Человек и природа... Актуальность этой темы никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас всех дома — Земля.
Свое начало истоки экологической культуры берут в многовековом опыте народа — в обычаях осторожного отношения к природе, природным богатствам родной планеты. В древности наши деды хорошо знали природу. Человек зависел от погоды, от стихии. Народы поклонялись силам природы, понимая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди передавали накопленные сведения потомкам.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает:
‒ Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
‒ Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
‒ Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)
‒ Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие показатели:
‒ Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
‒ Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.
‒ Проявление активного отношения к объектам природы (умение оценить действия других людей по отношению к природе)
Экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и так далее.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников, взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
‒ Представление о растениях и животных, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах их удовлетворения.
‒ Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособляемости животных и растений к условиям существования.
‒ Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в тоже время каждый из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.
В своей повседневной работе мы применяем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения познаний о природной среде и как средство ознакомления с общественной средой. В процессе игры воспитаннику легче спланировать свою деятельность и усвоить нормы поведения в окружающем мире.
Дидактические игры можно распределить на три группы:
‒ Игры на ознакомление детей с жизнью растений и животных
‒ Игры на ознакомление с окружающей средой
‒ Игры, направленные на ознакомления детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире
Планируя содержания дидактической игры, педагог должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на развитие ребенка и формирование его отношения к окружающему.
Например, д/и «Что я знаю и не знаю о диких животных» можно провести в форме беседы, где ответы детей чередуются с дополнениями и уточнениями воспитателей. В конце игры вместе с детьми подводится итог: дикие животные сами о себе заботятся, своим образом жизни приспособлены к своему месту обитания, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они себе добывают. Дикие животные могут жить без человека, но человек должен помнить, в его силах не разрушать их дом — лес.
В дидактической игре «Отгадай и сравни загадки о животных» обратить внимание детей на домашних и диких животных, на их внешний вид, повадки. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких, — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу, строить себе жилища, добывать корм, не могут защитить себя от врагов. Дети загадывают и отгадывают загадки, доказывая правильность ответа, сравнивая загадки, выделяя признаки их сходства и различия.
Дидактическая игра «Да и нет». Дети загадывают животное и на вопросы ведущего о месте проживания, питания, внешнем виде отвечают только «да» и «нет».
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) экологические игры представляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний, и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемы и приспособлением растений и животных к условиям среды, последовательной сменой сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее приделами.
Например, в дидактической игре «Что было бы, если бы из леса исчезли…», которая так же известна под названием «Береги природу», воспитатель предлагает убрать из леса одно звено — например, насекомых. Что произойдет? Ответ подводит к выводу, что все растения и животные связаны друг с другом.
В процессе общения с природой в игровой форме и развитии эмоциональной отзывчивости у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенности и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости: понимать важность охраны природы, осознано выполнять нормы поведения в природе.
В игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил или норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр. Включать игру в занятия можно неоднократно. Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой, от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности; каждая последующая игра должна продолжать последовательность действий, событий предыдущей.
Например, для ознакомления с окружающей средой можно использовать такие игры:
‒ «Дом для зверей».
Цель: познакомить детей жизнью диких животных, условиями их обитания. Учить делать выводы как внешний вид животного, его особенности и повадки влияют на место проживания.
Задания: каждый ребенок выбирает животного и соотносит его с местом проживания, объясняя свой выбор почему это животное живет в этом домике, а не в другом.
‒ «Где живет зверек?»
Цель: закреплять знания детей об образе жизни животных в окружающем мире, подвести к выводу, что в других условиях животное не сможет приспособиться, не выживет.
Задание: рассказать о выбранном представителе фауны, обосновать место обитания и поместить на картину.
‒ «Путешественники»
Цель: Выявить и закрепить знания детей о жизни животных, об условиях необходимых для их развития и проживания, предпочтениях в еде, образе жизни. Учить рассказывать о животных, в дом которого зашли.
Задание: дойти до финиша, соблюдая правила, рассказав о животном и его доме.
‒ «Лесной мегаполис»
Цель: объяснить детям, что лес — это мегаполис, в которому живут лесные жители и у каждого из них есть свой особенный дом. Познакомить с понятием «этажи леса», где проживают его «жильцы». Закрепить знания об условиях проживания животных.
Задание: пройти путь и найти ответы на вопросы.
Эти игры закрепляют знания детей о различных животных и среде их обитания. От игры к игре идет усложнение. Если в первой игре дети ориентируются на внешний вид животного и соотносят его со средой обитания, то во второй — дети закрепляют знания о приспособленности животного к месту обитания и пытаются выяснить причины, по которым они не могут проживать в другой среде.
На развитие познавательной инициативности детей влияет не только постепенное усложнение заданий с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и число наглядного материала.
Дидактические игры — это действенное средство интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания с одной стороны и практическая деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром.
Литература:
- Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». — М.: Просвещение, 1981
- Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте». — М.: ИЦ «Академия», 2008
- Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». — М.: Сфера, 2007
- Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». — М.: Перспектива, 2008
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». — М.: Сфера, 2004
- Коломина Н. В. «Занятие по экологии в детском саду». — М.: Сфера, 2008
- Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». — М.: Мозаика-Синтез, 2017
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2014