В статье ставится задача изучить последствия влияния на изобразительное искусство такой характерной черты информационного общества, как постоянный процесс качественной технологической модификации компьютерной техники. Автор прослеживает становление компьютерной графики с середины ХХ века до наших дней, фокусируя внимание на цифровой живописи. Рассматриваются первые эксперименты Бена Лапоски с подключенным к компьютеру осциллографом; создание в 1987 году братьями Нолл графического редактора, являющегося сейчас эталоном в области редактирования графики. Эволюция компьютерной графики привела к появлению новых стандартов и форм изобразительного искусства, соответствующих требованиям аудитории информационного пространства Интернета, насчитывающего более четырех миллиардов пользователей. Автор приходит к выводу, что происходит постепенное вытеснение традиционного искусства новыми технологиями, но воспринимать это следует исключительно с положительно стороны, так как технический прогресс открывает новые, ранее недоступные возможности.
Ключевые слова: информационное общество, цифровая живопись, компьютерная графика, интернет, технический прогресс, изобразительное искусство
В 40-х гг. двадцатого века появилась наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах — кибернетика. Вместе с ней зародилось понятие информационного общества, для которого характерными особенностями стали увеличение роли информации и технологий, создание глобального информационного пространства и рост числа людей, задействованных в производстве информационных продуктов.
Последствия информатизации и компьютеризации общества во всех его сферах были столь велики, что их назвали компьютерной или информационной революцией, информационно-компьютерные технологии стали использоваться повсеместно. А. В. Соколов характеризует информационное общество как общество, где общественные классы формируются в зависимости не от денежного, а от интеллектуального капитала, и ядро социальной структуры общества образуют квалифицированные профессионалы умственного труда [7]. Британский эксперт по информационным технологиям Джеймс Мартин дает следующее определение: «Общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».
Телекоммуникации приобретают решающее значение для социальной и экономической жизни, где ведущую роль теперь играет компьютер. Новое информационное пространство позволяет предоставлять широкий объем информации в виде фото, видео, текста или звука. Аудитория информационной сети Интернет выросла до более чем 4 миллиардов человек за последние двадцать лет (по данным аналитического агентства We Are Social). Из них около 250 млн. человек впервые вышли в сеть только в 2017 году.
Рис. 1. Статистика использования интернета, мобильных устройств и социальных сетей в 2018 году
Становление информационного общества напрямую связано с технологической составляющей, а именно с непрерывным процессом качественных модификаций и трансформаций компьютерной техники. В 1971 году был выпущен первый коммерческий микропроцессор, после чего затраты на изготовление микропроцессоров резко снизились. В 1980-х персональные компьютеры, которые теперь смогли себе позволить купить обычные пользователи, стали повсеместным явлением. С тех пор происходит постоянное увеличение мощности компьютерных процессоров, улучшается качество дисплеев, расширяется доступный спектр устройств — и это при общем удешевлении техники.
Развитие информационно-коммуникационных технологий оказало воздействие, в том числе, на искусство. Свобода передачи и получения информации позволила художникам значительно увеличить свою потенциальную аудиторию. Художественный процесс находится под влиянием преобразований информационного общества, где люди имеют существенно больше возможностей определять свои вкусы. Изобразительное искусство стало более доступным и вышло за пределы выставочных залов, преобразовавшись в цифровую форму. Онлайн-галерея цифрового искусства DeviantArt имеет более 26 миллионов зарегистрированных пользователей. Ежемесячная аудитория видеохостинга YouTube составляет 1,8 млрд. человек. В современном обществе информационные потоки и новые тенденции формируют ориентацию индивидуального и массового сознания, и мгновенно находят отклик у его творческой части. Путь «событие — новость — реакция» занимает все меньше времени; по художественному содержанию творческих сообществ и галерей Интернета можно отследить все актуальные на сегодняшний день явления.
