В статье описывается опыт использования словесных игр в развитии речи дошкольников. Автор обращает внимание на эффективность разработанной программы «Словесные игры для дошкольников». Дан сравнительный анализ развития речи дошкольников в контрольной и экспериментальной группах дошкольной образовательной организации. Сделан вывод о целесообразности включения в образовательный процесс игровых методов, основанных на речевых упражнениях.
Ключевые слова: дошкольники, словесные игры, речь.
Речь, как психический познавательный процесс тесно связана с мышлением, воображением, памятью, ощущениями, представлениями и эмоции. Речь и использование языка не только является ключевым средством общения и познания окружающего мира, но и основным фактором приобщения детей к ценностям духовной культуры. Кроме того, речевое взаимодействие — это необходимое условие воспитания и обучения подрастающего поколения.
Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе. Владение родным языком в детстве, развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи является необходимым условием решения задач интеллектуального, социального и духовного воспитания детей.
В основе исследования, посвященного речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр, лежат исследования ученых о закономерностях речевого развития дошкольников М. М. Алексеевой [1], З. М. Богуславской [2], Л. С. Выготского [3], А. А. Леонтьева, Ф. А., Е. О. Смирновой [2], А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина, В. И. Яшиной [1] и др.
Мысли этих и других ученых-практиков о языковых способностях и речевом развитии можно сформулировать следующим образом: речь, ребенка как психический процесс, развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия и отражения речи взрослых. Доказано (А. Л. Лурия [5], С. Л. Рубинштейн [7]) в речи сплетаются воедино различные направления психического развития. Умение ребенка ориентироваться в языковых конструкциях способствует развитию самостоятельных наблюдений за языком и саморазвитию речи (Л. С. Выготский [3], В. В. Гербова [4], Г. М. Лямина [6]).
В данном исследовании рассматривается процесс развития речи дошкольника с использованием словесных игр по следующим причинам:
- Проявлением интеллектуальной активности в дошкольном возрасте является речевое развитие. Основой для развития речи с использованием словесных игр являются три системы: окружающий мир природы, мир человеческих отношений, мир объектов.
- Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией и может быть опосредована техническими средствами.
- Показателем развития речи является активный словарь, т. е. запас слов, которые употребляет дошкольник в своей речи.
Таким образом, была сформулирована цель исследования — создание специальных условий для развития речи дошкольников с использованием словесных игр.
Объект исследования — речь дошкольников.
Предмет исследования — речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр.
Задачи исследования:
- Разработать программу «Словесные игры для дошкольников».
- Реализовать программу в контрольной и экспериментальной группах детского сада.
- Провести сравнительный анализ развития речи у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 189» г. Воронежа. Всего 45 детей из трех групп, среди которых два ребенка имеющие проблемы интеллектуального и речевого развития.
Методы исследования — реализация программы «Словесные игры для дошкольников», рассчитанная на 68 часов в год.
Словесные игры:
– игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «В магазине», «Дикие животные», «Флеш-моп», «Верно-неверно», «Кто сказал?», «Словесное лото» и др.;
– игры на умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Аналогии (на различные темы)», «Пирамидки», «Назови одним словом», «Найди ошибки», «Звезды на небе» и др.
– игры на развитие зрительного внимания, сообразительности, быстроты мышления, «Белого и черного не называть», «Чего не стало», «Кто опоздал — с того стих», «Подбери слова», «Цвета в картинках» (с использованием электронных образовательных ресурсов), «Хитрые картинки» и др.;
– игры на развитие слухового внимания, например: «Даны три числа: два, один и три. От третьего числа отними первое и прибавь к нему второе. Назови сумму»; «Назови первую букву первого месяца весны и последнюю букву своего имени» (время на обдумывание — 10 секунд),
«Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел
Вопрос: сколько животных вошло в автобус?» и др.;
– игры и задания на развитие мышления. Например, с использованием потешек, пословиц, поговорок, стихотворений: «Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда.
