Актуализация идей коллективного воспитания А. С. Макаренко в современной системе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, С. В. Актуализация идей коллективного воспитания А. С. Макаренко в современной системе среднего профессионального образования / С. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54823/ (дата обращения: 16.11.2024).



В 2018 году мировое научное и образовательное сообщество отметило 130-летие со дня рождения легендарного педагога, воспитателя и писателя Антона Семеновича Макаренко. Вклад А. С. Макаренко в отечественную и мировую педагогику огромен. На сегодняшний день его педагогические труды наиболее актуальны и ценны для российских учреждений среднего профессионального образования.

В средние профессиональные образовательные учреждения зачастую приходят далеко не самые успешные учащиеся и выпускники школ. Как правило, это дети с недостаточно сформированным уровнем личностных результатов освоения основной образовательной программы, не способные к саморазвитию и личностному самоопределению, с низким уровнем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, не редко пренебрегающие системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, не умеющие четко ставить цели и строить жизненные планы. Такие выводы подтверждаются результатами исследований социально-психологической адаптации студентов, их социальной идентичности, межличностных и межгрупповых отношений.

Главной задачей современной системы среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов с четко сформированными аналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческим отношением к делу, стремлением к сотрудничеству, проявлению личных качеств, с чувством социальной ответственности, способствующей продуктивной производительности деятельности в коллективе, что обусловливается требованиями со стороны как работодателей, так и государства. Однако, сформировать дружный, слаженный, единый студенческий коллектив, учитывая специфику учреждений СПО, педагогу удается далеко не всегда. И дело не в отсутствии желания у педагога, а скорее всего в приоритетности результатов обучения (усвоение знаний, умений, навыков, освоение профессиональных компетенций), в недопонимании сущности и значения коллектива как мощной воспитывающей среды, в недостатке базовых знаний о принципах, этапах, формах его создания, определении значения и места студентов и самого педагога в этом процессе.

Изучая современный педагогический опыт школьных учителей, преподавателей среднего профессионального и высшего образования по вопросам создания и сплочения коллектива, в очередной раз осознаешь, что принципы, стадии развития коллектива, законы его жизни, сформулированные А. С. Макаренко, находят повсеместное отражение в воспитательной деятельности образовательных учреждений, являются фундаментом ее осуществления.

А. С. Макаренко детерминировал коллектив как «…социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимная зависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [3, с.233]. Он утверждал, что организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе. Таким первичным коллективом в образовательном учреждении СПО является студенческая группа.

Студенческая (академическая) группа относится к малым кратковременным группам. В ней студентов объединяют общая цель и задачи профессиональной подготовки; совместная учебная, внеурочная и общественная деятельность; связи делового, а также личностного характера; возрастная однородность группы; ограниченный срок обучения и т. д. Достижение общих целей, поставленных перед группой, возможно только в процессе совместной деятельности всех студентов данной группы, которая в свою очередь определяет ее структуру, т. е. организованную, слаженную систему взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.

В создании и развитии коллектива студенческой группы важная роль отводится классному руководителю (куратору). Его профессиональная миссия заключается прежде всего в осуществлении педагогического сопровождения коллективной деятельности, организации самоуправления в группе, определении перспектив ее развития как коллектива; влияние на межличностные отношения в группе, что непосредственно оказывает влияние на индивидуально-личностное становление и развитие студента.

С опорой на труды А. С. Макаренко, можно выделить следующие этапы деятельности классного руководителя по формированию студенческого коллектива:

1) диагностика уровня социально-психологической адаптации студентов, их социальной идентичности, межличностных и межгрупповых отношений с целью выявления потенциальных лидеров, предварительного распределения социальных ролей в группе;

2) проведение командообразующих тренингов с целью сплочения коллектива, пробуждения лидерских качеств у максимально возможного числа членов группы;

3) выбор актива группы, с учетом желания и лидерских способностей студентов;

4) совместно с активом определение целей, задач, основных направлений работы группы, составление плана групповых мероприятий с последующим обсуждением и принятием на групповом собрании.

