Программное содержание.
Образовательные задачи.
- Конкретизировать представления детей о сказках К. И. Чуковского.
- Продолжать учить детей делать самостоятельные выводы.
Развивающие задачи.
- Развивать речевые навыки.
- Обогащать литературный опыт детей.
- Активизировать мыслительные способности.
- Развивать целостность восприятия в дидактических играх.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать устойчивый интерес и любовь к художественной литературе и творчеству К. И. Чуковского.
- Поддерживать проявление положительных эмоций.
Методы и приемы.
Словесные: беседа, ситуативная беседа по безопасности, художественное слово: К. И. Чуковский: «Чудо-дерево», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Айболит» «Мойдодыр», «Федорино горе», «Бармалей», уточнение, вопросы, логические рассуждения.
Наглядные: рассматривание слайдов, теневой театр, музыкальное сопровождение: «В гостях у сказки», «Песенка чудесенка»: сл. А. Кондратьев, муз. М. Протасов.
Практические: игра (словесная, дидактическая), метод сотрудничества, исследования и анализа.
Здоровьсбережение: упражнение по методике Лазарева, физкультминутка «Посуда» Н.Нищева, зрительная гимнастика «Лиса».
Предшествующая работа.
Чтение произведений Корнея Ивановича Чуковского, рассматривание иллюстраций.
Содержание игровой ситуации.
Звучит фрагмент мелодии «В гостях у сказки».
— Станьте, дети, станьте в круг,
Слева друг и справа друг.
Я приглашаю вас сегодня в занимательный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Иванович — замечательный детский писатель. Его произведения любят все ребятишки, и когда человек становится взрослым, то с удовольствием читает сказки Чуковского своим детям.
Так и повелось, писателя Чуковского называют добрый дедушка Корней. Посмотрите на портрет Корнея Ивановича. У него добрая улыбка, глаза светятся умом. Вот такие и сказки у дедушки Корнея веселые, добрые и умные. И сегодня мы с вами вспомним его сказки.
Для начала сделаем зарядку «Просыпалочку» — заряжалочку.
Игра «Мое тело» по методике Лазарева (1997).
— Повторяйте слова и показывайте части тела, о которых мы будем говорить.
головушка-соловушка (гладят голову)
лобик-бобик (выставляют вперед лобик, как бычки)
носик-курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)
щечки-комочки (мнут пальчиками щечки и трут их тихонько ладошками)
губки-голубки (вытягивают губки в трубочку)
зубочки-дубочки (стучат тихонько зубками)
бородушка-молодушка (гладят подбородок)
глазки-краски (раскрывают глазки шире и смотрят, сколько красок вокруг)
реснички-сестрички (моргают ресничками)
ушки-«послушки» (трут тихонько пальчиками свои ушки)
шейка-индейка (вытягивают свою шейку)
плечики-кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)
ручки-«хватучки» (обхватывают руками свои плечи)
пальчики-мальчики (шевелят пальчиками рук)
грудочка-уточка (выпячивают вперед свою грудку)
животик-бегемотик (выпячивают животик вперед)
спинка-тростинка (вытягивают спинку)
коленки-«поленки» (сгибают ножки в коленках по очереди)
ножки-сапожки (топают ножками)
— Как у наших у ворот [4, с.67]
Чудо-дерево растет.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».
— Дерево высокое, а наоборот, — низкое,
— дуб старый, а дубок — …молодой,
— ствол может быть кривой, а наоборот, ствол может быть…прямой.
— тополек тонкий — а тополь…толстый.
Наше чудо-дерево расчудесное!
Не листочка на нем, не цветочка,
А на его веточках — сказки.
Дидактическое упражнение «Герои сказок».
— Надо выбрать героев сказок К. И. Чуковского. (На мольберте рисунок дерева, на нем картинки героев сказок: Дюймовочка, Золушка, Бармалей, Крокодил,… дети выбирают и переносят картинки героев на другой мольберт, называют героев сказок).
— Что можно сорвать с «Чудо-дерева» в сказке Чуковского (сапожки, туфельки, чулочки, ботинки).
Дидактическая игра «Найди пару».
Дети находят пары картинок: платье — пуговицы, сапоги — щетка, красовки — шнурок, шапка — перчатки, брюки — ремень. (Результат — дети сравнивают правильность выполнения)
— Как называется сказка, в которой просили прислать эти предметы:
шоколад, галоши, перчатки, книжки («Телефон»)
Игра «Обведи животное».
