет эффективной, если:
– определить содержание и формы деятельности педагогов образовательной организации по художественно-эстетическому образованию дошкольников;
– педагоги занимают активную партнерскую позицию в формировании нравственных представлений дошкольников;
– создать соответствующую предметно-пространственную среду в условиях ДОО;
– организовать взаимодействия детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей.
Задачи исследования:
- Проанализировать проблему исследования в психолого-педагогической литературе и представить ее теоретическое обоснование.
- Определить социально-педагогический подход в процессе художественно-эстетического образования дошкольников.
- Для реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников разработать комплекс мер для достижения поставленной цели.
Социально-педагогический подход предполагает реализацию образовательного процесса при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с родителями воспитанников, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности.
Методы исследования и исследуемые категории дошкольников
Исследование проходило в МКОУ «Краснологская СОШ» СП «Детский сад» Каширского муниципального района Воронежской области. В настоящее время продолжается образовательная деятельность по данной теме исследования.
Методы исследования и образовательные маршруты реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников: наблюдение (научное, житейское); психолого-педагогическое сопровождение (М. Р. Битянова); организация взаимодействия, использование ресурсов образовательной организации и культуры, в частности музеев, театров, Дома культуры и др., располагающих богатым потенциалом в плане социального взаимодействия и художественно-эстетического развития.
Активное сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей способствует более быстрой социальной адаптации детей, вносит вклад в формирование художественно-эстетической компетентности.
Ученые Б. С. Волков, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, C. B. Кульневич, Р. Б. Стеркина, А. Г. Чурашов, И. С. Якиманская, и др. акцентировали внимание на значении творческого и художественно-эстетического образования дошкольников, которое определяется тем, что оно открывает для ребенка новые ценности познания, преобразования, обогащают его мир, способствуют проявлению личностных качеств дошкольника, способствует социализации.
Для реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников разработана программа «Социализация через художественно-эстетическое развитие». В процессе реализации программы происходит приобщение воспитанников к жизненным ценностям, реально организующим их жизнь, духовное развитие, формирование характера и социализация. На этой основе формируется способность ребенка к эстетическому восприятию и переживанию, художественный и эстетический вкус, нравственные и эстетические чувства.
Результаты и их обсуждение
При проведении мониторинга было обнаружено, что образовательная деятельность в процессе реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников способствует становлению таких личностных социально-значимых качеств:
– развитие мышления через решение творческих задач;
– осознанное построение своей игровой деятельности в детском саду;
– адекватное оценивание собственной творческой деятельности и ее результатов;
– формирование системы общекультурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах, поведенческих реакциях;
– формирование целостной картины мира, требуемому современному уровню знания о художественно-эстетических ценностях.
– желание заниматься художественно-эстетическим творчеством.
По итогам мониторинга был сделан вывод: для дальнейшей реализации социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников важен ценностный подход по различным основаниям, т. к.: ценностный подход позволяет рассматривать личностно значимые и социальные потребности ребенка как ценность; ценностный подход позволяет рассматривать саморазвитие дошкольника, направляемое художественно-эстетическим образованием как ценность; ценностный подход ориентирует на выявление различных связей самореализации ребенка и сводит их в единую концепцию.
В процессе исследования мы учитывали, что каждому ребенку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром формирующейся личности, а значит, социум играет важную роль в художественно-эстетическом образовании дошкольников.
Проведенный анализ позволил получить следующие данные:
– существует необходимость социально-педагогического сопровождения художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
– целесообразно уделить внимание вопросу о возрастных и индивидуальных закономерностях развития дошкольников;
– формировать проектировочные, оценочные и диагностические умения у воспитателей, необходимых для совершенствования содержания и конструирования процесса художественно-эстетического образования дошкольников;
– формирование психолого-педагогических и искусствоведческих знаний в области современных концепций и технологий изобразительной и арт -педагогической деятельности детей старшего дошкольного возраста;
– создание благоприятных условий, стимулирующих детское художественное творчество в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В ходе проведения анализа установлено, что социально-педагогический подход в процессе художественно-эстетического образования дошкольников проходит следующие этапы: подача социально-образовательной информации на образовательных событиях; организация самостоятельной работы детей в рамках развития инициативы; установление обратной связи в образовательном процессе.
Таким образом, проанализированный комплекс социально-педагогического подхода художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста ориентирован на требования, предъявляемые ФГОС, однако существует потребность методического сопровождения этого процесса с целью повышения качества предоставления образовательных услуг в данном направлении.
Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. «Академический проект», «Гаудеамус» 2015 г.-240 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
- Горина, Л.В., Колесниченко, Ю. Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. [Текст]: журнал Вестник Бурятского государственного университета. — Чебоксары: INet, 2015, с.28–35