Далее следует сложная, постоянная, а главное совместная работа студентов и классного руководителя по дальнейшему сплочению коллектива, его развитию, вовлечению даже самых «пассивных» студентов в подготовку и проведение мероприятий, поиск путей урегулирования возникающих конфликтов, корректировка межличностных отношений в группе. Следует учесть, что классный руководитель учреждения СПО ограничен более короткими сроками обучения студентов (2–4 года), нежели, например, классный руководитель в школе. Поэтому, по мнению А. С. Макаренко, «нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» [3, с.236].

Огромное значение в жизни студенческого коллектива имеет реально функционирующее самоуправление. Органом самоуправления студенческой группы является актив, как средство самореализации и развития инициативы студентов. В состав актива группы могут входить: староста, заместитель старосты по учебным вопросам, организатор спортивных мероприятий, организатор культурно-массовых мероприятий, ответственный за информационный сектор, профорг (если в структуре образовательного учреждения имеется студенческая профсоюзная организация) и др.

Работа актива должна быть нацелена на самостоятельное решение вопросов, которые касаются всех сфер жизнедеятельности студентов группы. И в первую очередь это касается вопросов организации обучения, быта (особенно проживающих в общежитии), досуга (в том числе участие студентов в творческих коллективах, кружках, объединениях и т. д.). Кроме того, актив представляет коллектив группы в органах самоуправления образовательного учреждения. Идеальным первичным коллективом А. С. Макаренко считал только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, спаянность, крепость и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность [4].

Уделяя внимание первичному коллективу, А. С. Макаренко отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого является возможность совместного собрания. Он рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам.

Обращаясь к структуре, функциям, видам осуществляемой деятельности органов самоуправления учреждений СПО, очевидно, что в их основу положены принципы, выработанные педагогической практикой А. С. Макаренко. Приведем структуру органов самоуправления ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» (ГБПОУ ССТ).

C:\Users\Светлана\Desktop\Снимок 1.PNG

Рис. 1. Структура органов самоуправления ГБПОУ ССТ

Основной целью деятельности органов самоуправления является повышение роли студентов и их активности в учебной, исследовательской, общественной жизни образовательного учреждения; создание благоприятной обстановки, способствующей эффективному образовательному процессу, воспитательной работе, профессиональному становлению студентов; создание условий для всестороннего развития студентов.

В эффективно организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. В таком коллективе педагог и студенты, педагогический совет и органы студенческого самоуправления стремятся к достижению одной цели, решают одни и те же задачи.

Таким образом, меняются социальные, экономические, политические ориентиры государства, но центральная идея педагогической системы А. С. Макаренко — воспитание в коллективе и через коллектив для многих педагогов остается закономерностью воспитания, развития и саморазвития гармоничной личности студента — будущего специалиста, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество.

Литература:

  1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. — М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1949. — 132 с.
  2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 3: [«Педагогическая поэма» и подготовительные материалы к ней] — М.: Педагогика, 1984. — 512с.
  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4: [Педагогические произведения 1936–1939 гг.] — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  4. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, образовательное учреждение, группа, коллектив, первичный коллектив, студенческая группа, профессиональное образование, совместная деятельность, социальная идентичность, студенческий коллектив.


Похожие статьи

Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства

Изучение международной и национальной практики в области правовой охраны интеллектуальной собственности развитых стран

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Практическое применение идей А. С. Макаренко в современной России

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации

Теоретические аспекты системы физического воспитания школьников П. Ф. Лесгафта (1837–1909 гг.) в дореволюционной педагогике

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Похожие статьи

Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства

Изучение международной и национальной практики в области правовой охраны интеллектуальной собственности развитых стран

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Практическое применение идей А. С. Макаренко в современной России

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации

Теоретические аспекты системы физического воспитания школьников П. Ф. Лесгафта (1837–1909 гг.) в дореволюционной педагогике

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Задать вопрос