Дети обводят силуэт животного по точкам и называют его.
— «Кто звонил по телефону?»
1….Первый позвонил …слон и просил прислать…шоколад.
2….второй…крокодил.
3…зайчатки…перчатки.
4…мартышки…книжки.
5…медведь, …ревел, а потом …просил спасти моржа.
6…цапли…капли.
7…свинья…соловья.
8…газели…спрашивали про качели.
9…кенгуру… спрашивал о квартире Мойдодыра.
10…носорог…о том, что бегемот провалился в болото.
Игра «Путаница».
— Назовите животных.
— Как вы думаете, о какой сказке пойдет дальше речь, если мы разгадали путаницу. (Сказка «Путаница»).
Упражнение «Расскажи отрывок».
Иллюстрация сказки «Путаница», воспитатель предлагает детям рассказать отрывок сказки вместе с ним [4, с.14]
— Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
…Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Кто? — синички, лисички или сестрички? (Лисички).
Зрительная гимнастика «Лиса». [3,с.15]
Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза (зажмурить глаза, и открыть),
Смотрит хитрая лисица,
Ищет, чем бы поживиться (глаза влево, вправо, не поворачивая головы),
Пошла лиска на базар, посмотрела на товар (взгляд вниз — вверх).
Себе купила сайку, лисятам — балалайку (тремя пальцами слегка надавливая на веко).
— Чему учит сказка? (Любое непослушание заканчивается неприятностями).
Ситуативная беседа с детьми по безопасности.
— Подскажите название сказки дедушки Корнея, в которой, неприятности из-за непослушания случились с Танечкой и Ванечкой. («Бармалей»).
— Что они сделали? (Ушли без разрешения родителей).
— Можно ли так делать?
— Почему и на самом деле тоже нельзя так поступать? (Можно встретить опасных и злых людей).
— Кто прилетел в аэроплане на помощь к Танечке и Ванечке? (Доктор Айболит).
— Кому еще помогал доктор Айболит? (Животным).
— Где жили животные в Африке, на горе или в болоте. Давайте вспомним.
Дети рассказывают отрывок из сказки «Айболит» [4, с.79]
— Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо».
Дидактическое упражнение «Сказки перепутались».
Детям надо выбрать, какой предмет нужен доктору Айболиту: медицинский чемоданчик или сушилка для тарелок. (Айболиту нужен медицинский чемоданчик, а сушилка для тарелок — Федоре из сказки «Федорино горе».
Дидактическая игра «Что лишнее?».
Дети по тени предметов посуды и утюга, определяют лишний предмет — утюг, остальные предметы — посуда: кувшин, кастрюля, чашка чайная, заварочный чайник, сковорода.
Физкультминутка «Посуда» [2, с.206].
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
— Как вы думаете, какой вывод можно сделать, чему учит сказка «Федорино горе?» (Нужно соблюдать чистоту, мыть посуду, польза для здоровья).
— Какой предмет посуды купила Муха- Цокотуха на базаре: чайник, кастрюлю или самовар?
Дидактическая игра «Сложи картинку». Дети работают в парах и складывают иллюстрации к сказке «Муха- Цокотуха».
Воспитатель показывает слайд, на котором изображены: мыло, щетка и мочалка.
— Назовите сказку. Игровая ситуация «Загадки»
— От Грязнули, ускакала как лягушка: подушка, избушка, кадушка или ракушка? (И подушка, как лягушка, ускакала от меня).
— Какова же главная мысль сказки «Мойдодыр»?
Будешь опрятным, будешь соблюдать порядок — будешь здоров!
Детям представлена иллюстрация к сказке «Мойдодыр».
Педагог просит процитировать отрывки [4, с.25]
Первый отрывок:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Второйотрывок:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
— Расскажите своим друзьям, своим младшим братишкам и сестренкам о веселых, добрых и умных сказках дедушки Корнея.
— Помните сами о них. Помните, чему они нас учат?
— Послушанию, дружбе, чистоте, опрятности.
— Разрешите мне пожелать вам крепкого здоровья, хорошего настроения. Спасибо вам за сотрудничество.
Мне было приятно с вами общаться. Вы много умеете и много знаете, вы — умные дети.
Я вручаю вам медали: «Самый умный» и «Самая умная». Поздравляю!
Литература:
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
- Новомлынская Т. А. «Минутки здоровья» в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — Армавир, 2010.
- Чуковский К. И. Сказки: Для дошкольного возраста. — ПКФ «Аурика», 1995.