Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 18.12.2018

Статья просмотрена: 870 раз

Библиографическое описание:

Бизяева, И. А. Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта / И. А. Бизяева, А. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54857/ (дата обращения: 17.10.2024).



Социализация личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Это период овладения норм социального поведения. Успешная социализация дошкольника во многом зависит от правильной организации свободного общения.

При формировании готовности к свободной совместной деятельности со сверстниками, большое значение уделяется развитию эмоциональной отзывчивости каждого ребенка. Эмоциональную отзывчивость можно рассматривать как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру. М. С. Лисина, А. Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. В. В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений. [6, с. 16]

Решающей ролью в становлении эмоциональной отзывчивости является развитие эмоционального интеллекта в целом. Эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития эмоциональной отзывчивости, впоследствии положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия.

Мы обозначили задачи:

– Определить место и роль эмоционального интеллекта в успешной социализации у детей дошкольного возраста.

– Создать условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта, разработать и апробировать методы развития эмоционального интеллекта совместно с психологом и выявить влияние на успешную социализацию детей дошкольного возраста.

– Вовлечь в педагогическую деятельность родителей.

Практическая реализация состоит во включении детей дошкольного возраста в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности.

Мы создали системную работу. Она способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе педагогической деятельности у детей происходили изменения в эмоциональной сфере ребенка. Возрастала потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.

Организация занятий имеет как самостоятельный, так и включенный характер. Проводим их в совместной деятельности с использованием разных видов игр, этюдов, релаксационных упражнений. Часть материала используем в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. Часть занятий также включена в другие занятия дошкольной подготовки.

Основной целью первого этапа является формирование навыков эмоциональной отзывчивости в процессе взаимодействия детей друг с другом. На данном этапе дети учатся распознавать эмоциональное состояние друг друга, литературных персонажей, усваивают нормы и правила поведения. Для них моделируются различные проблемные ситуации, которые необходимо обыграть. У детей формируется оценочное отношение к происходящему, осмысление прослушанных литературных произведений и обогащение чувств. Дети еще не могут самостоятельно проникнуть в содержание произведения, не могут понять эмоциональные состояния литературных героев и нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы.

Чтение произведения.

Беседа о прочитанном.

Рассматривание иллюстраций.

Игры-беседы детей с персонажами.

Этюды на выражение эмоций у детей.

Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Работа по развитию эмоционального интеллекта ведется в определенной последовательности: от более простых и понятных эмоций к более трудным. Детей знакомим с существующими эмоциями и одними из лучших помощников в этом деле будут развивающие карточки. Варианты могут быть разнообразные — от смайликов до портретов родственников, либо самого ребенка.

Чтобы весело изучать эмоции, придумываем вместе короткие рассказы и подбираем подходящее лицо для выражения эмоций у ребенка на картинках, обращая внимание на форму губ, положение бровей, форму глаз характерных для того или иного эмоционального состояния. Читаем сказки, рассказы, обсуждаем чувства и эмоции главных героев. Слушаем классическую музыку и обсуждаем, какие эмоции и чувства вызывает тот тили иной фрагмент музыкального произведения. Рассматриваем картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждаем, какие эмоции и какое настроение создает тот или иной образец культуры и искусства.

Используем психологические разминки, направленные на снятие эмоциональных зажимов: «Жители сказки»: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, вампир, скелет и т. д.). По сигнал ребенок показывает героя как можно более страшным, а все остальные отгадывают, кто был изображен.

«Сделай страшного героя добрым!» Каждый ребенок придумывает историю, почему его герой стал страшным, и все вместе думают, как можно освободить его от злости и страха, как сделать его добрым и счастливым. Каждый страшный персонаж проходит через ритуал освобождения от злости и становится добрым (ребенок проигрывает или проговаривает это превращение: например, его герой прощает того, кто его обидел).

Психологическая разминка. «Страшный — смешной»: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей и его «нестрашного» занятия. Например, Баба Яга собирается на свидание или Кощей занимается в тренажерном зале и т. д. Цель — изобразить героя как можно более смешным и рассмешить всех остальных.

«Галерея Смеха». Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, но так, чтобы он получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в Галерее Смеха, где каждый художник рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.

Психологическая разминка. «Конкурс страхов»: дети передают по кругу мячик, заканчивая предложение: «Человек боится…». Повторяться нельзя. Кто повторяется, тот выбывает из игры. В конце игры делается вывод: все люди чего-то боятся, но надо учиться преодолевать свои страхи.

«Кубик откровений». На занятии появляется волшебный «кубик откровений». Дети по желанию рассказывают о своих личных страхах, а все остальные думают, что можно посоветовать в этой ситуации, как можно справиться со страхами.

«Темносказка». Детям читается одноименная сказка о том, как маленький мальчик боялся темноты и как он преодолел свой страх. Все слушают и рисуют в альбомах иллюстрацию к этой сказке. После прочтения сказки проводится обсуждение того, как герой справился со своими страхами, что ему в этом помогло. Желающие рассказывают о своем опыте преодоления тех или иных страхов. Затем каждый заканчивает предложения: «Страх мешает, когда…», «Страх помогает, когда…». Делается вывод о том, что страх может не только мешать, но и помогать человеку: например, предупреждать и защищать его от опасности.

На втором этапе у детей формируется целостное представление о своем Я, выделяются два направления работы с детьми «Я и Я», «Я и другие». Используются игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания, самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям; способности различать свои эмоциональные ощущения; на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу. На данном этапе использовались:

  1. Проведение этюдов и театрализованных представлений.
  2. Обыгрывание различных ситуаций.
  3. Игры на разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Самостоятельное проведение упражнений на релаксацию.
  5. Составление сказок, рассказов из опыта (на различные темы о переживаниях ребенка).

Проводим игры-драматизации (где ребенок учится взять на себя несложную роль и проявить различные состояния данной роли: грустит, радуется, злится).

Через театрализованные игры развиваем умение различать яркие эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам.

Проводим подвижные игры на снятие эмоционального напряжения и поднятие положительного эмоционального тонуса, воспитание первоначальной эмоциональной регуляции.

Без помощи родителей не обошлось, они стали более активны, потому что их и наши старания не прошли даром. Были проведены консультации: «Как бороться с капризами? Наказание и поощрение? У меня агрессивный ребенок, помогите! Ребенок просит собаку, это катастрофа?» и многое другое.

Результаты за период работы:

  1. В группе созданы условия для понимания и распознавания детьми своего внутреннего эмоционального состояния и состояния окружающих, овладения средствами эмоциональной выразительности.
  2. Положительная динамика развития коммуникативных навыков, способности к продуктивному общению, умения сотрудничать и избегать конфликтов.
  3. Дети готовы к коллективным формам деятельности, умеют устанавливать дружеские отношения, самостоятельно решают конфликты мирным путем, способны управлять своим поведением и способами общения.

Перспективы дальнейшей работы видятся в более глубоком изучении данной проблемы, в дальнейшей разработке и совершенствовании алгоритма проектирования методов и технологий, внедрении и оценке их эффективности в педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. — Минск: Попурри, 2004. — 208 с.
  2. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. — М.: КСП+, 2003. — 272 с.
  3. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 569–571.
  4. Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. — М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2004. — 174 с.
  5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. — 280 с.
  6. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, дошкольный возраст, страх, выражение эмоций, герой, психологическая разминка, совместная деятельность, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Задать вопрос