В статье широко рассмотрена проблема двоемирия втворчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных оппозициям романтического двоемирия.Представлен также анализа библейской тематики в «Книгах Джунглей» Д. Р. Киплинга. Выявлены ключевые реминисценции и доказано, что они играют важнейшую роль в формировании художественного бытия «Книг Джунглей».
Ключевые слова: Редьярд Киплинг, двоемирие, речь, заповеди, неоромантизм, Библия, художественное бытие, новозаветные мотивы, мессия.
Творчество Редьярда Киплинга (1865–1936), вступившего в литературу сто лет назад, вот уже сто лет является предметом острых дискуссий как в западном, так и в отечественном литературоведении; в сознании европейцев до сегодняшнего дня Р.Киплинг предстает во всевозможных ликах — то поразительно низких, то чрезвычайно высоких, оценивается с разных точек зрения, часто только политических и узко идеологических; до сегодняшнего дня Р.Киплинг — один из самых загадочных, самых непрочитанных, не проанализированных западных художников конца XIX — начала XX столетия. Главное же, не осмыслено место Киплинга в литературном процессе, природа его художественного сознания, эволюция его художественного метода.
Поэзия и проза Киплинга отражают нравственные ценности всего человечества. О его высоком художественном мастерстве писали многие поэты, писатели и литературные критики. К примеру, Оскар Уайльд, Т. С. Элиот и Генри Джеймс высоко ценили его писательский профессионализм. [2, 429] «Как прозаик и поэт Киплинг в лучших своих произведениях обогатил английскую литературу новыми темами и приёмами повествования, сочетанием иронии и пафоса, повседневности и экзотики». [3, 170]
Широко известными произведениями Киплинга являются детские сказки составившие два тома: «Книга Джунглей» (“The Jungle Book”), роман «Ким» (“Kim”), повесть «Отважные мореплаватели» (“Captains Courageous”), стихотворные сборники «Семь морей» (“The Seven Seas”), «Белые тезисы» (“The White Thesis”) и «Сказки просто так» (“Just So Stories”). Наиболее захватывающий рассказ из этих произведений — это история человеческого детёныша Маугли, воспитанного волками, медведем Балу, бесстрашной пантерой Багирой, питоном Каа. Сказки о Маугли полны экзотических экстремальных ситуаций, держат читателя в постоянном напряжении.
Особенно значимыми являются его творения для детей. [1,224] Интересно, что герой рассказов Р.Киплинга, Маугли, более знаменит, чем сам автор. Например, в сайте «Дети онлайн» сказки Киплинга рекламируются
cледующим образом: “Знаете ли вы сказки Киплинга? Обычно этот вопрос приводит в замешательство, но вот Маугли знают все!” [5]
В «Книгах Джунглей» есть мир Джунглей так и мир людей, Джунгли как универсум и джунгли как обычный лес, Народ Джунглей и отверженные. Не стал исключением и вопрос о человеке, который является неотъемлемой частью космогонического предания Джунглей. На заре Творения демиург Тха сказал: «Первый из ваших правителей принес в Джунгли Смерть, второй –Позор <…> Теперь вы познаете Страх, и когда вы найдете его, то поймете, что он –ваш хозяин, и все будете ему подчиняться». И однажды один из буйволов рассказал, что нашел Страх в пещере в Джунглях. «На нем не было шерсти, и он ходил на задних ногах. <…> Увидев нас, он закричал, и его голос наполнил нас страхом, от которого нам страшно и теперь, и мы убегаем прочь» [2, c. 19]. И с тех пор из всего на свете звери «больше всего боялись Человека» [2, c. 16].
Художественный мир Р.Киплинга вызывает неоднозначные суждения у критиков и литературоведов разных стран и в разные эпохи. О положительных и отрицательных чертах его творчества писали многие, но все признавали его неотразимый и неповторимый талант. Поэзия и проза Киплинга отразила нравственные ценности прогрессивного английского общества, не потеряла своего значения и в наше время.
