Повышение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических специальностей средствами компьютерного моделирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.12.2018

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Зубова, Н. Ф. Повышение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических специальностей средствами компьютерного моделирования / Н. Ф. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54782/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рассмотрены вопросы использования лабораторного комплекса LabWorks на базе программы Multisim на ОПД «Электротехника и электроника» для студентов технических специальностей.

Одной из важнейших составляющих профессионального образования является экспериментальная работа студентов, позволяющая закрепить теоретические положения лекционного материала путем наглядной демонстрации изучаемых явлений и процессов.

Экспериментальная работа студентов — это, прежде всего, эффективное использование ресурсов информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, это разработка и внедрение в учебный процесс так называемых «виртуальных лабораторных практикумов» (ВЛП).

Слово «виртуальный» подчеркивает тот факт, что обучаемый не работает непосредственно с изучаемым объектом, явлением или процессом, а получает информацию при посредстве неких, чаще всего — компьютерных, посредников-носителей.

В настоящее время разработаны десятки и сотни вариантов ВЛП, основанных на различных принципах, идеологиях, технологиях и призванных решать различные учебные задачи.

Некоторые варианты внедрения моделирующих компьютерных программ в обучении, представлены в работах В. А. Белавина, И. Н. Зайцевой, Ю. В. Сохатюк и др.

Авторы отмечают, что информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий не менее, чем на 30 %, а объективность контроля знаний студентов — на 20–25 %, обеспечивают нужный уровень профессиональной подготовки выпускника технического профиля, трудовая деятельность которого в дальнейшем будет посвящена, в числе прочих, разработкам электрических и электронных схем, всевозможных устройств и проектированию технических объектов. [1,4]

При изучении учебной дисциплины «Электротехника и электроника», немаловажное значение имеет лабораторный практикум, так как выполнение лабораторных работ способствует более глубокому усвоению основных теоретических положений изучаемых электротехнических и электронных устройств.

В процессе выполнения лабораторных работ создаются определенные условия для получения студентами необходимых навыков в использовании разнообразных измерительных приборов и электрооборудования.

У обучающихся накапливается определенный опыт в проведении эксперимента, а также развивается критический подход к оцениванию своих результатов.

В ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» имеется кабинет Электротехники и электроники и лаборатория, оборудованная универсальными стендами, позволяющими выполнять лабораторные работы, предусмотренные учебными программами, по изучению и исследованию электрических цепей постоянного и переменного тока, а также по исследованию элементов, узлов и устройств электронной техники.

Работа на имеющихся стендах сопряжена с рядом сложностей различного характера, с которыми сталкивается преподаватель и студенты, выполняющие практические задания.

Работа обучающихся с мнемосхемами не позволяет им не только изучать или изменять технические характеристики различных узлов, устройств и других объектов электронной техники, но и представлять их вид и взаимодействие между собой.

Один из успешно используемых ВЛП в Сахалинском промышленно-экономическом техникуме — лабораторный комплекс LabWorks на базе программы Multisim в состав которого входит описание лабораторных работ, включая цель работы, теоретические сведения, задания и указания к их выполнению, чертежи схем для исследования, тестовые задания, позволяющие проверить степень подготовки студента к выполнению лабораторной работы, электронная тетрадь студента — шаблоны отчетов по работе, электротехнический калькулятор.

Приведем пример выполнения лабораторной работы «Исследование выпрямляющего эффекта p-n перехода».

Используя ВЛП, практически так же, как в лаборатории на стендах с реальным оборудованием, обучающимися собирается электрическая схема. Согласно схеме, подключаются измерительные приборы, устанавливаются заданные параметры элементов, режимы работы источников энергии. При изменении параметров в заданных интервалах, снимаются показания измерительных приборов. Рис.1.

Рис. 1. Схема электрическая

Использование ВЛП и полученные результаты исследований проверяются на универсальных лабораторных стендах. Работая на них, обучающиеся выполняют схемы с использованием элементов с установленными параметрами в ВЛП. После получения и сравнения результатов, можно сделать вывод о правильности и точности замеров, внести коррективы и уточнить все детали хода эксперимента.

Использование в процессе обучения компьютерного моделирования, позволяет совершенствовать технику и методику проведения лабораторного занятия, имитировать различные процессы, происходящие в схемах, содержащих модели объектов электрических цепей и электронных устройств.

Виртуальный лабораторный практикум (ВЛП) по дисциплине «Электротехника и электроника» использует систему схемотехнического моделирования Multisim (разработка корпорации National Instruments).

Некоторые характеристики этой программы представлены в работе

Ю. В. Сохатюка. Автор отмечает: что в базе этой программы содержится более 16000 электронных компонентов, которые оснащены соответствующими аналитическими моделями; что контрольно-измерительные приборы (КИП), по внешнему виду и характеристикам похожие на промышленные аналоги и это одно из важных достоинств этой программы [4].

