В современном ритме жизни, мы часто сталкиваемся с тревогой и стрессом. Для борьбы с ними, чаще всего применяются седативные лекарственные препараты растительного происхождения, такие как экстракт или настойка пустырника и валерианы. Покупая данные препараты в аптеках, пациенты сталкиваются с неполным фармацевтическим консультированием, вследствие чего у них остаются вопросы по применению лекарств, и они вынуждены искать информацию в дополнительных источниках, например, таких как интернет.
Ключевые слова: седативные лекарственные препараты, аптечная организация, фармацевтическое консультирование.
При жизни в современном мегаполисе мы часто подвергаемся стрессу, тревоге, волнению, с которыми не можем справиться или уменьшить сами. Это влияет на иммунитет, концентрацию, работоспособность, успеваемость и здоровье организма в целом. Что бы этого избежать многие начинают принимать седативные лекарственные препараты безрецептурного отпуска. Можно выделить такие группы препаратов как:
– Препараты растительного происхождения (Настойка, экстракт пустырника; Настойка, экстракт валерианы; Персен; Ново-пассит; Седативные сборы)
– Комбинированные седативные препараты (Микстура Бехтерева; Валокордин; Корвалол; Валидол)
– Препараты других групп (Афобазол; Глицин)
Цель: Изучение применения седативных лекарственных препаратов населением, и предоставление информации о них в аптечной организации.
Материал: Опрос, созданный с помощью Google формы, который был размещен в нескольких популярных группах Екатеринбурга и Арамили.
Результаты: В опросе приняло участие 120 человек, но релевантными были ответы 50, из них 72 % женщин и 28 % мужчин, в возрасте: от 18 до 25 лет — 40 %, от 26 до 44 лет — 32 %, от 45 до 60 лет — 28 %.
Респонденты были поделены по уровню дохода, так 56 % хватает денег на различные покупки, но покупка дорогих вещей (компьютера, стиральной машины, холодильника) требует кредита; 20 % хватает на одежду и обувь, но не хватает на покупку мелкой бытовой техники; 12 % хватает на еду, но не хватает на покупку одежды и обуви; 8 % хватает денег на все, а на покупку квартиры, машины, дачи необходимо накапливать денежные средства; 4 % не хватает денег даже на еду.
Участникам было предложено оценить, как часто они испытывали тревогу, стресс и волнение, с которым не могли справиться, по шкале от 1(крайне редко) до 10(постоянно). Результат представлен на диаграмме 1.
Рис. 1. Частота ощущения тревоги, стресса и волнения пациентами
Далее мы попросили указать сколько препаратов одновременно принимают респонденты и какие именно (можно было выбрать несколько наименований или предложить свой ответ, если нужного не было в списке). 1–2 препарата используют — 94 %, 3–4 препарата -6 %.
На первом месте по популярности ответов — настойка или экстракт валерианы — 52 % анкетируемых. На втором месте — настойка или экстракт пустырника — 40 %. Третью позицию занял Корвалол — 26 %, а вот Валокордин, аналогичный по составу, лишь предпоследнее, набрав 6 %. Четвертую позицию занял Ново-пассит — 22 %. Пятыми по популярности оказались седативные сборы, Персен, Афобазол, набрав по 20 % голосов. Рецептурные анксиолитики, Глицин и Тенотен — принимают лишь по 2 % респондентов.
Также участников попросили отметить какая информация о лекарственном препарате для них важна (так же можно было отметить несколько пунктов). Побочные эффекты интересовали — 62 % опрашиваемых; противопоказания, скорость наступления эффекта и влияние на концентрацию внимания — 52 %; информация об аналогах — 12 %. А вот взаимодействие с пищей и другими лекарственными препаратами актуальны лишь для 10 % анкетируемых.
Респондентам было предложено выбрать источники, которые они используют для поиска информации о лекарственных препаратах. 72 % участвующих указали, что используют интернет, 54 % обращаются за консультацией к провизору или фармацевту, чуть меньше — 40 % получают консультацию врача, 26 % — приобретают препараты по совету друзей, коллег или родственников. К медицинским справочникам обращаются 20 % анкетируемых и 12 % к научным статьям. Основываясь на рекламе в средствах массовой информации, лекарственные препараты приобретают 4 % опрошенных. Не используют никакие источники информации лишь 2 % участников.
На оценку была выставлена консультация провизоров в аптеках, так по 22 % анкетируемых посчитали консультацию отличной и хорошей, 28 % удовлетворительной, 10 % плохой, 6 % отвратительной и 12 % не получили консультацию вообще.
По мнению респондентов, предоставление информации провизором в аптеке затрудняют: нехватка времени — 48 %; некомпетентность специалиста — 30 %, отсутствие конфиденциальности при озвучивании проблемы — 54 %, и лишь 6 % не поняли консультацию, посчитав ее слишком научной.
После обращения в аптеку у 56 % участников не возникает вопросов, у остальных — появляются по инструкции по медицинскому применения препарата, в том числе у 20 % — о способе применения, у 10 % о побочных эффектах, у 8 % о противопоказаниях и у 6 % о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.
Это может быть связано с трудностями, возникающими при ознакомлении с инструкцией по медицинскому применению, а именно: мелкий шрифт — 32 %, специфические термины — 38 %, большой объем информации — 18 %. Также 30 % опрошенных ответили, что для них затруднением является возвращение в изначальное свернутое положение инструкции. И 26 % участников не испытывают никаких трудностей.
Респондентам предложили выбрать какие источники получения информации о лекарственных препаратах им удобны, разрешено было несколько вариантов ответов. Так 58 % предпочитают интернет справочники или статьи, 46 % печатные издания, 44 % обращение, непосредственно, к консультанту, 32 % консультацию через интернет, 16 % лекцию, а вот телефонную консультацию предпочитают лишь 4 % опрошенных.
В последнем вопросе участникам было предложено выбрать какие наименования седативных лекарственных препаратов им знакомы, по рекламе, журналам, от знакомых. Результаты представлены в диаграмме 2.
Рис. 2. Знание участниками наименований седативных лекарственных препаратов (в процентах)
Вывод: В ходе исследования было выяснено, что наибольшей популярностью у населения пользуются седативные препараты растительного происхождения, такие как настойки и экстракты пустырника и валерианы, персен, седативные сборы. Пациентам важна информация из инструкции по медицинскому применению, но не все ее могут понять или прочитать, в связи с чем обращаются к интернету или к специалисту в аптечной организации. Но провизор или фармацевт не всегда могут дать исчерпывающий ответ, на интересующий вопрос из-за отсутствия времени, опыта или конфиденциальности информации для обратившегося.