В этой научной работе были рассмотрены основные способы борьбы с международным терроризмом. На основе анализа действий по предотвращению и ликвидации террористических угроз в Российской Федерации. Изучались различные подходы к пониманию понятия международного терроризма и превентивных мер в отношении данного явления. Автором предлагаются мероприятия по совершенствованию мер профилактики в общей системе противодействия международному терроризму.
Ключевые слова: международный терроризм, ликвидация террористических угроз, превентивные меры, профилактика
In this scientific work the main ways of fight against the international terrorism were considered. On the basis of the analysis of actions for prevention and elimination of terrorist threats in the Russian Federation. Various approaches to understanding of a concept of the international terrorism and preventive measures concerning this phenomenon were studied. The author offers actions for improvement of measures of prevention in the general system of counteraction to the international terrorism
Keywords: international terrorism, elimination of terrorist threats, preventive measures, prevention
В настоящее время мировое сообщество столкнулось с серьезной проблемой, заключающейся в реальной угрозе безопасности во всем мире, исходящей от такого явления, как терроризм. Вследствие этого еще с 90-х гг. ООН в своих документах и решениях очень часто затрагивала тему борьбы с международным терроризмом. После одной из наиболее известных атак террористов, произошедшей 11 сентября 2001 г. в США, началось оформление направления борьбы с террористической угрозой в ООН в виде принятия ряда резолюций разного содержания, в том числе, стимулирующие государства мира к криминализации терроризма в своих правовых системах. В РФ терроризм официально криминализован, это выражается в статье 205 УК РФ [1]и в иных нормативно-правовых актах. С этого момента была принята Глобальная контртеррористическая стратегия в сфере предотвращения терроризма и борьбы с этим явлением существующей действительности во всех его формах и проявлениях, предполагающая соблюдение государствами — членами ООН соответствующих обязательств в области международного права, в том числе, норм, затрагивающих права человека, беженцев и такую область, как международное гуманитарное право [2]. Одна из резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, датируемая 2010 годом, призвала государства мира направить усилия в целях заключения обобщающей конвенции, касающейся международного терроризма [3].
Истоки международного терроризма и процесс его развития на протяжении различных исторических периодов играет важнейшую роль для проведения антитеррористических мероприятий, однако, нельзя выделить конкретный ряд причин. В Глобальной контртеррористической стратегии ООН установлен факт того, что «терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой — либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой».
При изучении условий, влияющих на распространение терроризма во всем мире и в разнообразных регионах, необходимо отметить и выделить ряд факторов: неустойчивость и неразвитость экономики, отсутствие стабильности политической власти на территории конкретного государства, низкий уровень жизни значительной части населения, достаточно высокий уровень безработицы, большое количество случаев нарушения прав и свобод человека, расовые и этнические разногласия, проявление неуважения к религии и её основным ценностям и др. Подтверждение значимости данных факторов-проблем для развития и распространения терроризма можно найти, проанализировав сравнительно недавние события в мире, в частности, произошедшие и на территории Российской Федерации: атака Боко-Харам в Нигерии, авиационный теракт с участием самолета “Когалымавиа”, теракт в Мумбаи 2006 г., теракт на Бали 2002 г., теракт в метрополитене города Санкт-Петербурга 2017 г.
С 2006 года в Российской Федерации официально сформулировано понятие терроризма. Федеральный закон от 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ № 35-ФЗ» дает ему определение в качестве идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [4]. Борьба с международным терроризмом в существующих реалиях проводится Российской Федерацией в пределах разработанной системы противодействия терроризму. Базой создания государственной системы противодействия терроризму в России можно считать Указ Президента Российской Федерации от 1996 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» [5]. В нем была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. Позднее основные положения Указа нашли получают юридическое оформление в Федеральном законе 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [6].Противодействие терроризму определяется в качестве деятельности органов власти государства и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в частности, по выявлению и устранению причин, условий, предрасполагающих к совершению террористических актов, иначе говоря, в форме профилактики терроризма; выявления, пресечения, предупреждения, раскрытия, расследования террористического акта, а именно, в виде борьбы с терроризмом; минимизации, ликвидации последствий деятельности, отдельных актов террористов и их организаций. Из вышеизложенного видно, что направление противодействия терроризму объединяет в себе три базовых задачи: профилактику, борьбу, ликвидацию последствий. Профилактика в социальном аспекте определяется Российской Федерацией в качестве совокупности применяемых мер, ориентируемых на предупреждение тех или иных явлений социального и политического характера. Она предполагает деятельность органов государственной власти по предотвращению образования предпосылок формирования и начала активных действий террористических организаций. Данный вид работы подразумевает наличие ряда тесно связанных направлений: политического, экономического, социального, идеологического, правового, специального. Профилактика в политической сфере определяется как комплекс действий государства и органов власти в регионах по предотвращению или устранению противоречий между политическими и другими силами на первоначальном этапе их возникновения. В социальной и экономической сферах основными программами действий государства по профилактике считаются определение экономических способов ликвидации конфликта в обществе и максимально возможное ограничение финансирования террористических организаций. Международным документом, имеющим целью пропаганду борьбы с терроризмом в сфере экономики и финансов, можно считать Конвенцию против финансового терроризма 1999г. Меры, применяемые государством в сфере идеологии, направлены на сокращение популяризации воззрений экстремистского характера, образующих социально-идеологическую основу терроризма, и изоляцию в области информации тех организаций и партий, которые используют в своей деятельности террор. Направление в специальной области означает, в основном, работу правоохранительных органов и спецслужб по обнаружению и уголовному преследованию лиц, проводящих террористическую деятельность, и по совершению тех или иных действий по обеспечению защищенности от террористических угроз объектов в области транспорта, предприятий, экологически ценных объектов, объектов энергетики и большой концентрации людей. Действия в сфере правовой профилактики терроризма подразумевают образование правового поля контртеррористической деятельности в государстве. Борьба с терроризмом — составная часть противодействия ему и проводится при помощи: 1) пресечения террористических актов с воздуха и на море; 2) проведения контртеррористической операции; 3) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации [7].