Об эффективности работы с использованием моделирующих компьютерных программ пишет Зайцева И. Н. (Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина):

«Возможность проведения эксперимента на компьютере с изменением параметров схем в широких пределах создает условия для самостоятельного экспериментирования без боязни неправильно собрать схему, «сжечь» приборы, что, несомненно, ведет к лучшему усвоению материала» [2].

Действительно, проведение экспериментов на лабораторных стендах совместно с компьютерным моделированием в программной среде Multisim дает возможность представить реальные изучаемые объекты, их функциональные возможности, выполнять задачи различной сложности, усвоить изучаемый материал по дисциплине, не ограничиваясь рамками учебника и учебных пособий.

Развитие информационных технологий и использование средств компьютерного моделирования при выполнении практических работ по дисциплине «Электротехника и электроника» позволяет оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным. Использование ВЛП дает возможность повысить уровень сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, позволяет им участвовать в творческом процессе экспериментирования.

Литература:

  1. Белавин, В. А. Голицына И. Н. Куценко С. М. Эффективность использования моделирующих учебных систем в техническом вузе 1. [Текст] / В. А. Белавин // Educational Technology & Society. 2000. — № 3. — С. 161–173.
  2. Зайцева И. Н. Повышение уровня общепрофессиональной подготовки студентов технических направлений университета средствами компьютерного моделирования [Текст] Секция «Информационные технологии в образовании: начальном, среднем, высшем и дополнительном» IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» ИТО-Саратов-2012.
  3. Марченко А. Л., Освальд С. В. Лабораторный практикум по электротехнике и электронике в среде Multisim. [Текст]: Учебное пособие для вузов.- М.: ДМК Пресс, 2010. -448 с.: ил.
  4. Сохатюк Ю. В. Использование виртуальных лабораторий — фактор повышения качества и эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов [Текст] / Ю. В. Сохатюк // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146–150
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерное моделирование, работа, баз программы, выполнение, лабораторная работа, лабораторный комплекс, прибор, программа, стенд, схема, устройство, учебный процесс, экспериментальная работа студентов, электроник, электронная техника.


Похожие статьи

Стохастические модели анализа качества в технологии атомной сборки наноматериалов и функциональных наноструктур

В работе представлен ряд актуальных аспектов физико-технических основ нано-технологий и наноразмерных структур. Рассмотрена проблематика принципиальных и технических ограничений, связанных с созданием функциональных наноразмерных устройств. Подробно...

Исследование способов создания активных помех в рамках ведения радиоэлектронной борьбы

В работе представлен ряд актуальных аспектов радиоэлектроники и радиоэлектронной борьбы. Подробно раскрыта проблематика принципиальных и технических ограничений, связанных с созданием активных помех. Рассмотрены этапы развития радиоэлектронной борьб...

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Применение частотных регуляторов в составе оборудования для водоснабжения объектов АПК

Приведена методика расчета эффективности применения частотного регулирования с помощью установок «Триол» [1] для высоковольтных электроприводов центробежных насосов. Произведен расчет используемой мощности при различных способах регулирования скорост...

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций

Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехни...

Практико-ориентированные задачи по дисциплине математика для студентов юридических специальностей

Статья раскрывает возможности использования практико-ориентированных задач при изучении общеобразовательной дисциплины математика студентами юридических специальностей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что содейств...

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии

Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школ...

Похожие статьи

Стохастические модели анализа качества в технологии атомной сборки наноматериалов и функциональных наноструктур

В работе представлен ряд актуальных аспектов физико-технических основ нано-технологий и наноразмерных структур. Рассмотрена проблематика принципиальных и технических ограничений, связанных с созданием функциональных наноразмерных устройств. Подробно...

Исследование способов создания активных помех в рамках ведения радиоэлектронной борьбы

В работе представлен ряд актуальных аспектов радиоэлектроники и радиоэлектронной борьбы. Подробно раскрыта проблематика принципиальных и технических ограничений, связанных с созданием активных помех. Рассмотрены этапы развития радиоэлектронной борьб...

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Применение частотных регуляторов в составе оборудования для водоснабжения объектов АПК

Приведена методика расчета эффективности применения частотного регулирования с помощью установок «Триол» [1] для высоковольтных электроприводов центробежных насосов. Произведен расчет используемой мощности при различных способах регулирования скорост...

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций

Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехни...

Практико-ориентированные задачи по дисциплине математика для студентов юридических специальностей

Статья раскрывает возможности использования практико-ориентированных задач при изучении общеобразовательной дисциплины математика студентами юридических специальностей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что содейств...

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии

Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школ...

Задать вопрос