В 2018 году мировое научное и образовательное сообщество отметило 130-летие со дня рождения легендарного педагога, воспитателя и писателя Антона Семеновича Макаренко. Вклад А. С. Макаренко в отечественную и мировую педагогику огромен. На сегодняшний день его педагогические труды наиболее актуальны и ценны для российских учреждений среднего профессионального образования.
В средние профессиональные образовательные учреждения зачастую приходят далеко не самые успешные учащиеся и выпускники школ. Как правило, это дети с недостаточно сформированным уровнем личностных результатов освоения основной образовательной программы, не способные к саморазвитию и личностному самоопределению, с низким уровнем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, не редко пренебрегающие системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, не умеющие четко ставить цели и строить жизненные планы. Такие выводы подтверждаются результатами исследований социально-психологической адаптации студентов, их социальной идентичности, межличностных и межгрупповых отношений.
Главной задачей современной системы среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов с четко сформированными аналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческим отношением к делу, стремлением к сотрудничеству, проявлению личных качеств, с чувством социальной ответственности, способствующей продуктивной производительности деятельности в коллективе, что обусловливается требованиями со стороны как работодателей, так и государства. Однако, сформировать дружный, слаженный, единый студенческий коллектив, учитывая специфику учреждений СПО, педагогу удается далеко не всегда. И дело не в отсутствии желания у педагога, а скорее всего в приоритетности результатов обучения (усвоение знаний, умений, навыков, освоение профессиональных компетенций), в недопонимании сущности и значения коллектива как мощной воспитывающей среды, в недостатке базовых знаний о принципах, этапах, формах его создания, определении значения и места студентов и самого педагога в этом процессе.
Изучая современный педагогический опыт школьных учителей, преподавателей среднего профессионального и высшего образования по вопросам создания и сплочения коллектива, в очередной раз осознаешь, что принципы, стадии развития коллектива, законы его жизни, сформулированные А. С. Макаренко, находят повсеместное отражение в воспитательной деятельности образовательных учреждений, являются фундаментом ее осуществления.
А. С. Макаренко детерминировал коллектив как «…социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимная зависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [3, с.233]. Он утверждал, что организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе. Таким первичным коллективом в образовательном учреждении СПО является студенческая группа.
Студенческая (академическая) группа относится к малым кратковременным группам. В ней студентов объединяют общая цель и задачи профессиональной подготовки; совместная учебная, внеурочная и общественная деятельность; связи делового, а также личностного характера; возрастная однородность группы; ограниченный срок обучения и т. д. Достижение общих целей, поставленных перед группой, возможно только в процессе совместной деятельности всех студентов данной группы, которая в свою очередь определяет ее структуру, т. е. организованную, слаженную систему взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.
В создании и развитии коллектива студенческой группы важная роль отводится классному руководителю (куратору). Его профессиональная миссия заключается прежде всего в осуществлении педагогического сопровождения коллективной деятельности, организации самоуправления в группе, определении перспектив ее развития как коллектива; влияние на межличностные отношения в группе, что непосредственно оказывает влияние на индивидуально-личностное становление и развитие студента.
С опорой на труды А. С. Макаренко, можно выделить следующие этапы деятельности классного руководителя по формированию студенческого коллектива:
1) диагностика уровня социально-психологической адаптации студентов, их социальной идентичности, межличностных и межгрупповых отношений с целью выявления потенциальных лидеров, предварительного распределения социальных ролей в группе;
2) проведение командообразующих тренингов с целью сплочения коллектива, пробуждения лидерских качеств у максимально возможного числа членов группы;
3) выбор актива группы, с учетом желания и лидерских способностей студентов;
4) совместно с активом определение целей, задач, основных направлений работы группы, составление плана групповых мероприятий с последующим обсуждением и принятием на групповом собрании.
Далее следует сложная, постоянная, а главное совместная работа студентов и классного руководителя по дальнейшему сплочению коллектива, его развитию, вовлечению даже самых «пассивных» студентов в подготовку и проведение мероприятий, поиск путей урегулирования возникающих конфликтов, корректировка межличностных отношений в группе. Следует учесть, что классный руководитель учреждения СПО ограничен более короткими сроками обучения студентов (2–4 года), нежели, например, классный руководитель в школе. Поэтому, по мнению А. С. Макаренко, «нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» [3, с.236].
Огромное значение в жизни студенческого коллектива имеет реально функционирующее самоуправление. Органом самоуправления студенческой группы является актив, как средство самореализации и развития инициативы студентов. В состав актива группы могут входить: староста, заместитель старосты по учебным вопросам, организатор спортивных мероприятий, организатор культурно-массовых мероприятий, ответственный за информационный сектор, профорг (если в структуре образовательного учреждения имеется студенческая профсоюзная организация) и др.
Работа актива должна быть нацелена на самостоятельное решение вопросов, которые касаются всех сфер жизнедеятельности студентов группы. И в первую очередь это касается вопросов организации обучения, быта (особенно проживающих в общежитии), досуга (в том числе участие студентов в творческих коллективах, кружках, объединениях и т. д.). Кроме того, актив представляет коллектив группы в органах самоуправления образовательного учреждения. Идеальным первичным коллективом А. С. Макаренко считал только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, спаянность, крепость и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность [4].
Уделяя внимание первичному коллективу, А. С. Макаренко отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого является возможность совместного собрания. Он рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам.
Обращаясь к структуре, функциям, видам осуществляемой деятельности органов самоуправления учреждений СПО, очевидно, что в их основу положены принципы, выработанные педагогической практикой А. С. Макаренко. Приведем структуру органов самоуправления ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» (ГБПОУ ССТ).
Рис. 1. Структура органов самоуправления ГБПОУ ССТ
Основной целью деятельности органов самоуправления является повышение роли студентов и их активности в учебной, исследовательской, общественной жизни образовательного учреждения; создание благоприятной обстановки, способствующей эффективному образовательному процессу, воспитательной работе, профессиональному становлению студентов; создание условий для всестороннего развития студентов.
В эффективно организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. В таком коллективе педагог и студенты, педагогический совет и органы студенческого самоуправления стремятся к достижению одной цели, решают одни и те же задачи.
Таким образом, меняются социальные, экономические, политические ориентиры государства, но центральная идея педагогической системы А. С. Макаренко — воспитание в коллективе и через коллектив для многих педагогов остается закономерностью воспитания, развития и саморазвития гармоничной личности студента — будущего специалиста, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество.
Литература:
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. — М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1949. — 132 с.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 3: [«Педагогическая поэма» и подготовительные материалы к ней] — М.: Педагогика, 1984. — 512с.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4: [Педагогические произведения 1936–1939 гг.] — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
- Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.