Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Петросянц, В. Р. Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников / В. Р. Петросянц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 469-472. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54890/ (дата обращения: 16.11.2024).



На выборке старшеклассников (n=133) изучены особенности проблемных переживаний девушек и юношей старшего школьного возраста. Установлены различия в иерархии сфер переживаний проблем школьной жизни. Обнаружены значимые различия в сферах проблемных переживаний девушек и юношей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: проблемное переживание, проблемная озабоченность, школьная жизнь, старшеклассники, гендер.

Психологическая проблема — понимается как противоречие между сформированным (актуальным) уровнем развития тех или иных психических функций, процессов, свойств и теми вызовами, которые делает жизнь, требуя появления новых психических качеств. Возникшая проблема влияет на эмоциональное состояние человека, вызывает переживание. Переживания, сочетая в себе эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту. В переживании «отражается» эмоциональное состояние человека, взаимовлияние человека и среды опосредованные переживанием [1].

В период перехода от юношества к взрослости может возникать «психосоциальный мораторий», обостряющий противоречия между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни осваивать новые формы жизнедеятельности. Эти требования могут выступать как источники проблем [1].

Вслед за Л. А. Регуш отметим признаки, характеризующие психологические проблемы:

– наличие в жизненной ситуации противоречия, которое осознается человеком;

– эмоциональное переживание этого противоречия как фактора, мешающего, усложняющего жизнь;

– желание (или потребность) разрешить это противоречие, для того чтобы жизнь вошла в обычное, более благоприятное русло;

– невозможность использования старых способов действия для разрешения проблемы, что может вызвать состояние неопределенности, беспокойства [1].

Цель данного исследования заключается в установлении иерархии переживаний проблем школьной жизни у девушек и юношей старшего школьного возраста, а также различий в интенсивности этих переживаний.

Исследование было проведено на базе средних общеобразовательных школ г. Сыктывкара. В качестве объекта исследования выступали учащиеся 10–11 классов. Всего в исследовании приняли участие 133 испытуемых (55 девушек и 78 юношей).

Для оценки выраженности проблемных переживаний и их содержательных характеристики был использован адаптированный Л. А. Регуш вариант «Проблемной анкеты» (Seiffge-Krenke) [2].

Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программы Statistica 10.0.

В данной статье мы остановимся на рассмотрении вопроса о том, какие особенности переживания проблем школьной жизни отмечаются девушками и юношами старшего школьного возраста.

Мы изучили интенсивность переживания школьных проблем девушек и юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования представлены в рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность сфер переживаний проблем школьной жизни в группах девушек и юношей старшего школьного возраста

Согласно рисунку 1, установлено, что для девушек старшего школьного возраста, в отличие от юношей, характерно более интенсивное переживание проблем во всех сферах школьной жизни.

Для оценки иерархичности сфер проблемных переживаний в профилях девушек, юношей и всей выборки старшеклассников в целом, мы произвели ранжирование сфер проблемных переживаний. Наименьший ранг был присвоен наиболее интенсивно переживаемым сферам.

Таблица 1

Ранговые показатели сфер проблемных переживаний

Сферы проблемных переживаний

Девушки

(n=55)

Юноши

(n=78)

Вся выборка

(n=133)

«Будущее»

4

5

4

«Взаимоотношения с родителями»

3

3

3

«Школа»

1

1

1

«Взаимоотношения со сверстниками»

7

7

7

«Собственное Я»

2

2

2

«Досуг»

5

4

5

«Здоровье»

6

6

6

Ранжирование проблемных переживаний в группе девушек позволило установить иерархию их проблемных переживаний. Наиболее интенсивно переживаемыми являются проблемы в сфере школы, собственного Я, отношений с родителями, перспективы будущего. Менее интенсивно переживаются, а соответственно и демонстрируют более низкую иерархическую значимость, проблемные переживания в сфере организации досуга, здоровья и отношений со сверстниками.

Для юношей характерна следующая иерархия переживаний проблем школьной жизни: школа, собственное Я, взаимоотношения с родителями, организация досуга, перспектива будущего, здоровье и отношения со сверстниками.

Как можно заметить, различия в иерархиях переживания проблем школьной жизни девушками и юношами состоят в том, что для девушек, в сравнении с юношами, характерно чаще отмечать переживания в области перспективы будущего, а юношам, в сравнении с девушками, проблемы в области организации свободного времени.

Мы установили, что общность интенсивно переживаемых проблем, как девушками, так и юношами, центрируется в области проблемных переживаний, связанных со школой, собственным Я, взаимоотношениями с родителями и перспективы будущего.

