Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии / В. Е. Скачок, В. Н. Буций, Л. Ю. Петровская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54904/ (дата обращения: 17.10.2024).



При выборе профессии у каждого человека возникает серьезный вопрос, все доводы за и против. Призвание быть артистом, художником, учителем, поваром или бухгалтером. Призвание может раскрыться с первыми шагами в детский сад, а может искаться всю жизнь. Обычно, данный вопрос остро встает перед окончанием школы. Как отметил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Каждый может стать лидером, если вовремя грамотно будут сориентированы преподавателями на то, чем необходимо заниматься» [1, стр. 2] Ещё раз подчеркнув, что выбор профессии во многом зависит от преподавателя.

Чем больше мы втягиваемся в тот предмет, который нам нравиться, чем больше знаний мы усваиваем благодаря качественно представленному материалу, тем больше фигура преподавателя значима не только в области образования, но и в дальнейшей судьбе, а возможно и выборе профессии.

Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую ключевое решение, первый ответственный и волнительный шаг во взрослую жизнь. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Новые требования в рамках постиндустриального общества возрастают в связи с разделением труда. В современных реалиях требуются всё более узкоспециализированные специалисты. Таким образом, можно сделать вывод, что профориентация подрастающего поколения является не только педагогической, но и социальной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.

Ярмарки вакансий и дополнительные договора между предприятиями и школами, направленность и разделение старших классов в связи со спецификой и уклоном учащихся, такие как спортивная, математическая или языковая школа уже давно не редкость. Всё это влияет на дальнейший выбор профессии. А что же вообще понимается под словом профориентация?

Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. [2, стр. 20]

По сути, это система мер по информированию, консультированию, подбору и адаптации, что в свою очередь поможет подрастающему поколению определиться с выбором профессии, которая наиболее соответствует как личным потребностям, так и потребностям общества. Чем больше способностей будущий работник сможет использовать в повседневной трудовой деятельности, тем больше он будет полезен для организации, общества и государства, при этом, не забывая о внутренних побуждениях и стимулах. Сплоченная работа и взаимосвязь профессиональной подготовки и содержанием трудовых функций, повысит интерес будущего работника к труду, увеличит работоспособность и, как следствие, повысит производительность.

Базовая цель профориентации — это формирование определенного мнения, сужения круга дисциплин, а также повысить заинтересованность молодых людей к трудовым будням, подстройка их социальных и психофизиологических особенностей к текущей рыночной экономике.

К задачам профориентации относятся:

1) информирование подрастающего поколения;

2) создание условий для проявления профессиональных качеств;

3) определение соответствия физиологических и социально-психологических качеств для выбранной трудовой деятельности.

Социальная значимость профориентации — это помощь в динамичном приспособлении в рамках быстро меняющейся рыночной экономики. При появлении новой области экономики и перетока в неё кадров, создается дефицит в других областях экономики, что будет компенсироваться низкоквалифицированными кадрами. В данной ситуации помимо профориентации, перераспределением потоком в задачи общества и государства входит также переквалификация под необходимые специальности.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.

Система профориентации — комплексный набор, объединяющий и координирующий как государственную структуру образования, институт семьи, трудовые организации, которые заинтересованы в высококвалифицированном сотруднике. Социально-экономический прогноз имеет большое значение. Яркий пример этому может свидетельствовать «романтизация» и продвижение профессии юриста и банкира в годы «перестройки» в Российской Федерации. В 2000-х годах, успехи в области военных и космических проектов, а также тактическое перевооружение армии и флота, потребовало новых штатных единиц для комплектования профессиональных войск. Однако, и в первом и во втором случае, в связи с насыщением данных ниш, количество стало перерастать в качество, а те, кто не смог себя проявить из-за недостаточной компетенции стали снова искать себя в других профессиях.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. [,]

Основой для профессиональной ориентации являются различные требования будущей выбранной профессии. Эти требования формируют такой критерий как профессиональная пригодность. Существуют четыре базовых типа решения по данному вопросу:

1. Профнепригоден. Это значит, что сотрудник абсолютно или в своем большинстве не соответствует критериям выбранной профессии. Безусловно, имеются тысячи примеров, где за счет упорства и силы воли были преодолены немыслимые барьеры, однако при стандартном, т. е. первоначальных оценочных данных не имеет нужных показателей к той или иной профессии.

2. Профпригоден. Данную категорию стоит рассмотреть в нескольких аспектах.

2.1 Годен. Эта категория лиц не имеет каких-либо противопоказаний к данной профессии и при должном упорстве имеет шанс стать хорошим специалистом в своем деле.

2.2. Соответствие. Эта категория лиц не только не имеет каких-либо противопоказаний, но и имеет ряд качеств, которые характеризуют его предрасположенность к данной профессии. В качестве примера можно привести математический склад ума, творческие задатки, способность запоминать большой объем текста или семейная династия.

2.3. Призвание. Эта категория лиц характеризуется соответствием данных и выбранной профессии, имеет в себе ряд качеств для будущей профессии и имеет ярко выраженные черты, превосходящие среди равных в обучении лиц, что можно свидетельствовать о таланте или предрасположенности к занимаемому делу.

Основная цель отбора — обеспечить будущих работников как минимум годных к определенной работе, с нужной квалификацией, необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные задачи максимально эффективно.

В новую постиндустриальную эпоху всем известно, что главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. В Российской Федерации профессиональная ориентация набирает всё большие обороты. [3, стр. 147] Выстроенная модель образования предполагает тесное взаимодействие между образовательными учреждениями и организациями, предоставляющими рабочие места. Основы данной концепции направлены на:

‒ подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере;

‒ на обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда;

‒ объединение академических и профессионально-технических знаний;

‒ формирование у школьников личных целей и планов собственной карьеры;

‒ связь между образовательными учреждениями и предприятиями;

‒ обеспечение преемственности образования и занятости;

‒ сокращение безработицы, особенно среди молодежи;

‒ заблаговременный выбор будущего рабочего места.

Из вышесказанного образуются направления, которые необходимо тщательно прорабатывать, а именно:

  1. Просвещение в рамках профессиональной подготовки.
  2. Ранняя диагностика профессиональных качеств.
  3. Консультация по выбранным направлениям.
  4. Отбор по необходимым критериям в соответствие с выбранным направлением.
  5. Практика и вовлечение в реальные показатели.
  6. Адаптация к коллективу, распорядку, нагрузке и т. д.
  7. Воспитание корпоративной этики и принятие внутренних правил.

Комплексный анализ статистики подводит нас к тому, что профессиональная ориентация — это многогранная система социальной, психолого-педагогической и практической деятельности различных общественных институтов. Совокупная их работа подвержена одной единственной цели — максимально адаптировать под современные условия подрастающее поколение для решения социально-экономических задач.

Профессиональная ориентация как часть трудовой системы подготовки школьников и студентов, непрерывного образования и воспитания, находит ежедневное отражение в учебной литературе, которая в свою очередь подстраивается под нужды экономики и социальных изменений. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся, где немаловажная роль отведена педагогическому составу.

Литература:

  1. Задать направление / Путин В. В. 2018. — Российская газета. Столичный выпуск № 7745 (282)
  2. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 125 с.
  3. Деркач А. А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональная ориентация, подрастающее поколение, категория лиц, Российская Федерация, будущий работник, область экономики, профессиональная подготовка, ряд качеств, система профориентации.


Похожие статьи

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Задать вопрос