Проблемы социального страхования истратегия его развития вРоссийской Федерации
Васильев Александр Вадимович, студент;
Научный руководитель: Сергеев Артём Леонидович, кандидат юридических наук, старший преподаватель
Башкирский государственный университет (г. Уфа)
В статье раскрыты основные проблемы современного социального страхования, причины их возникновения, а также способы их решения.
Ключевые слова: социальное страхование, страхование, развитие социального страхования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальное страхование играет важную роль в защите конституционных прав граждан. Определение обязательного социального страхования дано в Федеральном Законе «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ. Согласно Закону, обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, особенностью которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [1, с3686].
Мировой опыт свидетельствует, что система социального страхования — это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционное право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы [2, с17].
В наше время социальная защита не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти объясняются трудности становления рыночных отношений в стране [3]. Для потребителей страховых услуг нет четкого представления о том, в какой форме должно осуществляться обязательное социальное страхование. Основной проблемой социального страхования в Российской Федерации является сумбурное принятие нормативно правовых актов, провозглашающих обязательность страхования. Следствием этого идет такое негативное последствие, как социальная несправедливость, то есть низкие размеры социальных страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью. Решить такой вопрос можно путем установления в различных законодательных актах единых подходов к обозначению размеров страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина. Такое решение урегулировало бы равноправие граждан Российской Федерации на получение страховых выплат.
Следует указать на то, что в РФ существует такая проблема, как отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Это исходит из того, что ряд организаций и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на весомые льготы по уплате отчислений в Фонд Социального Страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо перенести бремя не страховых выплат на федеральный и региональные бюджеты. Так же, в данном вопросе будет уместно оптимизировать страховые расходы [4].
Нельзя не затронуть проблему касаемо порядка и условий оплаты труда гражданам, занятым в производстве. Следует иметь в виду, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имею четко выраженную страховую характеристику. Расходы по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам. Другие расходы, такие как расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую тенденцию. Исходя из сказанного, возможным решением данного вопроса было бы определение источников финансирования для каждого вида расходов, осуществляемых из средств социального страхования. Это произойдет лишь в случае кардинального изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты труда граждан, занятых в производстве, и определенного роста их заработной платы.
Политика развития социального страхования должна включать в себя такие аспекты, как объединенная позиция Правительства, предприятий и работодателей в решении вопросов социального страхования, оживление предприятий при сохранении за государством законодательных и контрольных функций, создание условий для совершенствования негосударственного социального страхования, что непосредственно связано с организацией негосударственных пенсионных фондов. Поддержка и развитие негосударственных добровольных форм страхования даст движение в нескольких направлениях. Во-первых, это позволит привлечь к социальному страхованию те группы населения РФ, которые остаются за бортом действующей системы. Во-вторых, поддержка негосударственных добровольных форм страхования даст фундамент для создания условий конкуренции между страховыми организациями, что значительно повысит уровень страховых услуг и даст предпосылки к повышению эффективности социальной защиты населения в Российской Федерации.
Подводя общую черту, хочу отметить, что без решения обозначенных вопросов будет весьма проблематично создать эффективную и в полной мере работающую систему социального страхования в Российской Федерации, и не менее сложно будет обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.
Литература:
1. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.07.1999, N 29, ст. 3686
2. Роик В. Д. Социальное страхование: учебник. М.: Юрайт, 2014. 17с.
3. Косарев Ю. А. Концептуальные модели государственного социального страхования как формы социальной защиты и национальной безопасности общества [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_29/Butenko %20E.pdf (дата обращения: 03. 12.18).
4. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России [Электронный ресурс]. — URL: https://eco.tversu.ru/Doc/sb_konf17–1.pdf (дата обращения: 03.12.18).