В ходе работы были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования посетителей аптек города Екатеринбурга с целью определения потребности в применении нестероидных противовоспалительных средств и оценки качества фармацевтического консультирования по вопросам применения данной группы. Были сделаны выводы о широкой востребованности НПВС и неудовлетворительном уровне информирования населения о возможностях и ограничениях их применения. Результаты данных исследований могут быть использованы для повышения качества обслуживания посетителей аптек.
Ключевые слова: нестероидные противовоспалительные средства, лекарственные препараты, опрос, аптеки, маркетинг.
В течение последних десятилетий в большинстве промышленно развитых стран наблюдается значительный рост числа больных с длительными, рецидивирующими и хроническими болевыми синдромами различного происхождения.
Наиболее значительную группу препаратов, применяемых в качестве анальгетиков, представляют нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Все нестероидные анальгетики имеют общий механизм действия, заключающийся в подавлении активности фермента циклооксигеназы (ЦОГ), конвертирующего арахидоновую кислоту в простагландины. [1,2]
Целью нашей работы является оценка востребованности нестероидных противовоспалительных препаратов в аптеках, а также информированности и качества консультирования пациентов по вопросам применения препаратов данной группы.
Для достижения цели было проведено анкетирование посетителей аптек г. Екатеринбурга.
Анкетирование проводилось с применением платформы Google-форм.
Результаты проведенного исследования:
В ходе анкетирования вопросы были разделены на две группы: общие и специализированные.
В опросе приняли участие 64 человека (из них 81 % женщин и 19 % мужчин). Опрашиваемые относятся к разным возрастным категориям: преобладают молодые люди от 18 до 25 лет (44 %), от 26 до 35 лет (16 %), 31 % находится в возрастном интервале от 36 до 50 лет, респонденты старшего возраста представляют наименьшую долю: от 50 до 75 лет — 6 % и более 75 лет — 3 %.
Вопросы из специализированной части были направлены на выявление информации непосредственно о применении нестероидных противовоспалительных средств.
В ходе опроса было выявлено, что постоянно испытывают боль той или иной природы более 15 % опрошенных, 78 % респондентов испытывают периодические боли и только 6 % не стеснены болевыми ощущениями.
При этом 85 % болезненных ощущений связаны с головной болью, 56 % — с суставной и мышечной, более 18 % — с зубной, 56 % — с менструальными болями у женщин и 3 % опрошенных не смогли конкретизировать собственные ощущения, обозначив их как «неясную боль».
В связи с данной проблемой обращаются к помощи НПВС только 75 % опрощенных, остальные предпочитают не применять никакие препараты для купирования болевых ощущений.
Респондентам было предложено назвать МНН и торговые наименования препаратов исследуемой группы, которыми они пользуются наиболее часто.
Различные торговые наименования Ибупрофена (Нурофен, МИГ, Некст) предпочитают 66 % опрошенных, несколько отстает использование Ацетилсалициловой кислоты (Аспирин) — 53 %, и Кетопрофена (Быструмгель, Фастум, Кетонал) — 47 %; 28 % опрошенных применяют Диклофекак натрия (Вольтарен), небольшая доля опрошенных отдала предпочтение Мелоксикаму (Мовалис, Артрозан) и Нимесулиду (Нимесил) — 9 % и 3 % соответственно.
Абсолютное большинство опрошенных предпочитают пероральные лекарственные формы вышеуказанных препаратов (таблетки 96,9 %, капсулы — 40 %), наружные формы (гели, мази, пластыри) применяют 62 % респондентов, а инъекционным формам отдали предпочтение всего 28 %. Это может быть обусловлено такими причинами как неудобство и болезненность применения, необходимость обращения к врачу за выпиской рецепта.
Препараты группы НПВС обладают обширным списком нежелательных лекарственных реакций, однако две трети опрошенных не замечали проявления какой-либо из них при применении данных средств. Наиболее частыми жалобами оказались боли в животе, обострение гастрита и язвенной болезни желудка (14 %), а также тошнота и другие диспептические проявления (11 %), реже пациенты отмечали спутанность сознания и головную боль (7 %), кровотечения и аллергические реакции (по 3,5 %).
Далее респондентам было предложено выбрать приоритетные критерии для выбора конкретного средства в аптечной организации. Результаты распределились следующим образом: наиболее важным критерием является отсутствие побочных эффектов, этот критерий выбрали 69 %, затем удобный способ применения — 62 %, следующий по популярности ответ — быстрота наступления эффекта — 56 %, цена, наличие противопоказаний (по 53 %), аналоги интересуют 19 % опрошенных и 16 % обращают внимание на совместимость лекарственных препаратов с пищей и другими средствами.
В следующем блоке вопросов мы предложили оценить роль аптечного работника в формировании знаний о лекарственных препаратах исследуемой группы у пациентов.
Лишь половина опрошенных (47 %) прислушиваются к мнению провизора в аптеке при выборе противовоспалительного препарата, примерно столько же (53 %) сначала обращаются к врачу. Лидером по обращениям за информацией о препаратах является сеть интернет — 75 % респондентов пользуются данным источником информации. 34 % спрашивают совет знакомых или родственников и 22 % обращаются к справочной литературе.
Тем не менее, 78 % опрошенных чаще всего остаются довольны качеством информации о НПВС, полученной в аптеке, а 22 % считают, что консультации могли быть полнее и качественнее.
Причинами недостаточного консультирования были названы: недостаток времени из-за большого количества посетителей (65,6 %), отсутствие опыта у первостольника (34,4 %), невозможность соблюдения конфиденциальности в условиях торгового зала аптеки (25 %) и слишком сложная терминология, используемая специалистом (22 %).
В то же время лишь 44 % опрошенных покидают аптеку, не имея дополнительных вопросов. Для пациентов остаются неосвещенными возможные побочные эффекты (28 %), инструкция по медицинскому применению (19 %), режим дозирования и лекарственные взаимодействия (16 %), побочные эффекты (9 %) и срок и условия хранения (3 %).
При самостоятельном изучении инструкции по медицинскому применению трудностей не возникает лишь у 7 % пациентов. 43 % теряются в большом объеме информации, обилии непонятных специфических терминов, а 50 % не могут разобрать мелкий шрифт.
Респондентам было предложено выбрать наиболее удобный для них способ получения информации о применении лекарственных препаратов группы НПВС. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Приверженность посетителей к методам информирования о ЛП
Выводы
В ходе проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
– Нестероидные противовоспалительные средства широко востребованы среди посетителей аптек.
– Наиболее популярными средствами являются различные торговые наименования с международным непатентованным наименованием ибупрофен.
– Уровень информирования населения по вопросам применения нестероидных противовоспалительных препаратов в аптеках недостаточен.
– Более половины посетителей аптек хотели бы получать более подробную устную консультацию, а также более доступную информацию на бумажных носителях.
Литература:
- Павленко С. С. Лечение хронической боли нестероидными противовоспалительными средствами //Боль и ее лечение. — 1999. — Т. 10. — С. 4–8.
- Бабак О. Я., Князькова И. И., Нестерцова И. А. Применение нестероидных противовоспалительных средств в терапии //Укр. тер. журн. — 2007. — №. 2. — С. 4–11.