На сегодняшний день терроризм становится своеобразной формой политики не только нелегальных организаций и группировок, но и некоторых государств и политических партий. Данное положение дел критично сказывается на состоянии мира между государствами и может считаться предпосылкой к проявлению военной агрессии в глобальном и региональном масштабе. Угроза жизни и благосостоянию гражданам России и ее субъектов становится все реальнее. Образованная в Российской Федерации система противодействия терроризму подразумевает применение на практике мер профилактики терроризма, борьбу с данным социально-политическим явлением и ликвидацию последствий терактов.
Подводя итоги, можно заключить, что, на основании всего вышеизложенного, терроризм в современном мире приобретает глобальный характер и перманентно развивается, затрагивая самые разные сферы жизни общества. Именно поэтому правительство Российской Федерации и правительства зарубежных стран ведут активную деятельность с целю борьбы с террористической угрозой как в местном масштабе, в пределах территории конкретного государства, так и в глобальном масштабе, путем согласованных действий и сотрудничества с органами иностранных государств. Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами в России устанавливаются основные способы, методы противодействия терроризму. На мировом уровне данные положения находят закрепление в международных конвенциях, соглашениях, а также в Глобальной контртеррористической стратегии. Помимо перечисленных в официальных документах методов, на мой взгляд, также является важным анализ отдельных террористических актов с целью предотвращения подобных событий в будущем. На мой взгляд, существует необходимость в совершенствовании деятельности по прогнозированию действий террористов сотрудниками правоохранительных органов. Теракты в Париже 2015 г. и в Санкт-Петербурге 2017 г. уже оставили негативный след в истории существования человечества, их последствия были крайне тяжелыми как для государств Франции и России в целом, так и для отдельных лиц, для семей погибших и пострадавших. Задачей правоохранительных органов является сбор информации о преступных группировках с целью их последующей ликвидации. При расследовании преступлений террористов крайне важно сделать правильные выводы на основании полученных данных для лучшего понимания действий преступников и даже их мышления. Именно поэтому, по моему мнению, анализ совершенного противоправного деяния особенно важен при ведении борьбы с террористической угрозой. Для данной вида работы необходимо привлекать квалифицированных специалистов, способных оказывать помощь и содействие правоохранительным органам. При грамотных и слаженных действиях всех подразделений по борьбе с терроризмом по всему миру и в регионах отдельных государств вероятность совершения терактов будет минимальной. Также следует отметить деятельность одной из крупнейших террористических организаций — ИГИЛ. Данная экстремистская группировка охватывает большую территорию и, вследствие этого, способна беспрепятственно осуществлять свою деятельность и прогрессировать с каждым днем. Поскольку идеология ИГИЛ построена на радикальном восприятии и трактовке ислама, на мой взгляд, для получения большего количества информации об организации и ее отдельных членах важно привлекать профессионалов-востоковедов с целью прогнозирования действий террористов в будущем. Это позволит повысить эффективность работы правоохранительных органов в сфере противодействия терроризму.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 г. № 60 “Глобальная контртеррористическая стратегия ООН”// https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-counter-terrorism-strategy
- Официальный сайт ООН // http://www.un.org/ru/ga/documents/gares.shtml //
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ № 35-ФЗ» // http://base.garant.ru/12148566/
- Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 338 “О мерах по усилению борьбы с терроризмом” // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9529/
- Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
- Материалы научной статьи “Основные направления борьбы с международным терроризмом в современных условиях глобализации” доцента кафедры государственного управления и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ, кандидата военных наук, профессора, генерал-майора запаса, Вахрушева Виктора Александровича // http://mca.life/2016/10/osnovnye-napravleniya-borby-s-mezhdunarodnym-terrorizmom-v-sovremennyx-usloviyax-globalizacii/