Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, исследовательская компетенция, краеведение, младшие школьники.
В современном учебном процессе у младших школьников недостаточно внимания уделяется истории родного края. У многих детей отсутствует любовь к родному краю, стране. Информационное поле наполнено критикой современного общества и государства. История также трактуется по-разному. Необходимо показывать положительный опыт прошлого для его воспроизводства в будущем, для формирования у детей любви к своему краю, стране, акцентирования внимания на доброе отношение к стране, людям.
Изучение истории родного края в традиционной схеме не всегда интересно детям. Одним из вариантов уроков, являются занятия, где происходит смена форм и методов деятельности, например сочетании занятий по родному краю с основами моделирования. Исследовательская деятельность на уроках способствует всестороннему развитию детей. Результатом такой деятельности является формирование исследовательской компетенции, — «совокупности знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [1, с. 60]. По мнению Казариной Л. А. формирование исследовательской компетенции начинается «с момента включения учащегося в процесс исследования» [2, с. 30].
Согласно «Федеральному государственному стандарту начального общего образования» реализация образовательной программы начального общего образования осуществляется «через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» [4].
Некоторые школы Тюмени активно сотрудничают с организациями дополнительного образования для реализации внеурочной деятельности. Специалисты учреждений дополнительного образования во внеурочное время проводят занятия определенной направленности по утвержденным программам. Например, между МАУ ДО ЦРТДиЮ «Контакт» города Тюмени и МАУ СОШ № 42 заключен договор, на основании которого педагоги проводят занятия по технической, естественно-научной и художественной направленностям.
Рассматривая опыт взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при осуществлении внеурочной деятельности, можно выделить следующие проблемы:
– материально-технические условия (занятия и мероприятия проводятся во второй половине дня, не все школы имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности);
– кадровые ресурсы (нет ставок на дополнительное образование, занятия проводят либо учителя, либо приглашенные специалисты);
– финансовые ресурсы (отсутствует финансирование на покупку материалов для освоения программы).
Занятия, в которых предусматривается смена деятельности, позволяют ребенку максимально вовлечься в процесс, создать свой маленький проект на основе полученной и проанализированной ситуации им самим, а не выполнять задания по шаблону. Выполняя творческий проект, дети неоднократно возвращаются к информации, которую собрали сами, и воспроизводят ее в макетах, рисунках. В процессе выполнения практических занятий происходит формирование знаний, умений и навыков. Тем самым формируется положительное отношение к самому понятию информация, к труду. История родного края в таком процессе усваивается легко и непринужденно. Ребенок, изучая родной край, его культуру, историю, воспринимает современные обстоятельства под другим углом и себя уже идентифицирует и олицетворяет с позиции человека, у которого есть импульс к развитию, положительная основа для дальнейшего совершенствования. Он знает, что и как делали его предки, он в какой-то мере пережил этот опыт, значит сможет его воспроизвести и усовершенствовать в будущем.
Например, тема «Деревянное зодчество», предусматривает теоретический и практический аспекты, с просмотром видеоматериала, играми, складыванием из кубиков формы окна и наличника. Затем проводится экскурсия по наиболее интересным объектам деревянного зодчества Тюмени, в процессе ребята знакомятся с историей домов, особенностями сибирских наличников, делают фотографии. Затем на практическом уроке воспроизводят увиденные наличники из скульптурного пластилина. Тема «Купечество», предусматривает теоретический аспект с просмотром фильма, обсуждением личности меценатов, затем организации мини-постановок о благотворительности. Возможно проведение экскурсии по купеческому дому, практическое занятие предусматривает зарисовку купеческой жизни и создание дома из бумаги (интерьер или экстерьер).
Значение внеурочной деятельности сформулировали в исследовании Стефаник Ю. В. и Шемякина Н. И.: «открывает для детей мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своей индивидуальности. Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования» [3, с. 376].
Занятия способствуют передачи культурного, духовного и нравственного опыта. Отсутствие таких занятий влияет на формирование личности ребенка не только в части недостаточности знаний по истории родного края и умений и навыков в моделировании, но и в неясности своей идентификации в обществе, определении себя, своей роли и значимости.
Реализация занятий, не предусмотренных школьной программой, возможна во внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность, как способ формирования исследовательской компетенции способствует всестороннему развитию личности ученика, определяет его будущую мотивацию к освоению знаний, умений, навыков. Именно внеурочная деятельность, реализуемая школой самостоятельно или с привлечением педагогов из учреждений дополнительного образования, способствует формированию исследовательской компетенции у детей.
Литература:
- Алексеева, Г. А. Формирование исследовательской компетенции младших школьников / Г. А. Алексеева, П. М. Алексеева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». — 2015. — С. 60–62.
- Казарина, Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Казарина. — Томск, 2016. — 193 с.
- Стефаник, Ю. В. Организация взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при осуществлении внеурочной деятельности в Курганской области. Состояние. Проблемы. Перспективы развития / Ю. В. Стефаник, Н. И. Шемякина // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всерос. науч.-практ. конференции. — Челябинск: ЧИППКРО. — 2016. — С. 374–377.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.09.2011) [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «КонсультантПлюс» — режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 07.02.2017).