Вопрос: сколько у них клювов? Сколько у них глаз?», Потеряли котятки на дороге перчатки и в слезах прибежали домой. Вопрос: сколько перчаток потеряли котята?», «Дети играли в одних трусиках и майках. Вдруг пошел сильный снег. Но дети не замерзли и не промокли. Почему?» и др.
– подвижные словесные игры: «Лови слово», «Тук-тук, кто в домике?», «Краски», «Гуси-гуси», «Мяч в корзину» (со словом на определенную букву), «Как пройти к Зайке?», «Секреты» (дети старшей и подготовительной групп прячут игрушку, а затем рассказывают как к ней пройти, чтобы найти, но само место не называют, а лишь обозначают ближайшие предметы или игрушки), «Перевертыши», «Сочиняем сказку», «Обманываем Волка, пускаем по ложному пути, чтобы он не нашел Красную шапочку», «Кому что нужно?» и др.
Результаты и их обсуждения
Реализация программы началась в сентябре 2018 года, продолжается в настоящее время. Образовательная деятельность осуществляется два раза в неделю по 20 минут. Результаты мониторинга на 1 декабря показали, что дети экспериментальной группы заметно улучшили результаты в развитии когнитивных процессов в отличие от детей контрольной группы. Почти на всех занятиях используются электронные образовательные ресурсы, которые стимулируют игровую деятельность детей и повышают образовательный уровень.
Сравнительный анализ речевого развития дошкольников с использованием словесных игр
После завершения трехмесячного эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов развития речи дошкольников с использованием словесных игр. По каждому параметру диагностики находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по предложенному упражнению.
Общая успешность выполнения варьировалась от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении задания.
Данные исследования формирования познавательных процессов приведены в таблице. Контрольные — К, экспериментальные — Э.
Психолого-педагогические диагностики |
Э Сент. |
Э Дек. |
К Сент. |
К Дек. |
Корректурная проба (тренировка зрительного внимания и изучение грамматических знаков. |
0,25 |
0,44 |
0,26 |
0,41 |
«Лови слово», «Сказка по кругу», «Продолжи слово». |
0,38 |
0,61 |
0,37 |
0,58 |
Аналогии, логические задачи. |
0,36 |
0,54 |
0,42 |
0,48 |
10 слов, «Слово в корзину», «Слово на последнюю букву», «Найди и расскажи». |
0,54 |
0,67 |
0,58 |
0,61 |
Веселые картинки, динамические минутки, логоритмика. |
0,55 |
0,76 |
0,55 |
0,74 |
Сказка наоборот |
0,32 |
0,45 |
0,33 |
0,38 |
Рассказ по картинкам |
0,48 |
0,69 |
0,44 |
0,63 |
Как видно из таблицы, имеется достоверное различие в речевом развитии и познавательных процессов у дошкольников экспериментальной группы. Для трех месяцев реализации программы — это незначительные различия, однако, они имеются. Из таблицы также видно, что на начало эксперимента дети из контрольной группы по некоторым видам задания опережали участников экспериментальной группы, но в процессе регулярных занятий дети из экспериментальной группы (после трех месяцев занятий) имеют более высокие результаты.
Выводы и заключение.
Новизна исследования определяется тем, что с учетом возрастных закономерностей развития детей автором разработана и апробирована программа речевого развития дошкольников с использованием словесных игр, включающая методики развития речи и влияющая на уровень развития когнитивных процессов. Исследовательская деятельность не закончена и будет продолжена до сентября 2019 года.
Основой речевого развития дошкольников с использованием словесных игр в программе является процесс развития и процесс творческой деятельности в игре. Образовательная деятельность речевого логического плана построена по принципу: от эмоций — к мысли.
Все виды речевой активности человека связаны с мышлением. Поэтому речевое развитие с использованием словесных игр в программе основано на продуктивной самостоятельной творческой деятельности детей, но управляемой воспитателем. При реализации программы был и остается опора на разные формы и виды чувственного познания, интуиции, нравственных чувств.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 400 с.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2010. — 213 с.
- Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2006 — № 6. — с.62–76.ъ
- Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28–34.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2008. — 318 с.
- Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 49–55.
- Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
- Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. — N 11. — с. 8–12.