На выборке старшеклассников (n=133) изучены особенности проблемных переживаний девушек и юношей старшего школьного возраста. Установлены различия в иерархии сфер переживаний проблем школьной жизни. Обнаружены значимые различия в сферах проблемных переживаний девушек и юношей старшего школьного возраста.
Ключевые слова: проблемное переживание, проблемная озабоченность, школьная жизнь, старшеклассники, гендер.
Психологическая проблема — понимается как противоречие между сформированным (актуальным) уровнем развития тех или иных психических функций, процессов, свойств и теми вызовами, которые делает жизнь, требуя появления новых психических качеств. Возникшая проблема влияет на эмоциональное состояние человека, вызывает переживание. Переживания, сочетая в себе эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту. В переживании «отражается» эмоциональное состояние человека, взаимовлияние человека и среды опосредованные переживанием [1].
В период перехода от юношества к взрослости может возникать «психосоциальный мораторий», обостряющий противоречия между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни осваивать новые формы жизнедеятельности. Эти требования могут выступать как источники проблем [1].
Вслед за Л. А. Регуш отметим признаки, характеризующие психологические проблемы:
– наличие в жизненной ситуации противоречия, которое осознается человеком;
– эмоциональное переживание этого противоречия как фактора, мешающего, усложняющего жизнь;
– желание (или потребность) разрешить это противоречие, для того чтобы жизнь вошла в обычное, более благоприятное русло;
– невозможность использования старых способов действия для разрешения проблемы, что может вызвать состояние неопределенности, беспокойства [1].
Цель данного исследования заключается в установлении иерархии переживаний проблем школьной жизни у девушек и юношей старшего школьного возраста, а также различий в интенсивности этих переживаний.
Исследование было проведено на базе средних общеобразовательных школ г. Сыктывкара. В качестве объекта исследования выступали учащиеся 10–11 классов. Всего в исследовании приняли участие 133 испытуемых (55 девушек и 78 юношей).
Для оценки выраженности проблемных переживаний и их содержательных характеристики был использован адаптированный Л. А. Регуш вариант «Проблемной анкеты» (Seiffge-Krenke) [2].
Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программы Statistica 10.0.
В данной статье мы остановимся на рассмотрении вопроса о том, какие особенности переживания проблем школьной жизни отмечаются девушками и юношами старшего школьного возраста.
Мы изучили интенсивность переживания школьных проблем девушек и юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования представлены в рисунке 1.
Рис. 1. Выраженность сфер переживаний проблем школьной жизни в группах девушек и юношей старшего школьного возраста
Согласно рисунку 1, установлено, что для девушек старшего школьного возраста, в отличие от юношей, характерно более интенсивное переживание проблем во всех сферах школьной жизни.
Для оценки иерархичности сфер проблемных переживаний в профилях девушек, юношей и всей выборки старшеклассников в целом, мы произвели ранжирование сфер проблемных переживаний. Наименьший ранг был присвоен наиболее интенсивно переживаемым сферам.
Таблица 1
Ранговые показатели сфер проблемных переживаний
Сферы проблемных переживаний |
Девушки (n=55) |
Юноши (n=78) |
Вся выборка (n=133) |
«Будущее» |
4 |
5 |
4 |
«Взаимоотношения с родителями» |
3 |
3 |
3 |
«Школа» |
1 |
1 |
1 |
«Взаимоотношения со сверстниками» |
7 |
7 |
7 |
«Собственное Я» |
2 |
2 |
2 |
«Досуг» |
5 |
4 |
5 |
«Здоровье» |
6 |
6 |
6 |
Ранжирование проблемных переживаний в группе девушек позволило установить иерархию их проблемных переживаний. Наиболее интенсивно переживаемыми являются проблемы в сфере школы, собственного Я, отношений с родителями, перспективы будущего. Менее интенсивно переживаются, а соответственно и демонстрируют более низкую иерархическую значимость, проблемные переживания в сфере организации досуга, здоровья и отношений со сверстниками.
Для юношей характерна следующая иерархия переживаний проблем школьной жизни: школа, собственное Я, взаимоотношения с родителями, организация досуга, перспектива будущего, здоровье и отношения со сверстниками.
Как можно заметить, различия в иерархиях переживания проблем школьной жизни девушками и юношами состоят в том, что для девушек, в сравнении с юношами, характерно чаще отмечать переживания в области перспективы будущего, а юношам, в сравнении с девушками, проблемы в области организации свободного времени.
