При выборе профессии у каждого человека возникает серьезный вопрос, все доводы за и против. Призвание быть артистом, художником, учителем, поваром или бухгалтером. Призвание может раскрыться с первыми шагами в детский сад, а может искаться всю жизнь. Обычно, данный вопрос остро встает перед окончанием школы. Как отметил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Каждый может стать лидером, если вовремя грамотно будут сориентированы преподавателями на то, чем необходимо заниматься» [1, стр. 2] Ещё раз подчеркнув, что выбор профессии во многом зависит от преподавателя.
Чем больше мы втягиваемся в тот предмет, который нам нравиться, чем больше знаний мы усваиваем благодаря качественно представленному материалу, тем больше фигура преподавателя значима не только в области образования, но и в дальнейшей судьбе, а возможно и выборе профессии.
Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую ключевое решение, первый ответственный и волнительный шаг во взрослую жизнь. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Новые требования в рамках постиндустриального общества возрастают в связи с разделением труда. В современных реалиях требуются всё более узкоспециализированные специалисты. Таким образом, можно сделать вывод, что профориентация подрастающего поколения является не только педагогической, но и социальной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.
Ярмарки вакансий и дополнительные договора между предприятиями и школами, направленность и разделение старших классов в связи со спецификой и уклоном учащихся, такие как спортивная, математическая или языковая школа уже давно не редкость. Всё это влияет на дальнейший выбор профессии. А что же вообще понимается под словом профориентация?
Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. [2, стр. 20]
По сути, это система мер по информированию, консультированию, подбору и адаптации, что в свою очередь поможет подрастающему поколению определиться с выбором профессии, которая наиболее соответствует как личным потребностям, так и потребностям общества. Чем больше способностей будущий работник сможет использовать в повседневной трудовой деятельности, тем больше он будет полезен для организации, общества и государства, при этом, не забывая о внутренних побуждениях и стимулах. Сплоченная работа и взаимосвязь профессиональной подготовки и содержанием трудовых функций, повысит интерес будущего работника к труду, увеличит работоспособность и, как следствие, повысит производительность.
Базовая цель профориентации — это формирование определенного мнения, сужения круга дисциплин, а также повысить заинтересованность молодых людей к трудовым будням, подстройка их социальных и психофизиологических особенностей к текущей рыночной экономике.
К задачам профориентации относятся:
1) информирование подрастающего поколения;
2) создание условий для проявления профессиональных качеств;
3) определение соответствия физиологических и социально-психологических качеств для выбранной трудовой деятельности.
Социальная значимость профориентации — это помощь в динамичном приспособлении в рамках быстро меняющейся рыночной экономики. При появлении новой области экономики и перетока в неё кадров, создается дефицит в других областях экономики, что будет компенсироваться низкоквалифицированными кадрами. В данной ситуации помимо профориентации, перераспределением потоком в задачи общества и государства входит также переквалификация под необходимые специальности.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.
Система профориентации — комплексный набор, объединяющий и координирующий как государственную структуру образования, институт семьи, трудовые организации, которые заинтересованы в высококвалифицированном сотруднике. Социально-экономический прогноз имеет большое значение. Яркий пример этому может свидетельствовать «романтизация» и продвижение профессии юриста и банкира в годы «перестройки» в Российской Федерации. В 2000-х годах, успехи в области военных и космических проектов, а также тактическое перевооружение армии и флота, потребовало новых штатных единиц для комплектования профессиональных войск. Однако, и в первом и во втором случае, в связи с насыщением данных ниш, количество стало перерастать в качество, а те, кто не смог себя проявить из-за недостаточной компетенции стали снова искать себя в других профессиях.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. [,]
Основой для профессиональной ориентации являются различные требования будущей выбранной профессии. Эти требования формируют такой критерий как профессиональная пригодность. Существуют четыре базовых типа решения по данному вопросу:
1. Профнепригоден. Это значит, что сотрудник абсолютно или в своем большинстве не соответствует критериям выбранной профессии. Безусловно, имеются тысячи примеров, где за счет упорства и силы воли были преодолены немыслимые барьеры, однако при стандартном, т. е. первоначальных оценочных данных не имеет нужных показателей к той или иной профессии.
2. Профпригоден. Данную категорию стоит рассмотреть в нескольких аспектах.
2.1 Годен. Эта категория лиц не имеет каких-либо противопоказаний к данной профессии и при должном упорстве имеет шанс стать хорошим специалистом в своем деле.
2.2. Соответствие. Эта категория лиц не только не имеет каких-либо противопоказаний, но и имеет ряд качеств, которые характеризуют его предрасположенность к данной профессии. В качестве примера можно привести математический склад ума, творческие задатки, способность запоминать большой объем текста или семейная династия.
2.3. Призвание. Эта категория лиц характеризуется соответствием данных и выбранной профессии, имеет в себе ряд качеств для будущей профессии и имеет ярко выраженные черты, превосходящие среди равных в обучении лиц, что можно свидетельствовать о таланте или предрасположенности к занимаемому делу.
Основная цель отбора — обеспечить будущих работников как минимум годных к определенной работе, с нужной квалификацией, необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные задачи максимально эффективно.
В новую постиндустриальную эпоху всем известно, что главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. В Российской Федерации профессиональная ориентация набирает всё большие обороты. [3, стр. 147] Выстроенная модель образования предполагает тесное взаимодействие между образовательными учреждениями и организациями, предоставляющими рабочие места. Основы данной концепции направлены на:
‒ подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере;
‒ на обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда;
‒ объединение академических и профессионально-технических знаний;
‒ формирование у школьников личных целей и планов собственной карьеры;
‒ связь между образовательными учреждениями и предприятиями;
‒ обеспечение преемственности образования и занятости;
‒ сокращение безработицы, особенно среди молодежи;
‒ заблаговременный выбор будущего рабочего места.
Из вышесказанного образуются направления, которые необходимо тщательно прорабатывать, а именно:
- Просвещение в рамках профессиональной подготовки.
- Ранняя диагностика профессиональных качеств.
- Консультация по выбранным направлениям.
- Отбор по необходимым критериям в соответствие с выбранным направлением.
- Практика и вовлечение в реальные показатели.
- Адаптация к коллективу, распорядку, нагрузке и т. д.
- Воспитание корпоративной этики и принятие внутренних правил.
Комплексный анализ статистики подводит нас к тому, что профессиональная ориентация — это многогранная система социальной, психолого-педагогической и практической деятельности различных общественных институтов. Совокупная их работа подвержена одной единственной цели — максимально адаптировать под современные условия подрастающее поколение для решения социально-экономических задач.
Профессиональная ориентация как часть трудовой системы подготовки школьников и студентов, непрерывного образования и воспитания, находит ежедневное отражение в учебной литературе, которая в свою очередь подстраивается под нужды экономики и социальных изменений. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся, где немаловажная роль отведена педагогическому составу.
Литература:
- Задать направление / Путин В. В. 2018. — Российская газета. Столичный выпуск № 7745 (282)
- Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 125 с.
- Деркач А. А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 340 с.