Отметим, что иерархия сфер проблемных переживаний девушек совпадает с общегрупповой иерархией.

Для оценки статистической значимости различий в переживаемых старшеклассниками проблемах был применен критерий — t Стьюдента. Статистические данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения сфер проблемных переживаний вгруппах девушек июношей старшего школьного возраста

Сфера проблемных переживаний

Девушки

Юноши

Значение

t-критерия

Уровень статистической значимости

«Будущее»

2,84

2,48

2,739

р<0,01

«Родители»

2,85

2,74

0,947

р>0,05

«Школа»

3,05

2,91

1,171

р>0,05

«Сверстники»

2,21

2,10

0,739

р>0,05

«Я»

3,02

2,69

2,201

р<0,05

«Досуг»

2,65

2,56

0,688

р>0,05

«Здоровье»

2,49

2,37

0,990

р>0,05

Данные таблицы позволяют заключить, что различия в переживании проблем школьной жизни в группах девушек и юношей затрагивают только сферы будущего и собственного Я.

Для девушек старшего школьного возраста, в сравнении с юношами, свойственно более интенсивное переживание проблем в сфере «будущего» (t=2,739, при р<0,01). Данные различия говорят о том, что девушки в старшем школьном возрасте в большей степени склонны оценивать свое будущее как неопределенное, испытывают опасения, связанные с оценкой оправдания ожиданий со стороны родителей, затрудняются в оценке своих личностных возможностей, связанных с реализацией жизненных планов, испытывают тревогу относительно востребованности на рынке труда и материальном поощрении собственного труда, позволяющем им быть автономными от родителей.

Для девушек также характерно отмечать более выраженные проблемные переживания в сфере собственного Я (t=2,201, при р<0,05). Установленное отличие интенсивности переживаний в области собственного Я у девушек, в сравнении с юношами, заключается в том, что девушки чаще проявляют недовольство собой, испытывают затруднения в оценке собственных способностей, отмечают противоречивость своего Я, недостаточную уверенность в себе при отстаивании собственных интересов, непонимание и затруднение в обеспечении контроля собственных негативных переживаний.

Мы сопоставили результаты нашего исследования с результатами исследования переживаний проблем школьной жизни в выборке учащихся подросткового возраста (14–16 лет), проведенного в 2009 г. Л. А. Регуш [2].

Так, для подростков в исследовании Л. А. Регуш, наиболее переживаемой сферой стала проблема в области будущего, тогда как в нашей выборке наиболее интенсивно переживаемой проблемой является школа, а будущее занимает лишь 4 ранговую позицию.

Кроме того, интенсивно переживаемой проблемой в нашей выборке является сфера собственного Я, в то время как в сопоставляемой выборке подростков данная сфера установилась на 7 ранговом месте.

Обращает на себя внимание также и различие в оценке проблемных переживаний во взаимоотношениях со сверстниками. В исследовании Л. А. Регуш подростки отметили, что данная проблема для них имеет существенное значение (3 ранговое место), в то время как по оценке нашей выборки данная проблемная сфера располагается на 7 месте.

Результаты нашего исследования согласуются с исследованием Л. А. Регуш в части более интенсивных переживаний проблем школьной жизни как девочками подростками, так и девушками старшего школьного возраста, в сравнении с мальчиками подросткового и юношеского возраста.

Таким образом, изложенные результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. наиболее интенсивно переживаемыми проблемами школьной жизни девушек старшего школьного возраста являются «школа», «собственное Я», «взаимоотношения с родителями», «перспектива будущего»;
  2. остро переживаемыми проблемами юношей старшего школьного возраста стали «школа», «собственное Я», «взаимоотношения с родителями», «свободное время (досуг)»;
  3. девушки старшего школьного возраста, в сравнении с юношами, более интенсивно переживают все сферы проблем школьной жизни. Это, прежде всего, относится к таким областям проблемных переживаний, как «будущее» и «собственное Я».

Литература:

  1. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: научно-методические материалы. — СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 34 с.
  2. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 57–65.
Основные термины (генерируются автоматически): старший школьный возраст, школьная жизнь, переживание, юноша, девушка, группа девушек, перспектива будущего, проблемное переживание девушек, интенсивное переживание проблем, эмоциональное состояние человека.


Ключевые слова

гендер, старшеклассники, проблемное переживание, проблемная озабоченность, школьная жизнь

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Задать вопрос