Мы установили, что общность интенсивно переживаемых проблем, как девушками, так и юношами, центрируется в области проблемных переживаний, связанных со школой, собственным Я, взаимоотношениями с родителями и перспективы будущего.
Отметим, что иерархия сфер проблемных переживаний девушек совпадает с общегрупповой иерархией.
Для оценки статистической значимости различий в переживаемых старшеклассниками проблемах был применен критерий — t Стьюдента. Статистические данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты изучения сфер проблемных переживаний вгруппах девушек июношей старшего школьного возраста
Сфера проблемных переживаний |
Девушки |
Юноши |
Значение t-критерия |
Уровень статистической значимости |
«Будущее» |
2,84 |
2,48 |
2,739 |
р<0,01 |
«Родители» |
2,85 |
2,74 |
0,947 |
р>0,05 |
«Школа» |
3,05 |
2,91 |
1,171 |
р>0,05 |
«Сверстники» |
2,21 |
2,10 |
0,739 |
р>0,05 |
«Я» |
3,02 |
2,69 |
2,201 |
р<0,05 |
«Досуг» |
2,65 |
2,56 |
0,688 |
р>0,05 |
«Здоровье» |
2,49 |
2,37 |
0,990 |
р>0,05 |
Данные таблицы позволяют заключить, что различия в переживании проблем школьной жизни в группах девушек и юношей затрагивают только сферы будущего и собственного Я.
Для девушек старшего школьного возраста, в сравнении с юношами, свойственно более интенсивное переживание проблем в сфере «будущего» (t=2,739, при р<0,01). Данные различия говорят о том, что девушки в старшем школьном возрасте в большей степени склонны оценивать свое будущее как неопределенное, испытывают опасения, связанные с оценкой оправдания ожиданий со стороны родителей, затрудняются в оценке своих личностных возможностей, связанных с реализацией жизненных планов, испытывают тревогу относительно востребованности на рынке труда и материальном поощрении собственного труда, позволяющем им быть автономными от родителей.
Для девушек также характерно отмечать более выраженные проблемные переживания в сфере собственного Я (t=2,201, при р<0,05). Установленное отличие интенсивности переживаний в области собственного Я у девушек, в сравнении с юношами, заключается в том, что девушки чаще проявляют недовольство собой, испытывают затруднения в оценке собственных способностей, отмечают противоречивость своего Я, недостаточную уверенность в себе при отстаивании собственных интересов, непонимание и затруднение в обеспечении контроля собственных негативных переживаний.
Мы сопоставили результаты нашего исследования с результатами исследования переживаний проблем школьной жизни в выборке учащихся подросткового возраста (14–16 лет), проведенного в 2009 г. Л. А. Регуш [2].
Так, для подростков в исследовании Л. А. Регуш, наиболее переживаемой сферой стала проблема в области будущего, тогда как в нашей выборке наиболее интенсивно переживаемой проблемой является школа, а будущее занимает лишь 4 ранговую позицию.
Кроме того, интенсивно переживаемой проблемой в нашей выборке является сфера собственного Я, в то время как в сопоставляемой выборке подростков данная сфера установилась на 7 ранговом месте.
Обращает на себя внимание также и различие в оценке проблемных переживаний во взаимоотношениях со сверстниками. В исследовании Л. А. Регуш подростки отметили, что данная проблема для них имеет существенное значение (3 ранговое место), в то время как по оценке нашей выборки данная проблемная сфера располагается на 7 месте.
Результаты нашего исследования согласуются с исследованием Л. А. Регуш в части более интенсивных переживаний проблем школьной жизни как девочками подростками, так и девушками старшего школьного возраста, в сравнении с мальчиками подросткового и юношеского возраста.
Таким образом, изложенные результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
- наиболее интенсивно переживаемыми проблемами школьной жизни девушек старшего школьного возраста являются «школа», «собственное Я», «взаимоотношения с родителями», «перспектива будущего»;
- остро переживаемыми проблемами юношей старшего школьного возраста стали «школа», «собственное Я», «взаимоотношения с родителями», «свободное время (досуг)»;
- девушки старшего школьного возраста, в сравнении с юношами, более интенсивно переживают все сферы проблем школьной жизни. Это, прежде всего, относится к таким областям проблемных переживаний, как «будущее» и «собственное Я».
Литература:
- Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: научно-методические материалы. — СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 34 с.
- Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 57–65.