Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 1164 раза

Библиографическое описание:

Ушакова, Т. С. Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников / Т. С. Ушакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54855/ (дата обращения: 17.10.2024).



Человек и природа... Актуальность этой темы никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас всех дома — Земля.

Свое начало истоки экологической культуры берут в многовековом опыте народа — в обычаях осторожного отношения к природе, природным богатствам родной планеты. В древности наши деды хорошо знали природу. Человек зависел от погоды, от стихии. Народы поклонялись силам природы, понимая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди передавали накопленные сведения потомкам.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает:

‒ Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

‒ Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

‒ Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)

‒ Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие показатели:

‒ Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

‒ Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

‒ Проявление активного отношения к объектам природы (умение оценить действия других людей по отношению к природе)

Экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и так далее.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников, взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

‒ Представление о растениях и животных, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах их удовлетворения.

‒ Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособляемости животных и растений к условиям существования.

‒ Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в тоже время каждый из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

В своей повседневной работе мы применяем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения познаний о природной среде и как средство ознакомления с общественной средой. В процессе игры воспитаннику легче спланировать свою деятельность и усвоить нормы поведения в окружающем мире.

Дидактические игры можно распределить на три группы:

‒ Игры на ознакомление детей с жизнью растений и животных

‒ Игры на ознакомление с окружающей средой

‒ Игры, направленные на ознакомления детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире

Планируя содержания дидактической игры, педагог должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на развитие ребенка и формирование его отношения к окружающему.

Например, д/и «Что я знаю и не знаю о диких животных» можно провести в форме беседы, где ответы детей чередуются с дополнениями и уточнениями воспитателей. В конце игры вместе с детьми подводится итог: дикие животные сами о себе заботятся, своим образом жизни приспособлены к своему месту обитания, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они себе добывают. Дикие животные могут жить без человека, но человек должен помнить, в его силах не разрушать их дом — лес.

В дидактической игре «Отгадай и сравни загадки о животных» обратить внимание детей на домашних и диких животных, на их внешний вид, повадки. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких, — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу, строить себе жилища, добывать корм, не могут защитить себя от врагов. Дети загадывают и отгадывают загадки, доказывая правильность ответа, сравнивая загадки, выделяя признаки их сходства и различия.

Дидактическая игра «Да и нет». Дети загадывают животное и на вопросы ведущего о месте проживания, питания, внешнем виде отвечают только «да» и «нет».

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) экологические игры представляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний, и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемы и приспособлением растений и животных к условиям среды, последовательной сменой сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее приделами.

Например, в дидактической игре «Что было бы, если бы из леса исчезли…», которая так же известна под названием «Береги природу», воспитатель предлагает убрать из леса одно звено — например, насекомых. Что произойдет? Ответ подводит к выводу, что все растения и животные связаны друг с другом.

В процессе общения с природой в игровой форме и развитии эмоциональной отзывчивости у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенности и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости: понимать важность охраны природы, осознано выполнять нормы поведения в природе.

В игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил или норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр. Включать игру в занятия можно неоднократно. Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой, от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности; каждая последующая игра должна продолжать последовательность действий, событий предыдущей.

Например, для ознакомления с окружающей средой можно использовать такие игры:

‒ «Дом для зверей».

Цель: познакомить детей жизнью диких животных, условиями их обитания. Учить делать выводы как внешний вид животного, его особенности и повадки влияют на место проживания.

Задания: каждый ребенок выбирает животного и соотносит его с местом проживания, объясняя свой выбор почему это животное живет в этом домике, а не в другом.

‒ «Где живет зверек?»

Цель: закреплять знания детей об образе жизни животных в окружающем мире, подвести к выводу, что в других условиях животное не сможет приспособиться, не выживет.

Задание: рассказать о выбранном представителе фауны, обосновать место обитания и поместить на картину.

‒ «Путешественники»

Цель: Выявить и закрепить знания детей о жизни животных, об условиях необходимых для их развития и проживания, предпочтениях в еде, образе жизни. Учить рассказывать о животных, в дом которого зашли.

Задание: дойти до финиша, соблюдая правила, рассказав о животном и его доме.

‒ «Лесной мегаполис»

Цель: объяснить детям, что лес — это мегаполис, в которому живут лесные жители и у каждого из них есть свой особенный дом. Познакомить с понятием «этажи леса», где проживают его «жильцы». Закрепить знания об условиях проживания животных.

Задание: пройти путь и найти ответы на вопросы.

Эти игры закрепляют знания детей о различных животных и среде их обитания. От игры к игре идет усложнение. Если в первой игре дети ориентируются на внешний вид животного и соотносят его со средой обитания, то во второй — дети закрепляют знания о приспособленности животного к месту обитания и пытаются выяснить причины, по которым они не могут проживать в другой среде.

На развитие познавательной инициативности детей влияет не только постепенное усложнение заданий с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и число наглядного материала.

Дидактические игры — это действенное средство интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания с одной стороны и практическая деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром.

Литература:

  1. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». — М.: Просвещение, 1981
  2. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте». — М.: ИЦ «Академия», 2008
  3. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». — М.: Сфера, 2007
  4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». — М.: Перспектива, 2008
  5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». — М.: Сфера, 2004
  6. Коломина Н. В. «Занятие по экологии в детском саду». — М.: Сфера, 2008
  7. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». — М.: Мозаика-Синтез, 2017
  8. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2014
Основные термины (генерируются автоматически): животное, игра, дидактическая игра, природа, ребенок, знание детей, место обитания, место проживания, нравственное воспитание, образ жизни.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Задать вопрос