Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 31325 раз

Библиографическое описание:

Билянский, К. В. Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы / К. В. Билянский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 494-495. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54805/ (дата обращения: 16.11.2024).



Научная картина мира (далее НКМ) — важное основополагающее понятие в философии науки. Особая форма систематизации знаний. Синтез самых разных теорий. НКМ это образ системных и структурных понятий, понимания и принципов науки на всех исторических этапах. НКМ существует как сложная система, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира других наук. В свою очередь картины мира других наук собирают в себя другие различные концепции и теории.

Основные формы НКМ:

‒ Общенаучная картина мира — целостная система объединенных представлений о закономерностях и свойствах действительности, которая была построена в результате обобщения и синтеза основных знаний, полученных в разных науках на различных стадиях их развития. В этом же значении трактуются такие термины как «видение мира», «модель мира» и «образ мира», которые характеризуют целостность научно-ориентированного мировоздания.

‒ Естественнонаучная и социальная картины мира — комплекс пониманий о природе и обществе, синтез достижения естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целого образа мира на основе научных онтологий, естественно включающих представления о природе и обществе.

‒ Специальные научные картины мира — порядок представлений о предметах отдельных наук, например физическая картина мира или техническая картина мира. Специальная научная картина создает полный образ предмета научного исследования в его главных системных и структурных характеристиках с помощью базовых понятий, представлений и принципов. В данной научной картине понятие «мир» наделяется другим смыслом, специфичным, не означая мир в целом, а имея в виду предметную область какой-либо науки.

Структура научной картины мира состоит из двух уровней:

‒ Чувственно-образный компонент — наглядные очертания и знания. Очертания идут в образе системы и из-за этого обеспечивается достаточное познание НКМ большим кругом учёных самых разных направлений.

‒ Концептуальный уровень — детализируется в НКМ через уклад общенаучных понятий, через базисные понятия отдельных наук.

Функции научной картины мира:

‒ Синтез основных научных знаний, которые включены в картину мира.

‒ Систематизация научного знания

‒ Исследовательской программой, которая направляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.

Операциональные основания научной картины мира:

Специальные НКМ служат материалом, на основе которого складываются картины природы и социума, а замет общенаучные НКМ. Вначале происходит переход от дисциплинарного уровня к междисциплинарному уровню классифицированию науки. Этот переход не просто суммирование специальных НКМ, а сложный синтез картин, в результате которого роль лидера займут картины реальности на основе существующих научных дисциплин. В терминологическом скелете данных научных дисциплин вычисляются общенаучные понятия, которые становятся ядром социально-исторической и естественно-научной картин, а далее и общенаучной НКМ. Затем вокруг этого ядра образуются базовые, основные понятия специальных наук, включаемые в НКМ второго уровня, а потом и в общенаучную НКМ. В итоге полученная НКМ не только классифицирует знания о социуме и природе, но также ставится как исследовательская программа, дающая виденье связи между различными дисциплинами и определяющая возможность переноса стратегий из одного предмета в другой.

Допущения НКМ зависели от эпохи, так Вильгельм Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект. Исходя из этого высказывания можно вывести, что картина мира держится на человеке. Можно выделить три эпохи научной картины мира:

‒ Аристотелевская революция (6–4 века до нашей эры). Во время данной научной революции появилась сама наука, случилось отделение науки от других форм научного познания и понимания мира, синтезированы нормы и образцы научного знания. Это революция хорошо описана в трудах Аристотеля, ведь он создал учение о доказательстве, больше известное как формальная логика. Это главный инструмент получения и последующего упорядочивания научного знания. Он принял и утвердил своеобразный канон о построении научного исследования. Разобрал само знание, отделив науки о природе от математики и физики.

‒ Ньютоновская революция (16–18 века) Главным событием в данной научной революции считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Этот переход связан с многими открытиями, которые связаны с такими именами как Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Андреас Везалий Галилео Галилей, Исаак Ньютон смог обобщить их труды, исследования и вывести строгие математические закономерности. Основные изменения:

‒ Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

‒ Классическое естествознание заговорило языком математики, смогло выделить строгие количественные и объективные характеристики земных тел (единицы измерения) и выразить их в строгих математических закономерностях.

‒ Наука Нового времени нашла сильную опору в методах испытательного исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

‒ Естествознания этого времени отказалось от концепции завершенного, гармоничного, целесообразно организованного космоса. Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

‒ В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая НКМ на базе экспериментально математического естествознания.

‒ Эйнштейновская революция (рубеж 19–20 веков). Она возникла в результате череды открытий, таких как открытие атома, радиоактивности и другие. Итогом этих открытий стал подрыв важнейшей предпосылки Ньютоновской механики — вера в то, что с помощью сил, которые действуют между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Литература:

  1. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Архивная копия от 28 мая 2012 на Wayback Machine — М., 1994.- 274 с.
  2. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. — М.: Гардарики, 2006. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): научная картина мира, картина мира, наука, научное знание, исследовательская программа, научная революция, Общенаучная картина мира.


Задать вопрос