Основную часть содержания онлайн-галерей составляют цифровые иллюстрации (т. е. созданные при помощи компьютера). Художественные произведения, созданные при помощи компьютерной графики, появились еще в середине ХХ века. Изначально термин «компьютерная графика» обозначал наглядную форму отображения результатов математических вычислений, однако постепенно его значение существенно расширилось. Теперь с ним ассоциируются не только научная, инженерная и деловая графика, но и весь арсенал компьютерных средств изобразительного искусства [3]. В 1952 году математик и художник Бен Лапоски при помощи катодной трубки осциллографа создал композиции под названием «Электронные абстракции» (или «Осциллоны») [Рис.2. — a]. Ученый, художник и писатель Герберт Франке приблизительно в те же годы экспериментировал со специально собранными простыми аналоговыми компьютерами, подключёнными к осциллографу. В 1971 году вышла его книга «Компьютерная графика: компьютерное искусство», где Франке описывает историю и практику зарождающегося жанра компьютерной живописи. Среди прочих пионеров цифрового искусства следует упомянуть также Чарльза Зури, нарисовавшего серию компьютерных изображений по мотивам картин известных художников, и Майкла Нолла, создавшего первую анимационную работу.
Рис. 2. Изображения, созданные при помощи компьютера: a). 1952 г. b). 2018 г.
В целом, именно в 1950–1960-е гг. произошло становление компьютерной графики. Были заложены основы векторной и трехмерной графики, методы преобразования изображений. Следующим значительным этапом в ее развитии можно назвать 1995–1996-е гг. — именно тогда появились и получили широкое распространение недорогие качественные мониторы и видеокарты с расширенной палитрой отображаемых цветов. Чуть менее чем за десять лет до этого, в 1987 году, братья Томас и Джон Нолл разработали графический редактор Photoshop, на данный момент фактически являющийся отраслевым стандартом в области редактирования растровой графики. Открывшиеся технические возможности расширили диапазон художественного видения и приёмов художественного творчества.
Переориентация общества под новую модель функционирования отсекла оказавшиеся невостребованными сферы деятельности. Традиционная живопись по-прежнему остается предметом высокого искусства, выставляется в галереях и продается на аукционах. Однако, она больше не отвечает производственным требованиям массовой индустрии, где во главу процесса, наряду с качеством, ставится скорость работы и возможность внести исправления на любом этапе разработки. Выполненная в технике традиционного изобразительного искусства афиша или рекламный плакат, в сущности, поддаются корректировке, но это очень трудоемкий и долговременный процесс. Графический редактор имеет колоссальное преимущество перед традиционной живописью, позволяя перемещать, масштабировать, удалять или добавлять на изображение объекты вне зависимости от стадии работы. К примеру, в случае акварельного рисунка это было бы в принципе невозможно, что абсолютно не соответствует требованиям рынка, где заказчик зачастую не примет работу без нескольких этапов правок. Мобильность и коммуникабельность — обязательные требования для современного профессионального иллюстратора.
Информационное общество ведет к вытеснению традиционного искусства новыми технологиями. Искусство — гибкий живой организм, меняющийся в соответствии с эпохой, и его изменения следует воспринимать как эволюцию. Широкие возможности компьютерной графики открывают новые горизонты для творчества, не отвергая базовых основ традиционного искусства. Технический прогресс не противоречит духовному и философскому смыслу искусства; напротив, он лишь открывает для него новые двери в мир.
Литература:
1. Сколота З. Н. Современное искусство: формы и технологии // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 852–856.
2. Подшибякин А. М. Специфика художественной культуры в контексте информационного общества // Великий Новгород. — 2004. — 215 с.
3. Турлюн Л. Н. Компьютерная графика — искусство постмодернизма // Молодой ученый. — 2010. — № 12. Т.2. — С. 186–189.
4. Perova O. Fan-Art: Independent Art or Blind Copying? // Young Scientist USA. –– 2018. –– Vol. 14. –– P. 31–36.
5. Joline Blais, Jon Ippolito. At the Edge of Art // Thames & Hudson. — 2006. — 256 p.
6. А. Ю. Демшина Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект // СПб. — 2010. — 320 с.
7. Соколов А. В. Три лика информационного общества // Культурологический журнал. — 2011. — № 2.