Литературовед З. Т. Гражданская отмечает: «В творчестве Киплинга выделяются анималистические произведения, обладающие большими художественными достоинствами. В 1894–1895 гг. появились книги о Маугли: две «Книги Джунглей» и завершающий их рассказ «В заповеднике». Создавая
Образ Маугли, Киплинг опирается на старинные легенды о волчьем выкормыше (начиная с истории Ромула и Рема и кончая индийскими преданиями), а также на сказки разных народов о герое, знающем язык всех тварей». [3, 163]
Животные герои книги Киплинга действуют, думают и разговаривают, как люди. Эта черта привычна для сказок. Но в отличии от сказки, в рассказах Киплинга так поразительно точно и верно описаны обличье зверей, их повадки и образ жизни, что мы узнаем о них очень много нового и видим их такими, какие они есть на самом деле. Отмечая мастерство Киплинга, Д.Урнов пишет: «Как обычный читатель, так и литературный эксперт, оба почувствовали в книгах Киплинга чисто писательское умение справляться с любым жизненным материалом». [4,19]
Практически с самого начала повествования Киплинг делит своих героев на положительных и отрицательных так, что читатель, прочитав первые строки о пантере Багире или удаве Каа, не спутает — кто из них за Маугли, а кто — против. Киплингу удалось показать положительные стороны даже удава Каа, чьё тридцатифутовое тело и шипение наведёт страх на любого. При его виде дрожат все животные джунглей, он коварен и жесток с такими обитателями джунглей как шакал Табаки и тигр Шерхан, но в то же время Каа очень храбр и защищает беспомощных животных.
Медведь Балу — добрый, весёлый защитник слабых, а волк Акела сыграл очень важную роль в жизни Маугли. Во всех народных сказках волк представлен как отрицательный герой, а Киплинг присвоил волку такие качества как сила, ловкость и справедливость. Это говорит о том, что Киплинг был способен видеть положительного героя даже в таких страшных и опасных животных, как пантера, волк, удав, медведь.
А главный герой этого произведения — маленький мальчик Маугли, который в раннем детстве попал в Джунгли, в волчью стаю:
Directly in front of him, holding on by a law branch, stood a naked brown baby who could just walk — as soft and as dimpled a little atom as ever came to a wolf’s cave at night He looked up into Father Wolf’s face, and laughed.
Вот таким слабым и беспомощным Киплинг представляет нам своего героя, и уже через десять лет он становится смелым, ловким и сильным благодаря своему мужеству и помощи его друзей-животных:
He grew up with cubs, though they, of course, were grown wolves almost before he was a child. And Father Wolf taught him his business, and the meaning of things in the jungle.
Как говорится в вышеприведённом отрывке, Маугли рос вместе с волчатами, хотя они стали взрослыми волками гораздо раньше, чем он вышел из младенческих лет, и Отец Волк учил его своему ремеслу и объяснял всё, что происходит в джунглях. Поэтому каждый шорох в траве, каждое дуновение теплого ночного ветерка, каждый крик совы над головой, каждое движение летучей мыши, на лету зацепившееся коготками за ветку дерева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли. Как часть природы, Маугли вырос отважным, сильным, и в то же время добрым парнем.
В реальной жизни многие животные физически сильнее человека, но Киплинг наделяет своего главного героя такой ловкостью, отвагой и силой, что в конце концов Маугли побеждает самого короля Джунглей коварного и сильного Шерхана.
Рассказы Редьярда Киплинга о Маугли имеют большое воспитательное значение. В них выделяются несколько лейтмотивов, имеющих воспитательное значение: это мотивы защиты слабого, покорения природы, подчинение животного мира человеку в силе превосходства его разума. Думается, что Маугли Киплинга имеет огромное значение в формировании характера у детей, так как видя в Маугли или в других положительных героях такие черты как храбрость, справедливость, доброта, острый ум, маленькие читатели будут стремиться быть похожими на них. Для взрослых поучительным является способность Киплинга находить положительные черты даже в отрицательных существах. Это говорит о том, что и в людях с отрицательным характером можно найти положительные черты. Это рациональное зерно, которое имеет немаловажное значение для воспитания человека, для воздействия на него с целью развития и формирования положительных качеств.
Литература:
- Булгаков М. Мастер и Маргарита. –М., 1984.
- Kipling R. The Second Jungle Book. –New York: The Century Co., 1895.
- Kipling R. The Jungle Book. –New York: The Century Co., 1894.
- Dyakonova N. Y. Three Centuries of English Poetry. — Leningrad: Prosvesheniye,1967.
- Гражданская З. Т. Зарубежная литература ХХ века. — Москва: Просвещение, 1973.
- Урнов Д. Подъем и падение таланта. — В кн. Оскар Уайльд. Редьярд Киплинг. — Москва: Художественная литература, 1976. — С. 5–24.
- https://deti-online.com>skazki-kipling
- Kipling R. In the Rukh. — [Электронный ресурс]: http://www.kellscraft.com/junglebook/junglebook09.html