Статья посвящена изучению различий эмоционального интеллекта и успешности менеджеров мужского и женского пола, работающих в сфере прямых продаж. Значительное внимание уделяется исследованию различий уровня эмоционального интеллекта у менеджеров мужского и женского пола, а также их успешности в работе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, менеджер, самоконтроль, эмпатия.
Анализ психологической литературы показывает, что на сегодняшний день существует множество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека.
В данной статье мы будем опираться на определение американского психолога Д. Гоулмана. Он трактует эмоциональный интеллект как способность человека истолковывать собственные эмоции, и эмоции окружающих для использования полученной информации ради реализации собственных целей [2, 94].
Большинство специалистов в области эмоционального интеллекта выделяют четыре главных составляющих: самосознание (анализ собственных эмоций, понимание их воздействия, упор на интуицию при принятии решений); самоконтроль (умение контролировать собственные эмоции, способность подстраиваться под сложившиеся обстоятельства); эмпатия (способность чувствовать и понимать другого человека, умение признавать и удовлетворять потребности других); навыки отношений (владение навыком убеждения, умение вести за собой, умение регулировать эмоциональное состояние окружающих) [1, 332].
Таким образом, мы можем сказать, что человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, будет проще находить и выстраивать контакты с людьми, в отличие от человека с уровнем эмоционального интеллекта ниже. Соответственно, эмоциональный интеллект играет не последнюю роль в работе менеджера.
Нами было проведено исследование, в котором мы изучали особенности эмоционального интеллекта менеджеров компании ООО 2 ГИС. В исследовании приняли участие 75 менеджеров среднего звена со стажем работы от полутора до трёх лет в возрасте 23–33 лет. Менеджеры данной компании занимаются продажей рекламы на сайте https://2gis.ru юридическим лицам.
Для изучения особенностей эмоционального интеллекта у менеджеров прямых продаж были использованы следующие методики:
- опросник для определения уровня эмоционального интеллекта Н.Холла;
- опросник для определения уровня эмоционального интеллекта Д. В. Люсина.
Критерием успешности менеджеров мы определили процент выполнения плана продаж ежемесячно.
Для выявления различий уровня эмоционального интеллекта среди мужчин и женщин, мы использовали U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В нашем случае это половой признак.
После проведённого статистического анализа, нами были получены следующие результаты:
Рис. 1. Выраженность производственной эффективности менеджеров
Рис. 2. Выраженность структурных составляющих и общего уровня эмоционального интеллекта мужчин и женщин по Н. Холлу
Рис. 3. Выраженность структурных составляющих и общего уровня эмоционального интеллекта мужчин и женщин по Д. В. Люсину
Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что менеджеры-женщины и менеджеры-мужчины компании 2 ГИС имеют лишь незначительные различия по критерию «ежемесячное выполнение плана продаж» (рис.1), а также по уровню эмоционального интеллекта (рис.2 и рис.3). Значимых различий нами обнаружено не было.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что менеджеры как женского, так и мужского пола практически не отличаются друг от друга по уровню эмоционального интеллекта, и находятся приблизительно на одном уровне результативности в работе.
Литература:
- Гоулман Д. «Эмоциональный интеллект» — М., 2017 г. — 332–334 с.;
- Веселов А., Горбачев М. «Организация работы отдела продаж: системный подход» — РнД: «Феникс», 2014г. — 94 с.